ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2447/2022 от 28.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

59RS0006-02-2021-002905-97

Судья Коневских О.В.

Дело 2-2447/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь Дело № 33-9591/2022

28 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда города Перми от 07 июня 2022 года о включении периодов работы ФИО1 с 21.11.2016 по 31.05.2021 в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 30.06.2021.

Заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю ФИО2 (паспорт, доверенность, диплом), представителя истца ФИО3 (паспорт, диплом), представителя ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 (служебное удостоверение, диплом), изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к ОПФР по Пермскому краю, ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести оплату дополнительного тарифа к страховым взносам, указав в заявлении, что ФИО1 работает ФКУ Исправительная колония №32 ГУФСИН по Пермскому краю в должности мастера трудовой адаптации осужденных. 01.06.2021 обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой в особых условиях, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда». Согласно записям в трудовой книжке и справки ИК 32 ФИО1 работает мастером центра трудовой адаптации осужденных с 27.06.2011 по настоящее время. Решением УПФР в Орджоникидзевском районе г.Перми в назначении пенсии отказано на основании отсутствия требуемого специального стажа. УПФР не включил в стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы с 21.11.2016 по 31.05.2021. Характер и условия труда истицы в спорные периоды соответствуют должности, предусмотренной в пункте 2 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Неурегулированность вопроса об оценке условий труда с осужденными не может служить основанием для ограничения гражданских прав истца, в том числе, права на пенсионное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Работодатель, ИК-32 ГУФСИН ПК направлял в УПФР сведения об отнесении спорного периода работы к специальному стажу, дающего право на досрочную пенсию (код 27-ОС), однако, после проведения в 2020 году проверки со стороны УПФР, льготы в сведениях была снята.

С учетом уточнения требований ФИО1 просит признать незаконным решение УПФР в Орджоникидзевском районе г.Перми в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с 21.11.2016 по 31.05.2021 (04-06-11) и отказа в назначении досрочной пенсии; обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда по Пермскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с 21.11.2016 по 30.06.2021 и назначить страховую пенсию по старости с 30.06.2021; обязать ФКУ ИК №32 произвести оплату дополнительного тарифа к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на ФИО1 за период с 01.01.2019 по 30.06.2021.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель истца в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика ОПФР по Пермскому краю ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представителя ответчика ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, так как судом не было принято во внимание, что согласно проведенной оценке условий труда, класс условий труда на рабочем месте истца признан допустимым, что не предполагает уплату дополнительных взносов, и на основании части 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы не подлежит включению в специальный стаж. Данное значимое для дела обстоятельство судом не определено и не учтено при постановлении решения, которое обязывает работодателя произвести оплату дополнительных тарифов по страховым взносам за истца за спорный период времени. Также судом не учтено, что полная занятость истца на непосредственно работах с осужденными не подтверждена. Вывод суда в этой части не основан н имеющихся в деле доказательствах.

Возражений на жалобу не поступило.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю просит апелляционную жалобу удовлетворить, выражая согласие с изложенными в ней доводами.

На заседании судебной коллегии представитель пенсионного органа на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель истца просили оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю поддержала доводы, изложенные в отзыве о согласии с апелляционной жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Согласно подпункту 17) части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на досрочную пенсию по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 6 указанной статьи установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

На основании подпункта «к» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда». Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года №39 утверждены разъяснения «О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года № 85», в соответствии с которыми правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.

Истец работает в должности мастера центра трудовой адаптации осужденных, т.е. по должности, предусмотренной пунктом 2 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 1994 года № 85.

Согласно части 8 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Отказывая во включении в специальный стаж истца периода работы с 21.11.2016 по 31.05.2021 (04-06-11), пенсионный орган исходил из результатов специальной оценки условий труда по должности мастера в учебно-производственных цехах № 1 и № 4, проведенной в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю, согласно которым итоговый класс условий труда равен 2 (л.д. 61-67).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что при оценке специальных условий труда не был оценен такой фактор, как постоянна занятость на работах с осужденными, в связи с чем, результаты проведенной оценки условий труда не может быть принят в качестве доказательства отсутствия основания для удовлетворения иска.

Оснований не согласиться с выводом суда судебная коллегия не усматривает.

Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, специальная оценка условий труда включает в себя этап идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно - вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы.

При этом, согласно пункту 11 Методики, идентификация не осуществляется в отношении, в том числе, рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

То же положение содержит часть 6 статьи 10 Федерльного закона № 426-ФЗ.

В соответствии с частями 7,8 указанной статьи, в случае, если специальной оценке подлежит рабочее место, предусмотренное соответствующим Списков в качестве дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов должен определить эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона. Для этих целей эксперт может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.

Сведений о проведении специальной оценки в соответствии с требованиями пунктов 6,7,8 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в материалах дела не имеется. При этом из представленных карт и протоколов проведения исследований и измерений тяжести трудового процесса следует, что такой фактор как напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника, не исследовались. Доказательств того, что экспертом данный показатель обоснованно не принял в качестве подлежащего оценке исходя из специфики исследуемого рабочего места, не имеется. Представленные же доказательства – карты специальной оценки условий труда и протоколы исследований свидетельствуют о том, что в данном случае был применен общий подход к оценке специальных условий труда, что в силу приведенных выше норм недопустимо, поскольку отнесение должности истца к должностям, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости именно в связи с повышенными психоэмоциональными нагрузками является очевидным. Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда не могут быть приняты в качестве достоверного доказательства юридически значимого обстоятельства по делу. В свою очередь, проведение работодателем специальной оценки условий труда с нарушениями не может являться основанием для отложения реализации прав истца на назначение досрочной пенсии по старости исходя из установления иных значимых обстоятельств – соответствия занимаемой должности должностям, предусмотренным списком, занятости на работах с осужденными в течение полного рабочего времени, наличия необходимой продолжительности специального стажа.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств полной занятости истца на работах с осужденными, опровергаются имеющимися в дела справкой работодателя, должностями инструкциями (л.д.24, 46-55). Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, основания для отмены решения отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда города Перми от 07 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи