ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2476/20 от 25.02.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Малова Н.Л. Дело № 33-489/2020

№ 2-2476/2020

43RS0003-01-2020-003554-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Обуховой С.Г.. Тултаева А.Г.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Кочевой Я.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 25 февраля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 17 ноября 2020 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить.

Обязать министерство лесного хозяйства Кировской области ликвидировать несанкционированное место размещения отходов общим объемом 360 куб.м, ликвидировать разлив бетона на площади 380 кв.м, на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в границах квартала 77 выдела 7 Бахтинского сельского участкового лесничества Паркового лесничества Кировской области.

Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Кировской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях лесного фонда, указав, что прокуратурой Кировской области на основании информации в СМИ проведена проверка по факту наличия несанкционированной свалки в лесном фонде. Установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в границах квартала 77 выдела 7 Бахтинского сельского участкового лесничества паркового лесничества Кировской области (географические координаты квартальной точки свалки: ) размещена несанкционированная свалка отходов общим объемом 360 куб.м, в морфологический состав которой входит промышленно-бытовые отходы, а именно обломки кирпича, железобетонных перемычек, фундаментных блоков, отходов лесопиления, зафиксирован разлив бетона на площади 380 кв.м. Земельный участок относится к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования для размещения объектов лесного фонда, является федеральной собственностью. В пользование третьим лицам земельный участок не передавался. 16.09.2018 старшим следователем УМВД России по г.Кирову по факту слива бетона на лесной участок возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК РФ. 20.09.2018 старшим следователем УМВД России по г.Кирову по факту повреждения лесных насаждений, вызванного разливом бетона, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 261 УК РФ. Указанные уголовные дела объединены в одно производство (уголовное дело ), которое 16.11.2018 приостановлено в связи с не установлением виновного лица. Просил возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения отходов общим объемом 360 куб.м, ликвидировать разлив бетона на площади 380 кв.м на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в границах квартала 77 выдела 1 Бахтинского сельского участкового лесничества Паркового лесничества Кировской области.

Первомайским районным судом г.Кирова 17.11.2020 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе и.о. министра лесного хозяйства Кировской области ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Считает, что судом неверно определен ответчик по делу. Министерство не является собственником данного земельного участка, а только реализует часть полномочий в области лесных отношений. Право собственности на земельный участок принадлежит Российской Федерации. Ссылаясь на положения ст.ст. 82, 83 ч.1 ЛК РФ указывает на отсутствие полномочий министерства по осуществлению охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, которые определены ст. 60.12 ЛК РФ. Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержден приказом Минприроды России от 06.08.2019 № 529 и является исчерпывающим. Ни одно из 120 мероприятий, отраженных в Перечне, не позволяет выполнить работы по ликвидации несанкционированной свалки и (или) несанкционированного места размещения отходов на территории лесного фонда. Указывает на наличие возбужденных уголовных дел по данному факту, где министерство выступает в качестве потерпевшего. Считает, что вред причинен владельцами и работниками растворо-бетонного узла, расположенного в непосредственной близости от участка, залитого бетоном, данное обстоятельство судом первой инстанции во внимание не принято. Отмечает, что ликвидация несанкционированных свалок, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, должна осуществляться в рамках реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Министерство не является исполнителем (соисполнителем) Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019-2029гг., утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 № 621-П. Порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Кировской области полагает решение суда законным и обоснованным.

Министерство охраны окружающей среды Кировской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителя министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования «Город Киров» ФИО3, заключение прокурора, полагавшей решение оставлению без изменения, приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Кировской области на основании информации в СМИ проведена проверка по факту наличия несанкционированной свалки в лесном фонде.

В материалы дела прокурором представлен акт патрулирования территории лесного хозяйства от 17.08.2020, составленный сотрудниками министерства лесного хозяйства Кировской области.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в границах квартала 77 выдела 7 Бахтинского сельского участкового лесничества паркового лесничества Кировской области (географические координаты квартальной точки свалки: ) размещена свалка отходов общим объемом 360 куб.м, в морфологический состав которой входит промышленно-бытовые отходы, а именно обломки кирпича, железобетонных перемычек, фундаментных блоков, отходов лесопиления, зафиксирован разлив бетона на площади 380 кв.м.

Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ является федеральной собственностью. В пользование третьим лицам не передавался.

16.09.2018 по факту слива бетона на лесной участок возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК РФ. 20.09.2018 по факту повреждения лесных насаждений, вызванного разливом бетона, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 261 УК РФ. 06.11.2018 дела соединены в одно производство (уголовное дело ), 16.11.2018 предварительное следствие приостановлено в связи с не установлением виновного лица.

Лица, виновные в размещении промышленно-бытовых отходов, не установлены.

Суд первой инстанции, учитывая распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, установив, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование, пришел к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки должна быть возложена на министерство лесного хозяйства Кировской области.

Судебная коллегия с выводами согласна, поскольку они основаны на правильном анализе норм права, подлежащих применению в данном случае.

Доводы жалобы о том, что министерство лесного хозяйства Кировской области является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными в силу следующего.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст.ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ).

Органы государственной власти согласно ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса РФ осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его ст.ст. 81 - 83, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Таким образом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Согласно п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167 (далее - Положение о министерстве), министерство лесного хозяйства Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах лесных отношений и лесной промышленности, охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Пунктом 2.1 Положения о министерстве на министерство лесного хозяйства Кировской области возложена государственная функция - управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса; государственные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений на территории Кировской области, переданные субъекту Российской Федерации - Кировской области, подлежат исполнению министерством лесного хозяйства Кировской области (п. 1.1. Положения о министерстве). В этой связи министерство лесного хозяйства Кировской области является надлежащим ответчиком по делу, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на него возложена правомерно.

Аргументы ответчика о том, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, несостоятельны.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 (действовали до 13.12.2020), в пункте 2 предусматривали меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 (действуют с 01.01.2021 по 01.01.2027) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Таким образом, названный перечень мероприятий санитарной безопасности в лесах не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства (п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047).

Довод заявителя о том, что ликвидация несанкционированной свалки ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу ч.ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, п.п. 3.1.6.1, 3.1.6.1.1. Положения о министерстве данный орган исполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В этой связи проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями министерства лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Первомайского районного суда г.Кирова от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: