Председательствующий по делу Дело № 33-1165/2022
судья Филиппова И.Н. 1 инст. №2-248/2022
75RS0001-02-2021-008592-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Комковой С.В.,
судей Алёкминской Е.А., Куклиной И.В.,
при секретаре Печеревиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 апреля 2022 года гражданское дело по иску ФИО4 ча, ФИО1, ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении к действиям, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3
на решение Центрального районного суда г. Читы от 18 января 2022 года, которым постановлено:
«Требования ФИО4 ча, ФИО1, ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении к действиям, предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края включить ФИО4 ча, <Дата> г.р., ФИО2, <Дата> г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить ФИО4 чу, <Дата> г.р., ФИО2, <Дата> г.р. каждому, жилое помещение, благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу ФИО2 расходы по госпошлине 300 руб.
В иске ФИО1 – отказать».
Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. ФИО4, <Дата> г.р., ФИО2, <Дата> г.р., ФИО1, <Дата> г.р. относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с <Дата> г. С <Дата> постановлением главы администрации Ингодинского района г. Читы за истцами было закреплено жилое помещение - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Распоряжением Администрации Ингодинского административного района городского округа «город Чита» от <Дата> внесены изменения в постановление от <Дата>: ФИО4, <Дата> г.р., ФИО2, <Дата> г.р., ФИО1, <Дата> г.р. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту проживания. В течение длительного периода времени с 2006 г. по ошибке администрации истцы не обеспечены жилыми помещениями, проживают по договорам найма. Просили суд обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края включить ФИО2, <Дата> г.р., ФИО1, <Дата> г.р., ФИО4, <Дата> г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить ФИО2, <Дата> г.р., ФИО1, <Дата> г.р. отдельные благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения общей площадью не менее 25 кв.м. на территории Забайкальского края; ФИО4, <Дата> г.р. отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору специализированного найма жилого помещения общей площадью не менее 37,5 кв.м. на территории Забайкальского края согласно норме для инвалида 1 группы, передвигающегося на инвалидной коляске, с пандусом на 1 этаже дома (л.д. 8-11).
Определением суда от 16.12.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (л.д. 68-69).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.88-91).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3 просил отменить решение суда. Достигнув определенного возраста, истцы утратили субъективное материальное право на данную льготу. Указанный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению. За истцами было закреплено жилое помещение на основании постановления от 17.07.2006 г. № 187 при учреждении попечительства, в которое были внесены изменения только в 2020 г., когда истцам исполнилось более 23 лет. Ранее истцы и опекун никуда не обращались за включением и постановкой на учет в список детей-сирот, подтверждающих документов об обращении в различные органы отсутствуют. В судебном заседании каких-либо объективно препятствующих обращению истцов за реализацией своих прав обстоятельств до достижения ими 23-летнего возраста не заявлено, доказательств обращения не представлено. При этом постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, носит заявительный характер. На основании Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцы с 18 до 23 лет должны были самостоятельно обратиться за постановкой на учет в список детей-сирот. Доводы суда об исключительности обстоятельств, в связи с которыми истцы своевременно не смогли самостоятельно встать на учет, поскольку не знали норм действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание. Нормативные правовые акты по дополнительным гарантиям детям-сиротам по обеспечению жильем находятся в открытом доступе в сети Интернет. При необходимости истцы не были лишены возможности ознакомиться с ними, воспользоваться предоставленным правом. На момент обращения ФИО4, ФИО2 в Министерство утратили право на обеспечение жилым помещением (л.д.97-98).
В суд апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО1, ФИО4, представители третьих лиц Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО3, полагавшего необходимым решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что мать несовершеннолетних ФИО5 на основании решения Ингодинского районного суда <адрес> от <Дата> лишена родительских прав, отец несовершеннолетних ФИО1, ФИО4 – ФИО4 лишен родительских прав. Отец несовершеннолетней ФИО2 – ФИО6 лишен родительских прав.
Постановлением главы администрации Ингодинского административного района от 17.07.2006 г. № 187 ФИО7 назначен попечителем над несовершеннолетними ФИО1, ФИО4, ФИО2 За ФИО1, ФИО4, ФИО2 закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО7.(л.д. 13-14).
Распоряжением заместителя руководителя администрации городского округа-главы администрации Ингодинского административного района от <Дата> № 301 ФИО1, <Дата> г.р., ФИО4, <Дата> г.р., ФИО2, <Дата> г.р. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями по месту проживания (л.д. 17-18).
Согласно ответа КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» № 99-3/2021-11511 от 12.11.2021 г. ФИО4, ФИО1, ФИО2 зарегистрированных прав на объекты жилого назначения не имеют (л.д. 41-43).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.11.2021 г. № КУВИ-002/2021-153484177, ФИО4 не имеет зарегистрированных прав на жилые помещения (л.д. 45).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.11.2021 г. № КУВИ-002/2021-153490907 ФИО1 имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д. 46).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.11.2021 г. № КУВИ-002/2021-153487809 ФИО2 не имеет зарегистрированных прав на жилые помещения (л.д. 47).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, указал, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа должно быть обеспечено немедленно по обращении за жилыми помещениями лиц указанной категории при наступлении предусмотренных в законе обстоятельств. Истцы были включены в список, то жилье должно быть предоставлено без ограничения во времени, ожидания и учета иных лиц в списке. Предоставление ФИО4 жилого помещения с учетом наличия у него инвалидности не может быть удовлетворено, так как предоставление инвалидам жилья должно происходить в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Довод жалобы о том, что за истцами было закреплено жилое помещение на основании постановления от 17.07.2006 г. № 187 при учреждении попечительства, в которое были внесены изменения только в 2020 г., когда истцам исполнилось более 23 лет и ранее истцы и опекун никуда не обращались за включением и постановкой на учет в список детей-сирот, подтверждающих документов об обращении в различные органы отсутствуют, судебной коллегией отклоняется. Позднее внесение изменений в 2020 г. в постановление от 17.07.2006 г. администрацией Ингодинского административного района ГО «Город Чита» распоряжением № 301 от 14.12.2020 о включении детей сирот в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту проживания не может вменяться в вину истцам. 24.11.2020 главе администрации Ингодинского административного района ГО «Город Чита» прокурором был внесен протест на постановление от 17.07.2006 №181 «Об учреждении попечительства над ФИО1, опеки над ФИО4, ФИО2». Распоряжение администрацией о внесении изменений вынесено 14.12.2020. Вина истцов в закреплении за ними жилья, принадлежащего на праве собственности опекуну, отсутствует. Помещение, которое закреплено за истцами, находилось в собственности иных лиц. Причина, по которой своевременно истцы не были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по месту проживания, является уважительной.
При разрешении спора судом первой инстанции правомерно учитывалось, что действующее в настоящее время законодательство не исключает возможности обеспечения жильем лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без анализа конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилыми помещениями истцов, и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное законом право в установленный срок.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 апреля 2022 года.
Председательствующий: С.В.Комкова
Судьи: Е.А.Алёкминская
И.В.Куклина