Судья Никитина Л.М. Дело № 2-245/2021
№ 33-2828/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Кузнецова М.В.,
судей Антонова А.А., Башковой Ю.А.,
при секретаре Зинченко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, с применением средств видеоконференц-связи через Сургутский городской суд (судья Бурлуцкий И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой Т.А.) материалы гражданского дела по иску прокурора города Сургута в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сургута, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса», Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора), об организации возведения и ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений,
по апелляционной жалобе ответчика администрации города Сургута на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию города Сургута в срок до 31.12.2021 организовать возведение и ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты:
- по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1 – 43,27 га;
- по улице Дзержинского в протоку Бардыковка. Площадь водосборного бассейна – S2 – 83,56 га;
- по улице Маяковского в реку Сайма на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S3 – 156,32 га;
- по улице Университетской в реку Сайма на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна– S7 – 7,7 га;
- по улице Гагарина в реку Сайма на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S5 – 7,37 га;
- по улице Федорова в протоку Кривуля. Площадь водосборного бассейна – S7 – 7,7 га».
Заслушав доклад судьи Антонова А.А., объяснения представителя ответчика-администрации города Сургута Кудрявцевой И.Б., мнение представителя процессуального истца прокурора Зоричевой Д.С., представителя третьего лица МУП «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» Насыровой А.М., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Сургута обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации города Сургута об организации возведения и ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений. С учетом уточненных требований, истец просил обязать администрацию города Сургута в срок до 31.12.2021 организовать возведение и ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты:
-по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1- 43,27га;
-по улице Дзержинского в протоку Бардыковка. Площадь водосборного бассейна - S2 - 83,56га;
-по улице Маяковского в реку Сайма на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S3 - 156,32га;
-по улице Университетской в реку Сайма на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S4 - 7,7га;
-по улице Гагарина в реку Сайма на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S5 - 7,37га;
-по улице Федорова в протоку Кривуля. Площадь водосборного бассейна S6 - 39,82га.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства по охране водных объектов при сбросе сточных вод на территории муниципального образования городского округа города Сургута. В ходе проверки установлено, что МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» (далее по тексту - Учреждение) осуществляет эксплуатацию переданных на праве оперативного управления объектов ливневой канализации, расположенных по ул. Дзержинского, ул. Маяковского, ул. Университетской, ул. Гагарина, ул. Федорова. В процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, осуществляется сброс загрязненных сточных вод в водные объекты по перечисленным адресам.
Сбрасываемые Учреждением сточные воды содержат в себе такие вещества, как медь, железо, хлорид - анион и другие, относящиеся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, является Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. Данное разрешение выдается при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов. Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ, запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Вместе с тем, в процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, Учреждение осуществляет сброс сточных вод в водные объекты в отсутствие локальных очистных сооружений, что приводит к недопустимо высоким концентрациям сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ. Исходя из требований ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды», обязанность по оформлению и наличию разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты и решения о предоставлении в пользование возлагается на МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса», так как именно данное учреждение является природопользователем, которым в процессе эксплуатации объектов, оказывается негативное воздействие на окружающую среду. В связи с тем, что разрешительные документы на сброс сточных вод и пользование водными объектами у юридического лица отсутствуют, Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой предъявлено исковое заявление к МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно- коммунального комплекса» об устранении нарушений закона. Решением Сургутского городского суда от 17.01.2013 на МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» возложена обязанность получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, решение о предоставлении в пользование водного объекта - участка реки Сайма. В тоже время, Учреждение по настоящее время не разработало план снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в уполномоченный орган за выдачей разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты не обратилось, в виду того, что в перечень документов для получения разрешения входит план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что невозможно без очистных сооружений. Согласно ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), одним из вопросов благоустройства Территории муниципального образования является организация стоков ливневых вод. Согласно ст. 17 ФЗ № 131, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе, создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Так, распоряжением мэра города Сургута от 30.07.2002 № 2235 муниципальному учреждению «Дорожно — транспортная дирекция» предоставлены в постоянное пользование земельные участки для эксплуатации выпусков ливневой канализации:
- площадью 0,0021 га, расположенного в микрорайоне 20А по ул. Маяковского в верховье среднего рукава реки Сайма;
- площадью 0,0019 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки;
- площадью 0,0002 га, расположенного в пойме реки Сайма;
- площадью 0,0207 га, расположенного в пойме протоки Боровой;
- площадью 0,0007 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки.
Постановлением Администрации города от 12.05.2014 муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Дирекция дорожно - транспортного и жилищно - коммунального комплекса» (далее также МКУ «ДДТ и ЖКК»).
Для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод с указанных ливневых канализаций, ГК «Роспромжиниринг» 18.04.2014 предоставил в МКУ «ДДТ и ЖКК» концепцию развития дождевой канализации города Сургута, расчет объемов и стоимости аудита, проектирования и строительства. Согласно концепции, стоимость проектирования на пять основных водосборных бассейнах, от которых поверхностный сток предусмотрено отводить на городские очистные сооружения и локальные очистные сооружения, составляет 60200 руб. Данная концепция направлена на рассмотрение в Администрацию города Сургута. Согласно ответу директора Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города установлено, что муниципальной программой «Проектирование и строительство объектов инженерной инфраструктуры на территории города Сургута в 2014 - 2020 годах» выполнение мероприятий по проектированию и строительству ливневых очистных сооружений не предусматривается. Согласно п.11 ст.16 ФЗ № 131, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Учитывая изложенное, Администрация города Сургута обязана организовать надлежащий сброс сточных вод с ливневых канализаций в границах городского округа город Сургут в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дубенкин А.Ю. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Сургута по доверенности Насырова А.М. выразила несогласие с заявленным прокурором сроком возведения очистных сооружений, полагая его необоснованно коротким.
Представители третьих лиц - Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Чемакин А.Г. и МКУ «ДДТ и ЖКК» по доверенности Насырова А.М. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Сургутский городской суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Сургута по доверенности Кураева Е.В. просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Считает решение суда необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, не выяснены все существенные обстоятельства по делу. Указала, что судом не дана оценка доводам ответчика о том, что строительство локальных очистных сооружений для очистки всего объема поверхностных сточных вод для всего города невозможно из-за объема сбрасываемых сточных вод. Для того, чтобы приступить к строительству очистных сооружений и дополнительных сетей необходимо разработать «Схему системы водоснабжения и водоотведения города», для этого МКУ « ДДТ и ЖКК» в настоящее время собирает документацию на получение бюджетных средств для корректировки такой схемы с внесением в неё сетей ливневой канализации. Судом не учтены доводы ответчика о том, что на дату вынесения решения ответчиком уже был внесен проект решения Думы города о бюджете городского округа город Сургут на 2021 и плановый период 2022-2023 годов на рассмотрение Думы города Сургута и её решением от 21.12.202 №686-VIДГ бюджет города был утвержден. Во 2 квартале 2021г. будет проведен аукцион, на котором будет определена подрядная организация, которая будет корректировать Схему, которая в течение всего 2021г. будет корректироваться и утверждаться. После её утверждения необходимо будет приступить к проектно-изыскательским работам объекта «Строительство очистных сооружений с дополнительными сетями на территории города Сургута». Далее изложена процедура дальнейших действий, необходимых для начала строительства объектов, на которые потребуется от 8 до 10 лет при соответствующем финансировании. Указала, что не учтен довод ответчика об ошибочном указании в иске на сумму в размере 60200руб., необходимых для проектирования пяти основных водосборных бассейнов, которая составляет 60 200 000 руб., в ценах 2014 года.
Возражая против доводов апелляционной жалобы третье лицо Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора выразило согласие с решением суда, указывая на наличие в сточных водах загрязняющих веществ, негативно влияющих на окружающую среду, причем снижение сбросов невозможно. Полагает, что апеллянтом не предоставлено достаточных доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
Представитель администрации г. Сургута на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель процессуального истца просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица МУП «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» поддержала позицию апеллянта.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, которое надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просило, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации города Сургута, возражений на неё третьего лица - Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, в соответствии с требованиями абз.1 ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2000 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
На основании пункта 1 статьи 34 Закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства по охране водных объектов при сбросе сточных вод на территории муниципального образования городского округа города Сургута.
В ходе проверки установлено, что МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» осуществляет эксплуатацию переданных в пользование распоряжением мэра города Сургута от 30.07.2002 № 2235 выпусков ливневой канализации:
- площадью 0,0021 га, расположенного в микрорайоне 20А по ул. Маяковского в верховье среднего рукава реки Сайма;
- площадью 0,0019 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки;
- площадью 0,0002 га, расположенного в пойме реки Сайма;
- площадью 0,0207 га, расположенного в пойме протоки Боровой;
- площадью 0,0007 га, расположенного в пойме протоки Бардыковки.
В процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций, осуществляется сброс сточных вод в водные объекты:
-по Югорскому тракту в протоку Боровая. Площадь водосборного бассейна S1- 43,27га;
-по улице Дзержинского в протоку Барды ковка. Площадь водосборного бассейна - S2 - 83,56га;
-по улице Маяковского в реку Сайма на 2,54 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S3 - 156,32га;
-по улице Университетской в реку Сайма на 1,78 км от устья. Площадь водосборного бассейна – S4 - 7,7га.
-по улице Гагарина в реку Сайма на 0,22 км от устья. Площадь водосборного бассейна - S5 - 7,37га;
-по улице Федорова в протоку Кривуля. Площадь водосборного бассейна S6 - 39,82га.
Сбрасываемые Учреждением сточные воды содержат в себе такие вещества, как медь, железо, хлорид - анион и другие, относящиеся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из письменных пояснений Учреждения, за сброс сточных вод в вышеуказанные водные объекты Учреждение ежегодно вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.1.2 Устава МКУ «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ город Сургут.
Таким образом, исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Ответчиком не оспаривается обязанность изготовления и ввода в эксплуатацию требуемых очистных сооружений.
Апеллянт выражает несогласие со сроками исполнения судебного решения, ссылаясь на длительность указанного процесса в силу объективных причин.
Судебная коллегия полагает, что вопреки положениям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апеллянтом не представлено достоверных и допустимых доказательств невозможности исполнения оспариваемого решения в установленные судом первой инстанции сроки. Судебная коллегия учитывает, что ответчик вправе, по истечении установленного судом срока и при объективной невозможности исполнения судебного решения, обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения в порядке ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представив объективные объема доказательства выполненных работ.
Иными лицами и по другим основаниям судебное решение не обжалуется, необходимость его проверки в полном объеме отсутствует.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, влекущих отмену или изменение оспариваемого судебного акта в порядке апелляционного производства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 11 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Сургута без удовлетворения.
Председательствующий Кузнецов М.В.
Судьи: Антонов А.А
Башкова Ю.А.