ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2456/2021 от 30.05.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Кукурекин К.В. дело № 2-2456/2021

(первая инстанция)

дело № 33-1564/2022

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,

судей Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,

при секретаре Осколович Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ, общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь», о возложении обязанности совершить действия,

заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга, просит возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность ликвидировать несанкционированные свалки на территории кадастровых кварталов 91:01:005010, 91:01:005011 в районе Балки Бермана, вблизи СТ «Корабел», общей площадью 985 м.кв, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования обоснованы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, химико-аналитической лаборатории ГБУ «Экологический центр» и специалистом геодезистом в марте 2021 года проведено обследование территории в районе Балки Бермана, вблизи СТ «Корабел», по результатам которого установлен факт несанкционированного размещения отходов грунта при проведении земляных работ, лома бетонных изделий и пневматических шин. Департаменту городского хозяйства города Севастополя 29 марта 2021 года внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования установлено, что до настоящего времени Департаментом городского хозяйства города Севастополя меры не приняты, несанкционированные свалки не ликвидированы.

Поскольку размещение на территории земельных участков указанных свалок отходов создаёт угрозу безопасности окружающей среды в результате загрязнения её компонентов и требует принятия неотложных мер по их устранению, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 9 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.

На Департамент городского хозяйства города Севастополя возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки на территории кадастровых кварталов в районе Балки Бермана, вблизи СТ «Корабел» общей площадью 985 м.кв, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В поданной апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что ООО «БГС» была выделена субсидия для проведения работ по вывозу несанкционированных складирований отходов и их утилизацию с территории города Севастополя, где главным распорядителем бюджетных средств являлся Департамент городского хозяйства города Севастополя. Во исполнение предписания прокурора, ответчиком было направлено обращение внутригородскому муниципальному образованию Балаклавскому муниципальному округу с требованием направить необходимые материалы и акты комиссии по ликвидации несанкционированных складирований отходов в адрес ООО «БГС», ввиду чего внутригородским муниципальным образованием Балаклавским муниципальным округом проведено заседание комиссии, в том числе и по вопросу ликвидации отходов расположенных в Балке Бермана. Необходимые материалы были направлены в ООО «БГС», рассмотрены последним, но до настоящего момента не исполнены. Ответчик полагает, что предпринял все необходимые меры для ликвидации указанных несанкционированных свалок.

Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя апелляционную жалобу поддержал на основаниях в ней изложенных. Пояснил, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена на ООО «БГС» и является подведомственной организацией Департамента городского хозяйства города Севастополя. Департамент городского хозяйства города Севастополя осуществляет финансирование из бюджета, что в конкретном случае и было сделано.

Представитель третьего лица ООО «БГС» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что субсидии, о которых говорит представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя, были освоены в полном объеме на запланированные цели, отчеты представлены в Департамент городского хозяйства города Севастополя. Кроме того указал на то, что ООО «БГС» не располагает специализированными хранилищами для размещения отходов, выявленных на территории Балки Бермана. Полигон «Первомайская Балка» не предназначен для ликвидации отходов данного морфологического состава, предназначен для размещения твердых коммунальных бытовых отходов.

Прокурор города Севастополя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить без изменения решение суда первой инстанции как законное и обоснованное. Пояснила, что материалами дела подтверждается принадлежность территории, на которой размещена несанкционированная свалка мусора, принадлежит городу Севастополю. Основной задачей Департамента городского хозяйства города Севастополя является принятие мер по поводу ликвидации такой свалки и не оканчивается лишь финансированием таких действий.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об уважительности причин отсутствия не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав судью-докладчика, представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.

Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что решение суда в целом приведенным требованиям соответствует.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Требованиями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в марте 2021 года природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ «Экологический центр» и специалистом геодезистом проведено обследование территории в балке Бермана, в ходе которого отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ, пробы отходов на морфологический состав и проведено соотнесение границ несанкционированных свалок с границами земельных участков.

Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природных требований от ДД.ММ.ГГГГ-О, составленному государственным инспектором города Севастополя в области охраны окружающей среды по адресу: , территория с географическими координатами () в балке Бермана на основании административного расследования по факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ, лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, шин пневматических автомобильных отработанных на почве территории в районе балки Бермана несанкционированное складирование отходов не ликвидировано. Лица, осуществляющие несанкционированное складирование на указанной территории, при проведении обследования не установлены. Специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» в месте несанкционированного складирования отходов отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ, пробы отходов на морфологический состав.

Протоколом лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, морфологический определен состав отходов в месте несанкционированного складирования отходов: щебень доломитовый, известняковый некондиционный – 48,3%, грунт насыпной – 47,9%, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий – 3,8%.

Согласно протоколу лабораторных исследований от 15 марта 2021 года №05-П-21 установлены превышения значений концентрации следующих загрязняющих веществ: нефтепродуктов, аммония, хлорид-ионов, сульфат-ионов.

Инженером-геодезистом ООО «Реал» произведены замеры несанкционированного складирования отходов. Общая площадь загрязнения исследуемых земельных участков равна 985 кв.м, из них на городской земле – 985 кв.м, что подтверждается отчетом о выполнении геодезических и топографических работ, составленным ООО «Реал».

Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.2021/85-21 по ликвидации несанкционированной свалки, которое по настоящее время не исполнено.

Установив приведенные обстоятельства, руководствуясь статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов), тогда как в нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенных земельных участков, которые не являются объектами размещения отходов, принимая во внимание, что собственником земельных участков, на которых располагаются несанкционированные свалки, является субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь, руководствуясь статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 №875-ПП, пунктом 4.10 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП, суд первой инстанций пришел к выводу, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки в районе балки Бермана в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства должны осуществляться Департаментом городского хозяйства города Севастополя.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.

Ответчик не оспаривал факт несанкционированного размещения отходов на территории земельных участков, принадлежащих городу Севастополю, верность выводов суда в соответствующей части судебной коллегией не проверяется.

Департамент городского хозяйства города Севастополя оспаривает решение в той части, что суд возложил на него выполнение обязательств по ликвидации несанкционированных свалок, указывая на то, что эта обязанность должна быть возложена на ООО «Благоустройство города Севастополь», которому выделены для этой цели денежные средства.

Судебная коллегия с выводами суда относительно того, что надлежащим ответчиком по делу является именно Департамент городского хозяйства города Севастополя, соглашается.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункту 2 статьи 80.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в числе прочего относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

В силу пункта 2.3.7 Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП (далее – Правила благоустройства), благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами либо индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляют уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в городе Севастополе в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Севастополя.

В соответствии с пунктом 4.10 Правил благоустройства на территории города Севастополя не допускается сбрасывать и накапливать мусор (обертки, тары, упаковки и т.п.), иные отходы вне специально отведенных для этого мест, складировать на улицах, проездах, внутридворовых и дворовых территориях многоквартирных домов строительные материалы, дрова, уголь, вывозить твердые бытовые отходы и грунт в места, не предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 4.11.2 названных Правил контроль за уборкой территории города Севастополя осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя в пределах своей компетенции.

В силу пункта 4.11.3 Правил благоустройства контроль за уборкой территории города Севастополя осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя в пределах своей компетенции, мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают в числе прочего ликвидацию несанкционированных свалок отходов (подпункт «в» пункта 4.11.3 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 10.1. Правил благоустройства координацию работ по сбору отходов производства и потребления на территории города Севастополя осуществляют уполномоченные в сфере благоустройства исполнительные органы государственной власти города Севастополя, которые, в том числе: организуют очистку территорий общего пользования; определяют системы удаления отходов (контейнерная, бесконтейнерная), схемы сбора отходов; информируют юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам сбора и вывоза отходов.

Пунктом 10.3. Правил благоустройства предусмотрено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории города Севастополя осуществляются на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированной организацией, оказывающей услуги по вывозу отходов, имеющей специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон, и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией, обслуживающей полигон.

В случае заключения договора со специализированной организацией ответственность за обеспечение своевременного вывоза отходов возлагается на организацию, оказывающую соответствующую услугу. В случае отсутствия заключенного договора ответственность возлагается на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости.

Сбор и вывоз (транспортирование) отходов I - IV классов опасности, в том числе строительного мусора от разборки зданий, осуществляются на договорной основе с лицом, осуществляющим данный вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10.10. Правил благоустройства ответственным за вывоз твердых коммунальных отходов с контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов, в том числе за уборку отходов, высыпавшихся при погрузке, является региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО «Благоустройство города «Севастополь»). Ответственными за санитарное состояние прилегающей территории контейнерных площадок (групп) являются лица, указанные в Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Севастополя, утверждаемых приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя.

Вывоз опасных отходов следует осуществлять организациям, имеющим лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Сбор строительных отходов, в том числе грунта, на объектах строительства, ремонта и реконструкции производится в специально отведенных местах, определяемых проектом производства работ, до накопления транспортных партий с последующим вывозом на полигоны захоронения отходов (пункт 10.11. Правил).

Согласно пункту 11.1. Правил благоустройства мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов осуществляются уполномоченными лицами и включают мероприятия по пресечению возникновения несанкционированных свалок отходов, в случае выявления лиц, осуществляющих организацию несанкционированных свалок отходов, направлению информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечению непосредственной ликвидации несанкционированных свалок отходов.

Лица, осуществившие организацию несанкционированных свалок отходов, обязаны за свой счет обеспечить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка (пункт 11.4. Правил благоустройства).

Пунктом 11.5. Правил благоустройства предусмотрено, что в случае невозможности установления лиц, осуществивших организацию несанкционированных свалок отходов, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок отходов производится за счет уполномоченного лица.

Пунктом 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, предусмотрено, что Департамент городского хозяйства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя), земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.

Согласно пункту 1 раздела I Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства.

В перечень основных задач деятельности Департамента входят, в частности, участие в реализации государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя) (подпункты 5, 9 пункта 3 раздела I Положения).

В соответствии с пунктами 9.5., 9.6. Положения Департамент городского хозяйства заключает договоры, соглашения, контракты в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за их исполнением, выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города Севастополя в соответствии с законодательством города Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему государственных организаций, в том числе за выполнением ими государственного задания.

В силу пунктов 9.10.1., 9.10.2., 9.10.3., 9.10.60., 9.10.64. Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Севастополя, функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, в отношении имущества города Севастополя, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям города Севастополя, координацию деятельности организаций по осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, опасных отходов, функции организатора конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В свете приведенных норм суд пришел к верному выводу, что организация деятельности по осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных и опасных отходов, а также принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок в городе Севастополе относится к полномочиям Департамента городского хозяйства города Севастополя.

ООО «БГС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Вместе с тем, как следует из материалов проверки, выявленные на территории Балки Бермана отходы по морфологическому составу не относятся к бытовым отходам.

Правилами благоустройства предусмотрено, что сбор и вывоз (транспортирование) отходов I - IV классов опасности, в том числе строительного мусора от разборки зданий, осуществляются на договорной основе с лицом, осуществляющим данный вид деятельности.

Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 12 апреля 2021 года №123-ОД утвержден Порядок ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

В соответствии с пунктом 4 названного Порядка органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя формируют комиссию по ликвидации несанкционированных складирований отходов, расположенных во внутригородских муниципальных образованиях города Севастополя, в рамках реализации отдельных полномочий.

В случае выявления несанкционированных складирований отходов IV-V классов опасности, в том числе отходов растительного происхождения, а также отходов, отличных от твердых коммунальных по морфологическому составу внутригородские муниципальные образования города Севастополя уведомляют Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент природных ресурсов города Севастополя, регионального оператора – ООО «Благоустройство» для принятия мер в пределах их компетенции.

Порядок работы комиссии утверждается органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя согласно типовому положению к настоящему порядку.

В соответствии с пунктом 5 Порядка акты вместе с протоколами заседания комиссии направляются в адрес Регионального оператора, в Департамент городского хозяйства города Севастополя и Департамент природных ресурсов города Севастополя.

Согласно пунктам 3.1., 5.2. Типового положения о комиссии по ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя комиссия определяет комплекс мероприятий, необходимых для ликвидации несанкционированных свалок. Составленный протокол заседания комиссии вместе с актом выявления (фиксации) несанкционированных свалок на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя в случае обнаружения несанкционированных складирований отходов IV-V классов опасности, в том числе отходов растительного происхождения, а также отходов, отличных от твердых коммунальных по морфологическому составу, направляет региональному оператору.

Таким образом, нормативные и ненормативные акты на уровне субъекта Федерации города Севастополя вопреки доводам ответчика не возлагают на ООО «БГС», как регионального оператора по вывозу твердых бытовых отходов, безусловную обязанность по ликвидации несанкционированных складирований отходов IV-V классов опасности, отходов, отличных от твердых коммунальных по морфологическому составу. Такая обязанность может быть предусмотрена отдельным соглашением, однако такое в материалах дела отсутствует.

Ответчиком не представлено доказательств, что комиссией по ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории Балаклавского внутригородского муниципального образования города Севастополя проведено заседание, составлен протокол и направлен в ООО «БГС» до проведения прокурорской проверки, в том числе повторной, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ООО «БГС» заключено соглашение № 26 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя в 2021 году ООО «БГС» на финансовое обеспечение затрат для проведения работ по вывозу несанкционированных складирований отходов и утилизации отходов I, IV и V класса опасности с территории города Севастополя, в том числе с привлечением подрядных организаций, в рамках выполнения мероприятия 5.1 «комплекс комбинированных мероприятий, связанных с организацией системы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (сбор и удаление отходов из контейнеров, несанкционированных мест и бесхозных свалок, перевозка отходов, крупногабаритных отходов, обустройство контейнерных площадок)» подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 №1112-ПП.

Главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обязуется обеспечить предоставление субсидии, осуществлять оценку достижения получателем субсидии значения показателей результата использования субсидии, осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, устанавливать значения показателей результата использования субсидии (пункты 4.1.1., 4.1.5., 4.1.6 Соглашения).

Пунктом 4.1.8 настоящего соглашения определено, что в случае, если получателем субсидии не достигнуты значения показателей результата использования субсидии, установленных правилами предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего Соглашения главный распорядитель бюджетных средств обязан направить получателю требование об обеспечений возврата субсидии в бюджет города Севастополя в размере и в сроки, определённые в указанном требовании.

Получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результата использования субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых пунктом 4.1.4.1 настоящего соглашения (пункт 4.3.5 Соглашения).

Согласно территориальной схеме обращения с отходами , утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, в 2021 году образуется 1 916 897 куб.м. отходов IV-V классов опасности. Показатель «Доля несанкционированных отходов в общем объеме отходов, подлежащих захоронению» на 2021 года составляет 2,5% (47 922 куб.м. от общего объема образования ТКО). Объем вывезенных несанкционированных складирований отходов не должен превышать значение 47 922 куб.м. в 2021 году (приложение к Соглашению).

Департаментом городского хозяйства направлено письмо во Внутригородское муниципальное образование Балаклавский муниципальный округ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой в кротчайшие сроки в целях исполнения представления Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора, направить соответствующие акты и протоколы комиссии по ликвидации несанкционированных складированных отходов в адрес ООО «БГС».

Таким образом, из материалов дела следует, что Департамент городского хозяйства города Севастополя направил информацию о выявленных несанкционированных свалках в районе кадастровых кварталов 91:01:005010, 91:01:005011 в балке Бермана уже после проведенной природоохранной прокуратурой проверки 8 июля 2021 года.

Как следует из сообщения главы ВМО Балаклавского МО от 16 июля 2021 года, в указанную дату 16 июля 2021 года проведено заседание комиссии МА ВМО Балаклавского МО по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе расположенных в балке Бермана в районе кадастровых кварталов ДД.ММ.ГГГГ, материалы комиссии направлены в ООО «Благоустройство » для исполнения.

Согласно отзыву на апелляционную жалобу 19 июля 2021 года ООО «БГС» получило заявку ВМР Балаклавского МО на ликвидацию несанкционированных свалок, в том числе в районе балки Бермана, ориентировочный объем отходов 200 куб., площадь загрязнения 985 кв.м, морфологический состав: щебень доломитовый, известняковый, некондиционный, грунт насыпной, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий. Отходы, указанные в акте обследования, размещенные на территории балки Бермана, должны размещаться в специализированных хранилищах. Полигон «Первомайская Балка» предназначен для размещения твердых бытовых коммунальных отходов, иными объектами размещения отходов ООО «БГС» не располагает, следствие чего у ООО «БГС» отсутствовала возможность ликвидировать отходы данного морфологического состава собственными силами. В августе 2021 года ООО «БГС» в полном объеме исполнило свои обязательства, предусмотренные Соглашением, и представило в Департамент городского хозяйства отчеты о расходах и объемах вывезенных несанкционированных складирований отходов. Кроме того, Общество выполнило работы по ликвидации несанкционированных размещений отходов в 2021 году сверх лимита предоставленной субсидии, о чем проинформировало Департамент городского хозяйства.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств, что на момент проведения проверки Департамент городского хозяйства города Севастополя, как государственный орган субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого относится деятельность по организации сбора и вывоза отходов и ликвидации несанкционированных свалок, и как главный распорядитель бюджетных средств в области благоустройства города Севастополя, осуществил в полном объеме мероприятия по уборке несанкционированных свалок в районе Балки Бермана в районе кадастровых кварталов 91:01:005010, 91:01:005011 в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, непринятие таких мер нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, суд обоснованно возложил на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность ликвидировать несанкционированные свалки в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. При этом в силу вышеприведенных норм, регулирующих спорные правоотношения, ответчик вправе для непосредственного выполнения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок привлечь иных лиц, в том числе и ООО «БГС».

Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.

Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения, по материалам дела и доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя оставить без удовлетворения, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 ноября 2021 года - без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ж.В. Григорова

Судьи: И.А. Анашкина

М.А. Донскова

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 06.06.2022