ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2476/19 от 19.02.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Братчикова М.П. (дело № 2-2476/2019)

Дело № 33 – 612

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Фомина В.И.,

судей Няшина В.А. и Абашевой Д.В.,

при секретаре Нечаевой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 19 февраля 2020 г. дело по апелляционным жалобам Пермской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Инициатива», ООО «Лифан Моторс Рус» на решение Пермского районного суда Пермского края от 24 октября 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лифан Моторс Рус» в пользу ФИО1:

- оплаченную денежную сумму за автомобиль в размере 849 900 (восемьсот сорок девять тысяч девятьсот) рублей 00 копеек;

- разницу между ценой товара, установленной договором и ценой товара на день вынесения решения суда в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей 00 копеек;

- убытки в виде оплаты дополнительного оборудования на общую сумму 51 560 (пятьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек и расходов на диагностику в сумме 490 (четыреста девяноста) рублей 00 копеек;

- неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя по возврату денежных средств за автомобиль и выплате убытков по приобретению дополнительного оборудования за период с 8.07.2019 года по 24.10.2019 года в общей сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей;

- неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя по возврату денежных средств за автомобиль и выплате убытков по приобретению дополнительного оборудования в размере 1% в день от суммы неисполненного обязательства по возврату денежных средств за автомобиль и выплате убытков по приобретению дополнительного оборудования по день фактической выплаты, начиная с 25.10.2019 года;

- компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей;

- штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек;

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лифан Моторс Рус» в пользу Пермской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Инициатива» штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Возложить на ФИО1 обязанность передать ООО «Демидыч» автомобиль марки «LIFAN Х70», VIN **, ** года выпуска в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лифан Моторс Рус» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 17 564 (семнадцать тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля 60 копеек.

Заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., представителя истца ПРОО по ЗПП "Инициатива"- ФИО2, представителя ответчика - ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пермская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Инициатива», действуя в интересах ФИО1, обратилась в суд с иском к ООО «Лифан Моторс Рус» о взыскании оплаченной за товар денежной суммы, разницы стоимости товара, неустойки, убытков, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов. Требования мотивированы тем, что ФИО1 27.06.2018, 20.07.2018, 09.08.2018, 17.08.2018, 22.08.2018, 23.08.2018, 23.08.2018, 12.09.2018, 17.09.2018, 09.10.2018, 10.12.2018, 11.12.201820.02.2019, 11.03.2019, 03.04.2019, 08.04.2019, 27.05.2019 обращался к ИП И. в связи с возникшими недостатками для их устранения. В настоящее время в автомобиле не работает датчик ESP (данный недостаток является повторным), не работает система Глонас, разбиты втулки переднего стабилизатора, 2,5% влаги в тормозной жидкости, заглушка выбора КПП отсутствует (данный недостаток является повторным, он устранялся 22.12.2018), отпотевание рабочего цилиндра сцепления. В связи с тем, что устраненные недостатки вновь проявляются, а так же гарантийный ремонт проводится не полностью и автомобиль постоянно находится на гарантийном ремонте, ФИО1 направил в ООО «Лифан Моторс Рус» претензию от 20.06.2019 о расторжении договора купли-продажи автомобиля и возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы, а так же о возмещении убытков. Ответчиком претензия получена и 12.07.2019 отказано в удовлетворении претензии, но указано о предоставлении автомобиля на проверку качества в ООО «Демидыч», в связи с чем 17.07.2019 предоставлен автомобиль и 18.07.2019 выдан акт проверки качества, согласно которому в автомобиле имеются недостатки, однако требования потребителя так и не удовлетворены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Пермская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Инициатива» просит об частичной отмене постановленного судом решения. Полагает, что судом неправильно применены положения Закона РФ «О защите прав потребителей», неправильно произведен расчет неустойки.

В апелляционной жалобе ООО «Лифан Моторс Рус», приводя доводы о незаконности решения суда, указывает на то, что судом не принято во внимание, что ИП ФИО4 и ООО «Радуга», производившее ремонт автомобиля не являются официальными дилерами ООО «Лифан Моторс Рус» и не уполномочены на проведение гарантийного ремонта. Судом не применен п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежащий применению. Требования о взыскании стоимости предпродажной подготовки и дополнительного оборудования на сумму 54 900 рублей, являются незаконными. Судом неправомерно взысканы расходы истца на проведение диагностики.

Судебная коллегия, заслушав мнение представителей сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи №** от 29.05.2018 ФИО1 приобрел у ООО «Демидыч» новый автомобиль LIFAN 215852 Х70 (Standart) ** года выпуска ПТС ** выданный ООО АК «Дервейс» 23.04.2018, VIN:**. стоимость автомобиля на момент заключения договора составила 900 000 руб., включая НДС 18 %.

По акту приема-передачи автомобиля к договору купли-продажи №** от 29.05.2018 продавец ООО «Демидыч» передало покупателю ФИО1 автомобиль LIFAN 215852 Х70 (Standart) ** года выпуска ПТС ** выданный ООО АК «Дервейс» 23.04.2018, VIN:** (л.д.26).

Автомобиль LIFAN 215852 Х70 (Standart) ** года выпуска ПТС ** выданный ООО АК «Дервейс» 23.04.2018, VIN:** стоимостью 849900 руб. покупателем оплачен (л.д.35).

Также ФИО1 приобрел дополнительное оборудование на автомобиль: подкрылки с шумоизоляцией (комплект) стоимостью 12000 руб. (л.д.36), коврик в багажник стоимостью 1460 руб., автосигнализацию стоимостью 19800 руб. (л.д.38), набор дорожный стоимостью 840 руб. (л.д. 39), защита картера, мастика вюрт, защитн, бит/кауч (1000) в общей сумме 13500 руб. (л.д.40), коврик в салон стоимостью 2500 руб.(л.д.41), дефлектор капота, дефлектор окон стоимостью 4800 руб.(л.д.42).

В паспорте транспортного средства ** от 23.04.2018, указано, что автомобиль LIFAN 215852 Х70, VIN:**, год выпуска **, цвет стальной (серый), изготовитель ООО АК «Дервейс» (Россия), собственник ООО «Лифан Моторс Рус», по дилерскому соглашению от 01.04.2013 собственником является ООО «Демидыч», с 29.05.2018 по договору купли-продажи №** собственником является ФИО1, что также подтверждается данными представленными РЭО ГИБДД по г. Перми (л.д.43-44,150,151).

В сервисной книжке автомобиля LIFAN Х70 в редакции 01-2018 от 05.03.2018 указано, что «Сервисная книжка» поставляется вместе с автомобилем и выдается владельцам в момент передачи автомобиля и подписания акта приема-передачи. Она содержит в себе правильно и полностью заполненное гарантийное свидетельство, информацию о проведение предпродажной подготовки автомобиля, информацию о прохождении периодического технического обслуживания, информацию о проведении инспекционного осмотра кузова, информацию о владельце автомобиля. В гарантийном свидетельстве на автомобиль указан собственник автомобиля ФИО1, дата продажи автомобиля 01.06.2018. На каждый проданный через официальную дилерскую сеть новый автомобиль LIFAN, включая его составляющие части (детали, узлы, агрегаты), предоставляется гарантия ООО «Лифан Моторс Рус» (далее изготовитель). Изготовитель предоставляет гарантию на автомобиль, приобретенный только через розничную сеть официальных дилеров ООО «Лифан Моторс Рус». Для того, что бы воспользоваться гарантией производителя, владельцу автомобиля необходимо обратиться к официальному дилеру ООО «Лифан Моторс Рус», уполномоченному производить ремонтные работы. Гарантийный ремонт является средством восстановления работоспособности (исправности) автомобиля в гарантийный период и заключается в проведении работ по устранению недостатков производственного характера (дефекты деталей, узлов или агрегатов, нарушение технологии изготовления или сборки). Обнаруженные неисправности производственного характера, признанные гарантийными, устраняются за счет изготовителя на сервисной станции официального дилера ООО «Лифан Моторс Рус». Для сохранения прав воспользоваться гарантией изготовителя владелец автомобиля обязан регулярно предоставлять автомобиль на любую сервисную станцию официального дилера ООО «Лифан Моторс Рус» для проведения периодического технического обслуживания, осмотра и диагностики в соответствии с графиком и регламентом, предписанными изготовителем для данного автомобиля, но не реже 1 раза в год. Гарантийный период нового автомобиля составляет 3 три года с даты передачи автомобиля первому конечному покупателю, указанный в гарантийном свидетельстве «Сервисной книжки» или 100000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше, за исключением отдельных комплектующих деталей автомобиля, указанных в разделе 2.2 «Сервисной книжки» на которые установлен другой гарантийный срок.

Согласно заказ-нарядам № ИОФ0005005 от 27.06.2018, № ИОФ0005955 от 20.07.2018, № ИОФ0006783 от 09.08.2018 № ИОФ0007143 от 17.08.2018, № ИОФ0007394 от 22.08.2018, № ИОФ0007419 от 23.08.2018, № ИОФ0008548 от 17.09.2018, № ИОФ0009479 от 09.10.2018, № ИОФ0012138 от 10.12.2018 № ИОФ0012138 от 10.12.2018, № ИОФ0012179 от 11.12.2018, № ИОФ0014612 от 20.02.2019, № ИОФ0015246 от 11.03.2019, заказ-наряде № ИОФ0014570 от 03.04.2019, № ИОФ0018158 от 27.05.2019 ФИО1 обращался к ИП И. в связи с необходимостью ремонта автомобиля.

По заказ-наряду №** от 18.06.2019 ООО «Бустер» выполнена диагностика подвески и ходовой части автомобиля LIFAN 215852 Х70, VIN:**, принадлежащего ФИО1, стоимость услуг составила 490 рублей, которая оплачена полностью (л.д. 119,120).

ООО «Демидыч» по заявке №** от 08.04.2019 передал автомобиль LIFAN 215852 Х70, VIN:**, год выпуска **, с пробегом 25790 км. ИП ФИО4 ориентировочный срок исполнения ремонта 12.04.2019 (л.д.113).

Претензия № 1 от 17.06.2019 о расторжении договора купли-продажи автомобиля LIFAN 215852 Х70, VIN:**, ** года выпуска и возврате уплаченной за автомобиль денежной суммы и возмещении убытков направлена от ФИО1 в ООО «Лифан Моторс Рус». В претензии указано, что в связи с повторными выявлениями недостатков автомобиля, просит вернуть уплаченную за товар денежную сумму в размере 849900 руб. Выплатить разницу в цене в размере 70000 руб. Возместить убытки за установку дополнительного оборудования на автомобиль в размере 54900 руб., убытки в виде процентов за пользование кредитными денежными средствами в размере 131047,12 руб., расходы по диагностике в размере 490 руб. (л.д.121-124). Получено ООО «Лифан Моторс Рус» 27.06.2019 (л.д. 125,126).

05.07.2019 ООО «Лифан Моторс Рус» в ответе на претензию № 1 указал, что для рассмотрения претензии по существу качества товара и принятия соответствующего решения, просит предоставить автомобиль по адресу: г. Пермь, ул. **** в ООО «Демидыч» для проведения проверки качества товара (л.д.129).

17.07.2019 составлен акт проверки качества № 1 автомобиля LIFAN 215852 Х70, VIN:**, ** года выпуска, принадлежащего на праве собственности ФИО1

17.07.2019 составлен акт проверки технического состояния автомобиля LIFAN 215852 Х70, VIN:**, ** года выпуска, принадлежащего на праве собственности ФИО1

ООО «Лига независимых экспертов и специалистов по оценке» выдана справка №227/19 об ориентировочной рыночной стоимости нового транспортного средства аналогичного LIFAN X70 в комплектации «STANDART» по состоянию на 24 сентября 2019 года, которая составляет 919000 рублей. Стоимость справки составила 1500 рублей, что подтверждается договором №** от 24.09.2019, кассовым чеком (л.д.195,196).

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что ООО «Лифан моторс рус» нарушены права ФИО1 как потребителя, в связи с чем усмотрел основания к удовлетворению иска.

Судебная коллегия полагает, что судом неправильно применены положения ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в связи с чем решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в силу следующего.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), регулирующей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе предъявить изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру требования о замене товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Как следует из материалов дела, ООО «Демидыч» является продавцом автомобиля LIFAN 215852 Х70 (Standart) 2018 года выпуска, приобретенного ФИО1 Изготовителем автомобиля согласно договору купли-продажи от 29 мая 2018 г., а также паспорту транспортного средства является ООО «АК «Дервейс». Согласно сервисной книжке автомобиля, изготовитель предоставляет гарантию на автомобиль, приобретенный только через розничную сеть официальных дилеров ООО «Лифан Моторс Рус» (именуемым Изготовителем). Таким образом, ООО «Лифан Моторс Рус» является уполномоченной организацией изготовителя автомобиля.

При таких обстоятельствах, спорные правоотношения подлежали урегулированию на основании положений п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Согласно ответу от 05 июля 2019 г. на претензию ФИО1, ООО «Лифан Моторс Рус» сообщило, что для рассмотрения претензии по существу качества товара и принятия соответствующего решения, необходимо предоставить автомобиль по адресу: г. Пермь, ул. **** в ООО «Демидыч» для проведения проверки качества товара.

17.07.2019 составлен акт проверки технического состояния автомобиля, с выводами о том, что не работает система Глонас, а иные, заявляемые покупателем недостатки не были выявлены, содержащимися в акте, ФИО1 был согласен.

Как следует из материалов дела, истец не предпринимал действий, направленных на возврат автомобиля ООО «Лифан Моторс Рус», уклонялся от исполнения данной обязанности, уважительных причин невозврата автомобиля не привел, вместо этого, не дожидаясь наступления даты выплаты денежных средств, оговоренных соглашением, обратился с исковым заявлением в суд.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, с учетом толкования пункта 3 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, приходит к выводу о том, что праву потребителя на заявление требования о возврате уплаченной денежной суммы предшествует его же обязанность возвратить товар изготовителю, и невыполнение потребителем такой обязанности исключает возможность удовлетворения его требования о возврате уплаченной за товар суммы.

Данная правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).

Установив, что ФИО1 не предпринимались действия по возврату товара, имеющего недостатки, обществу "Лифан Моторос Рус" для выполнения последним обязанности по добровольному удовлетворению требований потребителя о возврате уплаченной за товар суммы судебная коллегия, отменяя решение суда не усматривает оснований к удовлетворению иска. Судебная коллегия полагает возможным отметить, что ФИО1 не лишен возможности реализации прав, предоставленных законом о защите прав потребителя иным способом.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, исковые требования истца надлежит оставить без удовлетворения.

Отменяя решение суда, и отказывая в иске, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению апелляционной жалобы ФИО1

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Пермского районного суда Пермского края от 24 октября 2019 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Пермской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Инициатива» в интересах ФИО1 к ООО «Лифан Моторс Рус» о защите прав потребителей отказать

Председательствующий:

Судьи: