ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2453/20 от 28.10.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ласко О.Л. Дело № 2-2453/2020

33-4585/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград 28 октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Королевой Н.С.

судей Филатовой Н.В., Харитоненко Н.О.

при секретаре Шавровой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Правительству Калининградской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 09 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., возражения ФИО1, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области о предоставлении жилого помещения, указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области №970 от 18.12.2018 г. она включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В связи с изложенным, просила обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 09.07.2020г. иск ФИО1 удовлетворен. На Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, настаивая, что является надлежащим ответчиком. Ссылаясь на положения Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 г. № 42 «О Правительстве Калининградской области», Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде в Калининградской области», Положение «Об Агентстве по имуществу Калининградской области», утвержденное постановлением Правительства Калининградской области от 09.10.2018 г. № 597, считает, что именно Агентство по имуществу Калининградской области, как наделенное полномочиями по приобретению жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области и по заключению договоров найма специализированного жилого помещения, является надлежащим ответчиком.

От Агентства по имуществу Калининградской области, поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых оно полагает жалобу необоснованной и просит решение суда оставить без изменения.

Представители Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении, ее родителями являются К. и П. На основании решения Псковского районного суда Псковской области от 10.03.2011 К. лишена в отношении дочери родительских прав.

Приказом №253-п от 24.06.2011 Территориального управления социальной защиты населения Псковской области над ФИО1 установлена опека, опекуном назначена Д., проживающая по адресу: <адрес>.

Приказом №255-п от 24.06.2011 Территориального управления социальной защиты населения Псковской области ФИО1 снята с учета по Псковскому району в связи с выездом по месту жительства опекуна.

Приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 970 от 18.12.2018 г. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 23.04.2020 числится в указанном списке под номером .

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, Калининградского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» жилых помещений в собственности ФИО1 не имеется.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания за ФИО1 права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Указанное право истца не оспаривается и Правительством Калининградской области.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 года – Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ).

В силу положений ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что действие положений статьи 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, указанный Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ имеет обратную силу, в связи с чем, на возникшие правоотношения он также распространяется.

В силу статьи 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Также Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Во исполнение указаний Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ был принят Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым внесены изменения в Законы Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» и от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления настоящего Закона в силу.

Согласно ст.43-3 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.43-5 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Возлагая на Правительство Калининградской области обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд обоснованно исходил из того, что истец подлежит обеспечению таким жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего в настоящее время законодательства.

Такие выводы суда основаны на совокупности исследованных доказательств, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, подтверждены материалами дела и основаны на законе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Агентство по имуществу Калининградской области, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.

Так, согласно ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии со ст. 4 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами государственной власти Калининградской области принимаются меры, направленные на обеспечение и охрану дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом.

Органы исполнительной власти Калининградской области осуществляют разработку и реализацию государственных программ Калининградской области по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Порядок и условия предоставления дополнительных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Калининградской области.

Статьей 5 данного закона установлено, что финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, является расходным обязательством Калининградской области и осуществляется за счет средств областного бюджета.

Пунктами 1 и 5 ст. 8 этого Закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается в соответствии с законодательством Калининградской области невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение являются расходными обязательствами Калининградской области и осуществляются за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 3.1 Закона Калининградской области от 12.07.2004 N 415 (ред. от 05.07.2017) «О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области» реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти Калининградской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка.

Порядок и условия обеспечения граждан, которым могут предоставляться по договорам найма специализированные жилые помещения жилищного фонда Калининградской области, определен Законом Калининградской области от 03.07.2007 N 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области».

На основании ст. 1 данного Закона к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Калининградской области относятся, в числе прочих, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 2 этого Закона использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании распоряжения Правительства Калининградской области.

Статьёй 4 данного Закона определены полномочия Правительства Калининградской области, на которое возложены следующие функции:

- определять порядок и условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области, осуществлять правовое регулирование иных вопросов, связанных с формированием, управлением и распоряжением специализированным жилищным фондом в случаях, установленных законами Калининградской области;

- принимать решения о приобретении и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда;

- определять порядок заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда; определять порядок образования и деятельности межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьями 5, 6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 N 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» установлены полномочия и других органов исполнительной власти Калининградской области по реализации настоящего закона.

В частности, согласно п. 1 ст. 5 Закона специально уполномоченный орган государственной власти области в сфере имущественных отношений осуществляет:

- подготовку проекта распоряжения Правительства Калининградской области о предоставлении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области;

- приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

- заключает договоры найма служебных жилых помещений и договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области.

Согласно ч. 2 ст. 43-6 данного Закона на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.

В силу ст. 6 указанного выше Закона орган исполнительной власти Калининградской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в том числе:

- ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения, жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Калининградской области;

- формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом;

- направляет в орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению в планируемом году жилыми помещениями;

- направляет в специально уполномоченный орган государственной власти Калининградской области в сфере имущественных отношений информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению в планируемом году жилыми помещениями, решение межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для заключения договора найма.

Согласно ст. 43-3 этого Закона тем же органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Во исполнение обязательств органов исполнительной власти Калининградской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством Калининградской области издано постановление от 13.02.2017 N 57 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившими силу отдельных постановлений (пунктов постановлений) Правительства Калининградской области».

Данным Постановлением утверждены Порядок образования и деятельности межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Порядок принятия межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решения о возможности или невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; Перечень и порядок представления документов, необходимых для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

Названными подзаконными актами конкретизирован порядок, определена процедура и распределены обязанности между органами исполнительной власти Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, Правительством Калининградской области образована межведомственная комиссия Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К функциям данной комиссии, состав которой утверждается приказом Министерства социальной политики Калининградской области, отнесено принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области и рассмотрение представленных в Министерство законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений и документов.

Постановлением Правительства Калининградской области от 06.11.2018 N 653 определен Порядок заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области, в соответствии с которым договоры найма жилых помещений заключаются на основании решений межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений, а от имени Калининградской области по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает Агентство.

Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечениями жилыми помещениями в Калининградской области названной категории граждан, судебная коллегия приходит к выводу о том, что реализация данного полномочия распределена между различными органами исполнительной власти.

Так, к компетенции Министерства социальной политики Калининградской области и межведомственной комиссии отнесены вопросы включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области; формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; направление органу власти Калининградской области в сфере имущественных отношений информации о детях-сиротах, подлежащих обеспечению в планируемом году жилыми помещениями, направление решений межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот о предоставлении жилого помещения для заключения договора найма.

В функции Агентства по имуществу Калининградской области входит подготовка проектов распоряжения Правительства Калининградской области о предоставлении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда; приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот; заключение договоров найма жилых помещений для детей-сирот специализированного жилищного фонда Калининградской области.

К ведению же самого Правительства Калининградской области относится принятие решений о приобретении и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений; определение порядка заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При таком правовом регулировании органы исполнительной власти Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области каждое само по себе не имеет полного объема полномочий для самостоятельного принятия решений об обеспечении и приобретении жилых помещений, заключения договоров найма служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в силу Закона Калининградской области от 03.07.2007 №151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» именно на Правительство Калининградской области возложены функции по определению порядка и условий предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Калининградской области, принятию решений о приобретении и о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области, определению порядка образования и деятельности межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение являются расходными обязательствами Калининградской области и осуществляются за счет средств областного бюджета, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Калининградской области.

На основании изложенного судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 п.1, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 09 июля 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: