ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2450/2021 от 11.01.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-2450/2021 судья Почаева А.Н. 2022 год

(№ 33-125/2022)А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2022 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Климовой К.В.,

при секретаре судебного заседания Мокеевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционной жалобе УМВД России по Тверской области

на решение Заволжского районного суда г. Твери от 12 октября 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Навроцкого Е.В. к УМВД России по Тверской области удовлетворить.

Признать решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, принятое на заседании комиссии 14 мая 2021 года и утвержденное распоряжением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области от 14 мая 2021 года № 66/649, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <данные изъяты> Навроцкому Е.В., <данные изъяты> УМВД России по г. Твери в составе семьи из двух человек незаконным.

Признать за Навроцким Е.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать УМВД России по Тверской области поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Навроцкого Е.В. в составе семьи из двух человек: Навроцкого Е.В. и сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 31 марта 2021 года».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Навроцкий Е.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области (далее – УМВД России по Тверской области, ответчик) о признании решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам УМВД России по Тверской области (далее – Комиссия), принятого в виде протокола от 14 мая 2021 г. № 159, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – единовременная социальная выплата) составом семьи из двух человек (он и сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) незаконным, признании его права на получение единовременной социальной выплаты, возложении на УМВД России по Тверской области обязанности поставить его с сыном на учет для получения единовременной социальной выплаты с 31 марта 2021 г. Свои требования мотивирует тем, что 31 марта 2021 г. на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он обратился в Комиссию с заявлением о постановке на учет, в удовлетворении которого 14 мая 2021 г. ответчиком было отказано по пункту 2.2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. Полагает решение незаконным, поскольку ответчик в нарушение положений статьи 31 Жилищного кодекса РФ признал его, его сына и его сестру Балашову Т.В., являющуюся собственником жилого дома (<адрес>), в котором они с сыном зарегистрированы по месту жительства, членами одной семьи. В связи с тем, что он не обладает на праве собственности или социального найма жилым помещением, они с сыном вынуждены быть зарегистрированными по месту жительства в доме у сестры, при этом фактически проживают в городе Твери в жилом помещении, занимаемом по договору найма.

В судебное заседание истец Навроцкий Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Балашова Т.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика УМВД России по Тверской области Щеглова И.А. возражала по заявленным требованиям.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Навроцким Е.В. исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что решение суда основано на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, в жалобе указывается на то, что, вопреки выводам суда, у Комиссии отсутствовали основания для проверки сведений, содержащихся в документах, предоставленных Навроцким Е.В. Договор безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г., заключенный между Балашовой Т.В. и Навроцким Е.В., истцом в Комиссию не предоставлялся, и Комиссия была лишена возможности его оценить при рассмотрении вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты. Вывод суда о том, что договор безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г. определяет право Навроцкого Е.В. на жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ – по договорам найма и безвозмездного пользования, а не по договору социального найма или как члена семьи собственника жилого помещения, не обоснован. Сравнительный анализ положений части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ и договора от 04 августа 2020 г. свидетельствует о том, что данный договор не определяет права истца иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом РФ для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, что с учетом положений части 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ подтверждает, что истец и его сын вселены Балашовой Т.В. в принадлежащий ей жилой дом как члены ее семьи – как брат и племянник соответственно. Кроме того, договор от 04 августа 2020 г. предусматривает предоставление в безвозмездное пользование Навроцкому Е.В. и его сыну жилого дома полностью, а не отдельных жилых комнат. Указанное обстоятельство судом не было учтено. Вывод суда о наличии оснований для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 31 марта 2021 г. не мотивирован.

На апелляционную жалобу Навроцким Е.В. принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность принятого по делу судебного акта.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Навроцкий Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался. При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений статей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчика УМВД России по Тверской области Щегловой И.А., поддержавшей доводы жалобы, третьего лица Балашовой Т.В., возражавшей по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Навроцкий Е.В. с 15 августа 2006 г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты> УМВД России по г. Твери, имеет специальное звание <данные изъяты>, стаж его службы составляет более 14 лет.

В зарегистрированном браке Навроцкий Е.В. не состоит.

На иждивении у Навроцкого Е.В. находится сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Жилым помещением на праве собственности Навроцкий Е.В. не обладает, прекращено его право собственности на:

- с 12 августа 2011 г. - 40/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>,

- с 05 декабря 2013 г. – на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Фактически истец и его сын ФИО1 проживают по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения от 06 июля 2019 г., заключенного между Балашовой Т.В., являющейся собственником 40/100 долей в праве на жилой дом, и Навроцким Е.В. сроком на 60 месяцев.

Зарегистрирован по месту жительства Навроцкий Е.В. был: - с 17 мая 2005 г. по 19 апреля 2008 г., с 01 сентября 2012 г. по 10 апреля 2018 г. по адресу: <адрес>; - с 10 апреля 2018 г. по 06 августа 2020 г. по адресу: <адрес>.

С 06 августа 2020 г. Навроцкий Е.В. и его сын ФИО1 зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 129,5 кв.м. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Балашовой Т.В.

04 августа 2020 г. между Балашовой Т.В. и Навроцким Е.В. заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, бессрочно.

Балашова Т.В. является сестрой Навроцкого Е.В.

Также из материалов дела следует, что 31 марта 2021 г. Навроцкий Е.В. обратился в УМВД России по Тверской области с заявлением о принятии его и члена его семьи (сына ФИО1) на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив к нему документы согласно перечню, содержащемуся в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 (далее - Правила).

Решением Комиссии, оформленным протоколом от 14 мая 2021 г. № 159, Навроцкому Е.В. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек (он и сын Навроцкий К.Е.). В обоснование этого решения указано, что жилищные условия Навроцкого Е.В. не соответствуют требованиям, установленным в пункте 2.2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, поскольку обеспеченность как члена семьи собственника жилого помещения составляет более 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи.

Указанное решение Комиссии утверждено распоряжением Врио начальника УМВД России по Тверской области от 14 мая 2021 г. № 66/649.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, нормой статьи 31 Жилищного кодекса РФ и разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, сделал вывод о том, что истец и его ребенок не являются членами семьи собственника жилого дома (<адрес>) Балашовой Т.В. (сестра истца), поскольку совместно с ней в этом доме не проживают, были зарегистрированы в данном доме на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г., фактически занимают жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения от 06 июля 2019 г., и поэтому при решении вопроса об обеспеченности жильем членов семьи истца данные жилые помещения не подлежат учету.

Установив, что иных жилых помещений истец и его сын на праве собственности, в пользовании по договору социального найма не имеют, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения 31 марта 2021 г. в УМВД России по Тверской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты истец имел право быть принятым на такой учет.

При этом доводы представителя УМВД России по Тверской области о том, что договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключенный между Балашовой Т.В. и Навроцким Е.В. 04 августа 2020 г., в Комиссию истцом не предоставлялся, в связи с чем Комиссия была лишена возможности оценить данный договор при рассмотрении вопроса о постановке Навроцкого Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд отверг со ссылкой на то, что Комиссия в силу действующего законодательства не была лишена возможности провести проверку представленных Навроцким Е.В. документов, в том числе запросить сведения о причинах различия в адресах места фактического проживания и регистрации по месту жительства заявителя и его сына, основания возникновения у них права пользования данными жилыми помещениями.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее – единовременная социальная выплата).

Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил (в редакции, действующей на момент подачи истцом заявления о принятии на учет) при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Пунктом 5 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «а» названного пункта); копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт «б» названного пункта); копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт «в» названного пункта); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (подпункт «г» названного пункта); справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении (подпункт «д» названного пункта); копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт «е» названного пункта); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт «ж» названного пункта); копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт «з» названного пункта); копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт «и» названного пункта); справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенку сотрудника, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (подпункт «к» названного пункта); копии документов, подтверждающих регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета сотрудника и членов его семьи (подпункт «л» названного пункта).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (пункт 6 Правил).

Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее – комиссия, пункт 10 Правил).

Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подпункт «в» пункта 14, пункт 10, пункт 15 Правил).

Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном законом порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МВД России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам – право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.

Пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что комиссия выполняет следующие функции: а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; б) направляет в случае необходимости запрос в определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты.

В целях проверки сведений, содержащихся в базе данных, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы могут направлять запросы в федеральные государственные органы, а также государственные органы субъектов Российской Федерации для получения информации, необходимой для предоставления единовременной выплаты (пункт 26 Правил).

Из содержания приведенных выше положений следует, что запросы в соответствующие государственные органы направляются с целью проверки определенных сведений, представленных сотрудником при подаче им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как следует из материалов дела, обращаясь к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, истец приложил к заявлению документы согласно перечню, содержащемуся в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: справку о проверке жилищных условий от 30 марта 2021 г. № 200, копию домовой книги № 16 и выписку из домовой книги № 16 от 22 марта 2021 г. № 172, копию паспорта, копию свидетельства о рождении ФИО1, копию свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО1 № 362 от 06 августа 2020 г., справку о стаже службы в ОВД от 19 марта 2021 г. № 69/409-ок, выписку из ЕГРП от 04 марта 2021 г. , выписку из ЕГРП от 04 марта 2021 г. , справку БТИ от 05 марта 2021 г., копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования.

Согласно копии паспорта на имя Навроцкого Е.В., копии свидетельства о рождении ФИО1 и копии свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО1 № 362 от 06 августа 2020 г., истец и его сын с 06 августа 2020 г. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

В справке о проверке жилищных условий от 30 марта 2021 г. № 200 указано, что дом по адресу: <адрес>, принадлежит Балашовой Т.В. Количество членов семьи, проживающих на данной площади: - Навроцкий Е.В. (заявитель), - ФИО1 (сын), - Балашова Т.В. (сестра). Общая площадь квартиры 129,5 кв.м., жилая площадь квартиры 58,93 кв.м., количество комнат - 4-е изолированные комнаты.

Согласно копии домовой книги № 16 и выписке из домой книги № 16 от 22 марта 2021 г. № 172, в доме, расположенном по адресу: <адрес>, с 06 августа 2020 г. зарегистрированы по месту жительства: Балашова Т.В. (глава), Навроцкий Е.В. (брат), ФИО1 (племянник).

Оценив представленные Навроцким Е.В. документы, в которых истец и его сын указаны как брат и племянник собственника жилого помещения, что подтверждает факт вселения собственником Балашовой Т.В. истца и его сына как членов ее семьи, принимая во внимание, что доля обеспеченности Навроцкого Е.В. и его сына общей площадью по месту регистрации составляет 86,3 кв.м. (по 43,16 кв.м. на каждого члена семьи (129,5 кв.м. : 3 (количество зарегистрированных человек), то есть более 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи), Комиссия пришла к выводу об отсутствии условий, необходимых для принятия Навроцкого Е.В. на такой учет.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключенный между Балашовой Т.В. и Навроцким Е.В. 04 августа 2020 г., в Комиссию истцом не предоставлялся, и Комиссия была лишена возможности оценить данный договор при рассмотрении вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Вывод суда первой инстанции о том, что Комиссия должна была проверить сведения о причинах различия в адресах места фактического проживания и регистрации по месту жительства заявителя и его сына, основаниях возникновения у них права пользования данными жилыми помещениями, обратившись самостоятельно с соответствующими запросами в уполномоченные органы, суд апелляционной инстанции находит основанным на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям. Сведения о регистрации Навроцкого Е.В., содержащиеся в паспорте, сведения, содержащиеся в выписке из домой книги и справке о проверке жилищных условий, не требовали какой-либо перепроверки, а вопрос о причинах различия адреса фактического проживания и адреса регистрации истца не влиял на оценку его нуждаемости в жилом помещении.

С учетом изложенного решение, оформленное протоколом от 04 мая 2021 г. № 159, принято Комиссией законно, на основании сведений, предоставленных Навроцким Е.В., и оснований для признания указанного решения незаконным у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В силу действующего законодательства, регулирующего порядок регистрации граждан по месту жительства (Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713), регистрация граждан по месту жительства – фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Во всех случаях оформлению регистрации, носящей административный характер и являющейся вторичной, предшествует вселение в жилое помещение, которое возможно только с согласия нанимателя или собственника жилого помещения.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Когда собственник жилого помещения разрешает гражданину регистрацию по месту жительства в принадлежащем ему жилом помещении, фактически он предоставляет ему право пользования жилым помещением, аналогичное праву, закрепленному в части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ за членом его семьи.

В подтверждение своих доводов о том, что Балашова Т.В. не вселяла Навроцкого Е.В. и его сына в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, как членов своей семьи, истцом и третьим лицом в материалы дела представлен договор безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г.

Вместе с тем, как следует из текста договора безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г., данный договор заключен на неопределенный срок, предусматривает предоставление в безвозмездное пользование Навроцкому Е.В. (и его ребенку) жилого дома площадью 129,5 кв.м. полностью. При этом условиями договора не определены порядок пользования общими помещениями, не индивидуализированы жилые комнаты, которые передаются по договору. Договором установлена обязанность истца оплачивать коммунальные расходы и эксплуатационные услуги по содержанию всего жилого дома, а не отдельных жилых комнат пропорционально.

Таким образом, Навроцкий Е.В. и его сын имеют равное право пользоваться всем жилым домом, всеми комнатами жилого дома наравне с его собственником Балашовой Т.В.

Учитывая, что истец и его сын 06 августа 2020 г. были зарегистрированы и соответственно вселены в принадлежащий сестре истца Балашовой Т.В. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, с указанием в жилищных документах степени родственных отношений «брат» и «племянник», принимая во внимание, что Навроцкий Е.В. и его сын наравне с собственником Балашовой Т.В. имеют право пользоваться всеми помещениями жилого дома, то заключение между Балашовой Т.В. и Навроцким Е.В. договора безвозмездного пользования жилым помещением от 04 августа 2020 г. не свидетельствует о том, что Балашова Т.В., вселяя Навроцкого Е.В. и его сына в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение и регистрируя их в данном жилом помещении, не признавала за ними право пользования жилым помещением как за членами своей семьи и определяла их права иначе, чем это предусмотрено статьей 31 Жилищного кодекса РФ.

Ввиду приведенных обстоятельств судебная коллегия отклоняет выводы суда первой инстанции о том, что Навроцкий Е.В. и его сын не являются членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Принимая во внимание, что Навроцкий Е.В. и его сын были вселены в принадлежащий сестре Навроцкого Е.В. Балашовой Т.В. жилой дом как члены семьи собственника жилого помещения, следовательно, жилая площадь в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован по месту жительства на период принятия оспариваемого решения Комиссии истец, должна учитываться при определении общей площади жилого помещения, занимаемого истцом и членом его семьи (сыном), при оценке нуждаемости истца в жилом помещении.

То обстоятельство, что Навроцкий Е.В. и его сын фактически проживают по другому адресу (<адрес>), а не по месту регистрации, не имеет правового значения и не влияет на оценку их нуждаемости в жилом помещении.

Поскольку суммарная обеспеченность Навроцкого Е.В. и члена его семьи (сына) составляет 86,3 кв.м. общей площади жилого помещения и 43,16 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, что превышает установленную пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ норму 15 кв.м., то у него не возникло права на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных частью 2 данной нормы, и, следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания за Навроцким Е.В. права на получение единовременной социальной выплаты и возложения на УМВД России по Тверской области обязанности поставить Навроцкого Е.В. в составе семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального права, и вынести по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требованных.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу УМВД России по Тверской области удовлетворить.

Решение Заволжского районного суда г. Твери от 12 октября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Навроцкого Е.В. к УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам УМВД России по Тверской области, оформленное протоколом от 14 мая 2021 г. № 159 и утвержденное распоряжением УМВД России по Тверской области от 14 мая 2021 г. № 66/649, об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 2-х человек, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе 2-х человек с 31 марта 2021 г. оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 г.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи Т.В.Кубарева

К.В.Климова