ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-244/2022 от 19.04.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0008-01-2021-006674-11 № 2-244/2022

Судья Федулаева Н.К. № 33-1271/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 апреля 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.,

судей Мисюра Е.В., Мягковой С.Н.

при помощнике Сериковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Бурдюговского О.В. гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Декор» о защите прав неопределенного круга потребителей по апелляционной жалобе представителя Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» по доверенности Яшина С.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 4 февраля 2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «Декор» о защите прав неопределенного круга потребителей отказать».

Проверив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Декор» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что на основании ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» 10 декабря 2021 г. был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, в системе ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: точный адрес места приема граждан, класс энергической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению МКД за весь период работы. На электронную почту ответчика направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений, но ответчик их не устранил, информацию на дату подачи иска не разместил, что нарушает права потребителей (собственников помещений, нанимателей, арендаторов, круг которых может изменяться, то есть неопределенного круга лиц) на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному МКД, нарушает требования ч. 4 ст. 165 ЖК РФ, ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», п. 2 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр. Просило обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную статьями 6, 7 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации - областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу АППО понесенные расходы в размере 20 000 руб.

Представитель ТСЖ «Декор» по доверенности Еременко И.Ю. просил в удовлетворении иска отказать.

Железнодорожный районный суд г. Пензы принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» по доверенности Яшин С.А. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не регулируют порядок проведения общественного контроля и деятельность общественной организации. При проведении общественного контроля Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» руководствовалось ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите право потребителей», в соответствии с которыми при проведении общественного контроля обращение потребителя не требуется. Факт нарушений, которые допустил ответчик, были подтверждены представленными суду снимками экранов, которые являются надлежащими доказательствами по смыслу требований ст. ст. 55, 71 ГПК РФ. Между тем суд данным доказательствам надлежащей оценки не дал. Кроме того, согласно письму Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14 сентября 2020 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию, за не размещение которой предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области», ТСЖ «Декор» не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке абзаца первого ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п. п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства установлены приказом Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. № 114/пр (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2016 г. № 42350).

В соответствии с п. п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» ОД «АППО» представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п. 3.1 указанного Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

Как видно из материалов дела, ТСЖ «Декор» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

10 декабря 2021 г. АППО была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ.

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 10 декабря 2021 г. был составлен акт общественного контроля , утвержденный председателем АППО, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: точный адрес места приема граждан, класс энергической эффективности, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению МКД за весь период работы.

Истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.

14 декабря 2021 г. экспертом Яшиным С.А., который являлся одновременно и общественным инспектором, была подготовлена экспертиза информации в акте общественного контроля от 10 декабря 2021 г., согласно которой ответчиком нарушены требования п. п. 14, 24, 21, 25, 42 ч. 1 ст. 6, ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Обращаясь в суд с настоящим иском в защиту прав неопределенного круга лиц, истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц ответчиком, которым в нарушение требований указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в иске.

Суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, кроме того, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии с абзацами 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей.

Согласно ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако Закон РФ «О защите прав потребителей» и Жилищный кодекс РФ не регламентируют порядок организации и осуществления общественного контроля.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491.

В силу п. 4 указанных Правил решение о проведении общественного жилищного контроля (далее - решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

Частью 4 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), а с 1 июля 2017 г. - в том числе посредством его размещения в ГИС ЖКХ (п. 6 вышеуказанных Правил).

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (части 9 и 10 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 года - в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

При разрешении спора районный суд признал установленным и исходил из того, что в нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о направлении ответчику решения о проведении общественной проверки; сведения об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля, подписанного общественным инспектором Яшиным С.А., отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом АППО Яшиным С.А., отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы, проверочные мероприятия проводились без обращения потребителей о фактах нарушения.

Кроме того, несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

При таких обстоятельствах, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей».

При этом обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены. Каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что порядок проведения общественного контроля со стороны ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» нарушен, с учетом отсутствия обращения потребителей о нарушении их прав, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, о подтверждении допущенных нарушений снимками экрана страниц ответчика в ГИС ЖКХ, не являются основаниями для удовлетворения заявленных исковых требований.

Довод жалобы о неприменении к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку нормами данного Федерального закона суд при разрешении настоящего спора не руководствовался.

Ссылка в жалобе на письмо Управления Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 14 сентября 2020 г. , а также на предусмотренную КоАП РФ административную ответственность за не размещение информации в ГИС ЖКХ правового значения не имеет, на законность и обоснованность принятого судом решения не влияет. Сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за указанное правонарушение в материалах дела отсутствуют.

Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований о защите прав неопределенного круга потребителей основаны на доказательствах по делу, правовая оценка которых судом соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 4 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» по доверенности Яшина С.А. – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2022 г.

Председательствующий

Судьи