ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2450/2021 от 02.02.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Агибалов В.С. УИД 57RS0022-01-2021-004052-79

Дело № 33-279/2022, № 2-2450/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 февраля 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Жидковой Е.П.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 9 ноября 2021 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенные на нее возражения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии. В обоснование исковых требований указывал, что стаж его работы в сельском хозяйстве составляет более 30 лет, в связи с чем он имеет право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, пенсионным органом в установлении ему повышенной фиксированной выплаты было отказано со ссылкой на то, что стаж его работы в сельском хозяйстве определен 26 лет 17 дней. Вместе с тем, в период с <дата> по <дата> он (истец) работал в <...><...>, а его работа была непосредственно связана с производством растениеводства и животноводства. Однако работа в указанной должности пенсионным органом засчитаны только в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> общей продолжительностью 1 месяц 11 дней. Полагая отказ ответчика неправомерным, ФИО1 просил суд признать за ним право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях», обязав пенсионный орган назначить ему повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Не согласившись с решением суда, Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ по Орловской области) подана на него апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные доводам в суде первой инстанции, приводимых в возражениях на иск. Указывает о том, что период работы с <дата> по <дата> в качестве водителя может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве при условии дополнительного документального подтверждения того, что указанная работа была непосредственно связана с производством растениеводства, животноводства, рыболовства, т.е. в поле, на ферме и т.д., в то время как такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Таким образом, по мнению апеллянта, у истца отсутствует право на установление повышения фиксированной выплаты за работу в сельском хозяйстве, так как его стаж составил 26 лет 17 дней, что менее 30 лет.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона «О страховых пенсиях» на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440), и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона «О страховых пенсиях».

В силу требований п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440, перечислены виды сельскохозяйственной деятельности: растениеводство, животноводство и рыболовство, а также любая работа до 01 января 1992 г. в шести типовых для советского периода, сельскохозяйственных организациях (колхоз, машинно-тракторная станция, совхоз, крестьянское (фермерское) хозяйство, артель (сельскохозяйственная), межколхозное предприятие), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики), также наименования профессий, должностей, специальностей, работа по которым предоставляет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При этом право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии возникает в случае осуществления трудовой деятельности в колхозе, совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, сельскохозяйственном кооперативе, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также в структурном подразделении растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.

Согласно указанному Списку (пункт № 1) право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости имеют водители автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Кроме того, к числу лиц право на фиксированную выплату отнесены рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

В силу пункта 2 Списка аналогичный подход реализован и в отношении водителей и лиц, занятых на охране сельскохозяйственных производственных объектов, в том числе структурных подразделений животноводческого направления организации, а также подразделений основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.

Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «водителей» и «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с 01.01.2019 без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 01.09.2019. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 01.01.2019. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31.12.2019, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1, являясь получателем пенсии по старости, <дата> обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ( в настоящее время ГУ УПФ РФ по Орловской области) с заявлением о назначении ему фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в удовлетворении которого решением от <дата> отказано в связи с отсутствием 30 лет стажа в сельском хозяйстве.

В письме пенсионного органа указано, что период работы истца с <дата> по <дата> в <...> в качестве <...> может быть включен в стаж работы в сельском хозяйстве только при условии дополнительного документального подтверждения непосредственной связи этой работы с производством растениеводства, животноводства, рыболовства, поскольку основным видом деятельности учебно-производственного хозяйства <...> являлось обеспечение условий для производственного обучения, производственной практики учащихся. Стаж работы в сельском хозяйстве определен 25 лет 11 месяцев 6 дней.

После предоставления ФИО1 дополнительных сведений ответчиком включены периоды работы в сельском хозяйстве с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> общей продолжительностью 1 месяц 11 дней, в связи с чем стаж работы истца в сельском хозяйстве определен 26 лет 17 дней и в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве ФИО1 также отказано, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Проверяя доводы истца и возражения ответчика, судом установлено, что

как следует из трудовой книжки ФИО1 и справки Бюджетного <...> от <дата><дата> истец был уволен в порядке перевода из <...> в <...> на должность <...>, где проработал <...> до <дата> и в течении рабочего периода <...>

Согласно исторической справки о развитии <...> в феврале 1992 года организовано учебно-производственное хозяйство <...>, расположенное в <адрес>. В соответствии с приказом начальника Управления сельского хозяйства Орловской области от <дата> постановлено в срок с 2 по <дата> передать земли в количестве 2062 га, в том числе 1540 га пашни, материально-техническую базу, скот 4-го отделения <...> в <...>. По распоряжению главы администрации Орловского района Орловской области от <дата> директорам <...> и <...> в соответствии с постановлением главы администрации Орловской области от <дата>: в натуре общей площадью 2277 га, в том числе пашни 1540 га, фактическое поголовье всех видов скота и основные фонды (здания, сооружения, жилой фонд, материально-технические ресурсы).

Приказом Управления народного образования Исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 30.03.1992 № 108 директору <...> поручено на полученной земельной площади и материально-технической базе создать <...>

Из акта о передаче земель и материально-технической базы <...> в <...> усматривается, что по состоянию на <дата> в <...> имелось земельной площади 2283 га, из которой сельскохозяйственные угодия – 1943 га, из них пашни – 1540 га, пастбища – 356 га, сенокосы – 40 га, сады – 7 га. Структура посевных площадей составляла 1540 га, из которых зерновые и зернобобовые – 745 га, картофель – 100 га, кормовые – 630 га.

Уставом <...> предусмотрено, что учебное хозяйство является структурным подразделением профессионально-технического училища, основной базой начального производственного обучения учащихся прогрессивной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, работе на механизмах и оборудовании животноводческих ферм, воспитания их на производственном труде. Хозяйство, используя землю и закрепленные в его оперативном управлении имущество, осуществляет силами коллектива производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом на основе хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом <...>. Основными задачами <...> являются выполнение установленных планов производства по выращиванию сельскохозяйственных культур, откорма сельскохозяйственных животных, увеличение производства продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности производства. Источниками образования имущества хозяйства являются доходы, полученные от реализации продукции или иной хозяйственной деятельности, капитального вложения и дотации из бюджета. <...>, исходя из контингента учащихся и профиля подготавливаемых рабочих, должно иметь пахотнопригодную землю, животноводческие фермы, поголовья сельскохозяйственных животных для полного выполнения учащимися программы производственного обучения.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что основными задачами и направлениями деятельности учебно-производственного хозяйства, помимо обучения, являлось растениеводство и животноводство.

Также судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, которые согласуются с показаниями допрошенных судом свидетелей, что в спорный период времени в функциональные обязанности ФИО1, как водителя автомобиля <...>, входила работа по перевозке сельскохозяйственных грузов (зерно, сено, картофель, молоко и т.д.). В связи с чем, поскольку работа истца была непосредственно связана с производством растениеводства и животноводства, должность <...>, в которой в спорный период работал ФИО1, относится к производству сельского хозяйства, предусмотренному Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах, установив, что ФИО1 в спорный период с <дата> по <дата> работал в <...> к основному виду деятельности которого, в том числе относилось ведение растениеводства и животноводства, и принимая во внимание, что в Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости включены работы - растениеводство и животноводство и наименование должности – <...>, суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, включения в стаж работы в сельском хозяйстве спорный период его работы с возложением на пенсионный орган обязанности установить истцу повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку с заявлением об установление повышенной фиксированной выплаты ФИО1 обратился <дата>, то в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» исходя из требований части 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350‑ФЗ суд правомерно обязал ответчика назначить истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с <дата>.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Доводы жалобы ответчика являются несостоятельными, по сути, сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции, они являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с которой судебная коллегия согласна.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 9 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен <дата>

Председательствующий

Судьи

Судья Агибалов В.С. УИД 57RS0022-01-2021-004052-79

Дело № 33-279/2022, № 2-2450/2021