ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-244/20 от 02.09.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

УИД 22RS0004-01-2020-000239-42

Судья Зимоглядова Е.В. № 33-5491/2020

(№ 2-244/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Диденко О.В., Ромашовой Т.А.

при секретаре Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» к Кращенко О. В. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения и взыскании расходов

по апелляционной жалобе АО «СК Алтайкрайэнерго» на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 28 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя истца Тарасовой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кращенко О.В. заключила с Акционерным обществом «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» (далее – АО «СК Алтайкрайэнерго») договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГ***, по которому должно было осуществляться технологического присоединение энергопринимающих устройств по <адрес> в р.<адрес>, где проживает Кращенко О.В., в том числе, сетевая организация обязана была обеспечить готовность объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств заявителя, урегулировать отношения с третьими лицами, а заявитель обязался оплатить технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.

АО «СК Алтайкрайэнерго» обратилось в суд с иском к Кращенко О.В., просило расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения *** от ДД.ММ.ГГ, заключенный между АО «СК Алтайкрайэнерго» и Кращенко О.В., взыскать с Кращенко О.В. расходы, понесенные АО «СК Алтайкрайэнерго» в связи с исполнением договора об осуществлении технологического присоединения *** от ДД.ММ.ГГ в размере 2 227,72 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование требований указано, что договор был заключен на основании поданной ответчиком заявки в соответствии с Правилами Технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. На основании подписанного сторонами договора, сетевой организацией заявителю направлены счет на осуществление платежа по заключенному договору, а также технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора.

Со стороны АО «СК Алтайкрайэнерго» мероприятия по технологическому присоединению (проектирование, строительство, реконструкция) в рамках договора не предусмотрены техническими условиями, так как объекты электросетевого хозяйства сетевой организации готовы к технологическому присоединению энергопринимающих устройств Кращенко О.В. Обязанности заявителя по договору определены в п. 2.4. Договора и в п. 2 Приложения №2 к Договору (технические условия). Заказчиком уведомление о выполнении технических условий и готовности его электроустановок к технологическому присоединению не предоставлено.

ДД.ММ.ГГКращенко О.В. направила сетевой компании заявление о расторжении договора, в ответ на которое сетевая компания направила соглашение о расторжении договора, являющееся одновременно актом приема-передачи выполненных работ, в соответствии с которым Кращенко О.В. обязуется оплатить сетевой организации денежные средства, фактически затраченные на выполнение мероприятий в части подготовки технических условий, в размере 2 227,27 руб.

Технологическое присоединение не осуществлено в результате бездействия ответчика и его нежелания продолжать исполнение договора, что повлекло невозможность исполнения истцом условий договора в полном объеме и одновременно несение затрат на изготовление и выдачу технических условий. Понесенные истцом затраты являются компенсацией фактически понесенных расходов на этапе технологического присоединения (на момент получения заявления о расторжении договора).

Ответчик Кращенко О.А. и ее представитель возражали против удовлетворения иска.

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 28 мая 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование указывает, что судом неправильно применен закон, подлежащий применению.

Стоимость оказанных ответчику услуг по подготовке и выдаче технических условий определена на уровне ставки, предусмотренной решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ***, действовавшим в период заключения договора. Сетевая компания выполнила часть обязательств по договору, понесла определенные производственные издержки (затраты).

Вывод суда о необходимости согласовать технические условия, выдаваемые в рамках договора, не основан на законе, не соответствует п. 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утв. постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Поскольку реальная цена договора об осуществлении технологического присоединения гораздо выше установленной Правительством, то возникает разница между реальной ценой договора и установленной на законодательном уровне ставкой, именуемая выпадающим доходом сетевой организации.

Заявитель, соблюдая определенные требования, получает возможность осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств по льготной цене (550 рублей). При несоблюдении заявителем таких условий он утрачивает возможность воспользоваться льготной ценой. После осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя сетевая организация вправе компенсировать объем выпадающих доходов за текущий расчетный период путем предоставления соответствующей документации, подтверждающей несение таких затрат, при условии исполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения, то есть фактического осуществления этого присоединения.

В случае неисполнения договора, в том числе при его расторжении по инициативе заявителя, компенсация выпадающих доходов за счет их включения в тариф на передачу электроэнергии на следующий отчетный период не будет производиться, поэтому сетевая организация вправе взыскать с заявителя понесенные расходы.

Эта позиция подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы от 11 05.2016 №СП/31150/16.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об электроэнергетике» технологическое присоединениек объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Таким образом, по правовой природе договор технологического присоединения является комплексным, включает элементы договора об оказании услуг, проведении работ.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.

Согласно пункту 3 указанных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 указанных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подп. «а» п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГКращенко О.В. обратилась в АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома по <адрес> Алтайского края. Заявителем была указана мощность объекта 15 кВт.

Сторонами был заключен договор *** от ДД.ММ.ГГ об осуществлении технологического присоединения, согласно которому сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения. Неотъемлемой частью договора являются технические условия (приложение №2), в которых мероприятия по технологическому присоединению, осуществляемые ОАО «СК Алтайкрайэнерго» не указаны, а содержится лишь перечень мероприятий, осуществляемых заявителем в течение 2 лет со дня заключения договора (л.д. 48-51).

Таким образом по содержанию технические условия представляют собой оформленные в виде отдельного документа обязанности заявителя, которые возлагаются на него по договору.

Согласно п. 2.1 договора сетевая организация обязалась надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; в течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра в течение 4 месяцев со дня заключения договора осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Следовательно заключенным сторонами договором на сетевую организацию не возложена обязанность по разработке и составлению технических условий, они были подготовлены одновременно с проектом договора, являлись его частью.

Размер платы за технологическое присоединение согласно п. 3.1 договора составляет 550 рублей. Эта сумма была оплачена заявителем, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГ (л.д. 53) и не оспаривалось истцом.

ДД.ММ.ГГ истцу поступило уведомление от Кращенко О.В. об отказе от исполнения вышеуказанного договора об осуществлении технологического присоединения в связи с тем, что она утратила интерес к его исполнению (л.д. 27).

При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в связи с отказом ответчицы от договора *** от ДД.ММ.ГГ об осуществлении технологического присоединения этот договор был расторгнут в 2018 году в силу п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 782, п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей», где указано, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом не требовалось заключать соглашение о расторжении договора, проект которого был направлен истцом ответчице с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГ (л.д. 28), а также отсутствовали основания для удовлетворения соответствующих требований истца, заявленных в судебном порядке.

Согласно п.п. 2-5 ст. 453 ГК при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Как указано в п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом обязанность доказать размер и факт несения убытков, предъявленных к возмещению, либо размера неосновательного обогащения ответчика лежит на истце.

Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания понесенных в связи с исполнением договора расходов, суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности указанных обстоятельств и отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в этой части.

Истцом доказательства фактического несения расходов в сумме 1 777,72 руб. в связи с исполнением заключенного с Кращенко О.В. договора не представлены, он полагал, что поскольку такой размер оплаты за подготовку и согласование технических условий установлен нормативно, факт несения расходов не подлежит доказыванию.

Действительно, согласно пункту 2 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** и приложению 2 к этому решению установлена единая стандартизированная тарифная ставка С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта «б»), для постоянной схемы электроснабжения для территориальных сетевых организаций Алтайского края на 2018 год в общей сумме 11 092,53 руб. за одно присоединение, в том числе 2 354 руб. за подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и 8 738,53 руб. – за проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (включая процедуры, предусмотренные подпунктами «г» - «е» пункта 7 Правил технологического присоединения).

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждены Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГ***, где в пункте 16 предусмотрено, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий: а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах); б) выполнение технических условий сетевой организацией, включая разработку сетевой организацией проектной документации; в) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий.

Согласно подп. 1 п. 7 указанных Методических рекомендаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждается плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в размере не более 550 рублей, в соответствии с особенностями, указанными в пункте 9, где, в числе прочего, предусмотрено, что выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, учитываемые при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2014 г., регистрационный N 34297).

В соответствии с подп. 1 п. 4, п.п. 5, 7 Методических указаний от 11 сентября 2014 г. №215-э/1 к выпадающим доходам, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, относятся расходы на выполнение организационно-технических мероприятий (указанные в пункте 16 (за исключением подпунктов "б" и "в") Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям), связанные с осуществлением технологического присоединения, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (расходы на выполнение организационных мероприятий). Расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, осуществляет сетевая организация, которая несет указанные расходы (далее - сетевая организация), в соответствии с разделом II Методических указаний. Расходы на выполнение организационных мероприятий, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, рассчитываются в соответствии с формой, предусмотренной приложением 1 к Методическим указаниям.

Из системного толкования приведенных норм следует, что выпадающие доходы не являются прямыми убытками сетевой организации при исполнении конкретного договора, а являются одним из показателей, учитываемых при установлении тарифов. Как размер платы за технологическое присоединение, так и размер выпадающих доходов устанавливаются и определяются с целью государственного регулирования ценообразования в сфере энергообеспечения. Нормативное установление указанных величин не освобождает истца от обязанности доказать размер реально понесенных им затрат в связи с исполнением заключенного с ответчиком договора в рамках гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с его расторжением, поскольку приведенные нормативные акты, регулирующие ценообразование, на указанные правоотношения не распространяются и последствия расторжения договора технологического присоединения для заявителя не устанавливают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с решением суда об отказе в удовлетворении иска.

Вопреки доводам апелляционной жалобы принятому судом решению не противоречит и позиция, выраженная в письме ФАС России от 11.05.2016 N СП/31150/16 (касающемся расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, именуемых расходами по мероприятиям "последней мили"), где указано, что в случае отказа потребителя, ранее обратившегося с заявлением о подключении к электросетям в льготном порядке, и впоследствии отказавшегося от технологического присоединения и подписания акта о технологическом присоединении, сетевая организация вправе в судебном порядке взыскать с такого потребителя, отказавшегося от технологического присоединения и подписания акта о технологическом присоединении, фактически понесенные расходы, которые не включаются в тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Как указано выше, истцом не представлено доказательств размера фактически понесенных им расходов.

Кроме того по настоящему делу истцом расходы по мероприятиям «последней мили» не были понесены, поскольку какое-либо строительство в интересах ответчика не осуществлялось.

Иные доводы апелляционной жалобы (в частности, об отсутствии необходимости согласования технических условий) о наличии оснований для удовлетворения иска не свидетельствуют, таким образом в пределах доводов апелляционной жалобы оснований отмены решения суда не установлено, жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: