Судья Селезенева И.В. 33 –1590/21
№ 2-2481/2020
67RS0003-01-2020-003648-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2021 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Руденко Н.В.,
судей Шитиковой И.Н., Шустовой И.Н.,
при помощнике судьи Марковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность заявителя
по апелляционной жалобе ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 01 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Руденко Н.В., объяснения представителя ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее также – ПАО «МРСК Центра») обратилось в суд с вышеуказанным заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность заявителя. В обоснование требований указав, что ПАО «МРСК Центра» вступило во владение бесхозяйными движимыми объектами, а именно:
- воздушной линией 0,4кВ №, 2010 года постройки, расположенной по адресу: ..., протяженностью 0,14 км;
- воздушной линией 0,4кВ №, 1987 года постройки, расположенной по адресу: ..., протяженностью 0,23 км;
- воздушной линией ВЛ 0,4кВ № от опоры № до опоры №; от опоры № до опоры №, 1986 года постройки, расположенной по адресу: ..., протяженностью 1 км;
- воздушной линией ВЛ 0,4кВ №, 1980 года постройки, расположенной по адресу: ..., протяженностью 0,24 км.
В целях подтверждения бесхозяйного статуса объекта ПАО «МРСК Центра» филиалом «Смоленскэнерно» направлены запросы предполагаемым собственникам о принадлежности им на праве собственности указанных объектов в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях; Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области; Администрацию МО «Демидовский район» Смоленской области. В ответ на запросы получена информация, что объект в реестрах федеральной, областной и муниципальной собственности не числится. В печатном издании «Поречанка» от 08.11.2019 № заявителем размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанных трансформаторных подстанций и линий электропередачи, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов. На указанное объявление никто не отозвался. Также вышеуказанная информация была размещена на сайте Администрации МО «Демидовский район» Смоленской области. Ввиду отсутствия сведений об имеющихся правопритязаниях и спорах в отношении указанного имущества, ПАО «МРСК Центра» вступило во владение бесхозяйным брошенным объектом. По заключению комиссии техническое состояние объекта на момент обнаружения удовлетворительное, что подтверждается актами технического освидетельствования электроустановок.
Ссылаясь на положения ст.ст. 22, 226, 131 ГК РФ, приводит доводы о необходимости отнесения вышепоименованных бесхозяйных объектов к движимому имуществу и возможности признания за заявителем права собственности на них в порядке ч. 1 ст.293ГПК РФ, как за лицом, вступившим во владение брошенной собственником бесхозяйной движимой вещью.
В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Центра», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях просил о рассмотрении заявления в свое отсутствие. В ранее адресованном суду отзыве указал на отсутствие поименованных в заявлении объектов в реестре федерального имущества и об отсутствии правопритязаний на него.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В ранее адресованном суду отзыве указал на отсутствие соответствующих объектов в реестре государственной собственности Смоленской области.
Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Смоленский государственный музей-заповедник» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В адресованном суду отзыве указав на отсутствие соответствующих объектов в реестре муниципальной собственности.
Заинтересованные лица ПС Заборье-Администрация Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований ПАО «МРСК Центра» отказано.
В апелляционной жалобе ПАО «МРСК Центра» просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», ПС Заборье-Администрация Заборьевского сельского поселения Демидовского района Смоленской области, заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что ПАО «МРСК Центра» выявлено и обследовано заявленное в иске электрооборудование в виде воздушных линий электропередач.
На основании приказа № от 28.11.2019 «Об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации активов» ПАО «МРСК Центра» проведены мероприятия, связанные с определением текущей рыночной стоимости выявленного объекта, с установлением возможных собственников (владельцев) выявленного бесхозяйного электросетевого объекта.
В результате проведенной работы вышеуказанный объект принят на баланс ПАО «МРСК Центра».
В печатном издании «Поречанка» от 08.11.2019 № ПАО «МРСК Центра» размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанных трансформаторных подстанций и линий электропередачи, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов. На указанное объявление никто не отозвался.
Кроме того, указанная выше информация размещена на сайте Администрации МО «Демидовский район» Смоленской области.
Также ПАО «МРСК Центра» обратилось в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрацию МО «Демидовский район» Смоленской области с запросом о принадлежности названного имущества.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в письме от 05.12.2019 № сообщило об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о кабельных линиях, Воздушных линиях, трансформаторных подстанциях, указанных в обращении.
Аналогичные сведения об отсутствии данных в соответствующих реестрах сообщил Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в письме № от 16.01.2020, а также Администрация МО «Демидовский район» Смоленской области в письме от 05.11.2019 №.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о признании имущества бесхозяйным суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорное имущество - электрические сети является недвижимым имуществом.
Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, определяют линию электропередачи как электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции и предназначенную для передачи электрической энергии. При этом выделяется два вида линий электропередачи - воздушная и кабельная.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительного устройства, а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей).
Трансформаторная подстанция (ТП) - электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) в ОКОФ к группировке «СООРУЖЕНИЯ» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Также из положений ч. 2 ст. 89 ЗК РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
Согласно п. 6 Постановления, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.
После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании гранил охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.
Согласно ч. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю также подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В случае если конструктивные особенности линии электропередач обладают признаками, закрепленными в ст. 130 ГК РФ, такие линии электропередач будут относиться к объектам недвижимого имущества и их государственный кадастровый учет будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме того, такие объекты в составе единой системе также подлежат учету неразрывно с установлением для них в ЕГРН обременений или предоставления участков для размещения охранных зон.
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
При этом основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план (ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен ст. 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии со ст. 26 Закона № 218-ФЗ) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 Закона № 218-ФЗ). При этом в соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости).
Следовательно, по общему правилу линии электропередач независимо от их мощности и вида являются сооружениями и относятся к недвижимому имуществу. В отдельных случаях отнести их к движимому имуществу можно только в том случае, если в отношении них не возможно будет изготовить технический план, или орган государственного кадастрового учета при проведении правовой экспертизы при обращении с заявлением о проведении кадастрового учёта придёт к выводу, что линия электропередач не является недвижимым имуществом и по этому основанию откажет в государственной регистрации.
Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Суд пришел к правильному выводу, что заявленные в деле объекты, фактически используются для постоянной передачи электроэнергии потребителям, то есть, не брошены в технически неисправном, поврежденном или отключенном состоянии, когда они действительно могли бы представлять ценность как отдельные опоры или провода для целей их дальнейшего демонтажа, и именно являются неотъемлемой составной частью функционирующей единой энергосистемы включающей названные объекты электросетевого хозяйства с учетом присоединенных к ним МКД и других потребителей.
Судом обоснованно отклонены представленные заключения специалистов 2003 и 2010 г.г., как составленные, до введения в действие приведенных выше положений законодательства, а с другой стороны оценивающих объекты, подобные заявленным, исключительно с позиций технической возможности монтажа/демонтажа вне их неразрывной связи с действующей энергосистемой, как ее составляющих, и последствий подобных действий для других ее элементов, как с технической точки зрения, так и с точки зрения потенциальных энергопотребителей.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет только орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Заявитель в данном случае, не является органом местного самоуправления и оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Указанные в апелляционной жалобе заявителя доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 01 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «МРСК Центра» «Смоленскэнерго» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: