ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-24/2022 от 31.05.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Антонов А.С. Дело № 2-24/2022

№ 33-1247/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда

в составе судьи – председательствующего Ушаковой И.Г.,

судей Душечкиной Н.С., Коуровой В.Е.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 31 мая 2022 года гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по на решение Шадринского районного суда от ,

заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения представителя ГУ УПФ Российской Федерации ФИО2, представителя третьего лица ФИО5,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по (далее - ГУ - ОПФ Российской Федерации по ) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении в страховой стаж периодов работы. В обоснование заявленных требований указывал, что с и по настоящее время работает в Шадринской пожарной части в должности «начальник караула». обратился в ГУ - ОПФ Управления Пенсионного Фонда в (межрайонное) с заявлением о зачете в стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. решением ГУ - ОПФ Управления Пенсионного Фонда в (межрайонное) в установлении страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа, вместо требуемых законом 25 лет, истцу в стаж для назначения пенсии зачтен период продолжительностью 17 лет 03 месяца 13 дней. С учетом изменения исковых требований, просил признать незаконным решение ГУ - ОПФ Управления Пенсионного Фонда в (межрайонное) от , принятого во изменение решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от , включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с по в должности начальника караула Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности начальника караула Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности начальника караула Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности начальника караула Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности начальника караула пожарной части по охране ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ».

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1 адвокат ФИО8 в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании доводы искового заявления поддерживала.

Представитель ответчика ГУ – ОПФ Российской Федерации по в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве исковые требования ФИО1 не признал.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве с исковыми требованиями ФИО1 соглашался.

Представитель третьего лица УМВД России по в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указывал на законность и обоснованность принятого ответчиком решения, поскольку ФИО1 службу в УМВД России по не проходил, получателем пенсии по линии МВД России по выслуге лет, по инвалидности или по потере кормильца, не является.

Шадринским районным судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены, решение ГУ Управление Пенсионного фонда России в (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от , с внесенными изменениями решением ГУ Управление Пенсионного фонда России в (межрайонное) от , отменено в части, на ответчика возложена обязанность включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с по в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по - в должности «начальник караула пожарной части» Пожарной части по охране ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ».

С таким решением, в части включения в стаж ФИО1 периода работы с по , не согласился ответчик ГУ – ОПФ Российской Федерации по , в апелляционной жалобе просит решение суда в данной части отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, указывает, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно лицам, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть федеральной противопожарной службы. Досрочная пенсия по старости для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена. С на основании приказа МЧС России от ГУ ГОЧС разделено на два подразделения: Главное управление МЧС по , входящее в структуру МЧС России, и Главное управление ГО и СЧ , которое не является структурой МЧС РФ. Распоряжением Администрации (Правительства) -р от созданы государственные учреждения , в т.ч. Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям », финансирование расходов на содержание которого должно осуществляться из средств бюджета субъекта (п. 2 Распоряжения). Таким образом, работники учреждений, входящие в состав Главного управления ГО и ЧС , в том числе Отряд государственной противопожарной службы Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (по охране ) правом на досрочной назначение пенсии по пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не пользуются. Учитывая, что ФИО6 в спорный период работал в учреждении, не относящемся к федеральной противопожарной службе, и выпиской из лицевого счета застрахованного лица не подтверждается льготная работа, полагает оснований для включения периода работы с по в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пп. 18 п.1 ст.30 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения. Ссылается на то, что в соответствии с Положением о Государственном учреждении «2 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по », учредителем отряда является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оперативное управление деятельностью отряда осуществляет в установленном порядке начальник Главного управления МЧС России по . На основании изложенного, полагает суд пришел к правильному выводу о том, что в спорный период он осуществлял свою трудовую деятельность именно в Федеральной противопожарной службе. Независимо от ведомственной принадлежности противопожарной службы его трудовая функция, характер работы, должностные обязанности не менялись. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ГУ - ОПФ Российской Федерации по – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по указывает, что суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства для рассмотрения настоящего дела и пришел к выводу о том, что ФИО1, независимо от ведомственной принадлежности противопожарной службы, продолжал исполнять функции начальника караула пожарной части, характер его работы, должностные обязанности не изменились, в связи с чем, проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение пенсионных прав истца. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - ОПФ Российской Федерации по – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец ФИО1 не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ - ОПФ Российской Федерации по ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ФИО5 с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Представитель третьего лица УМВД России по в суд апелляционной инстанции не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в их пределах в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежим отмене решения суда в части по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ранее действовавшая норма пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривала аналогичные положения.

Частью 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 обратился в УПФР в (межрайонное) с заявлением о зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Решением УПФР в (межрайонное) от в назначении пенсии ФИО1 отказано в связи с отсутствием требуемого законом стажа (25 лет), при имеющемся стаже 17 лет 3 месяца 13 дней, а также требуемого возраста.

Решением УПФР в (межрайонное) от , принятым во изменение решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от , ФИО1 отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого законом стажа (25 лет), при имеющемся стаже 14 лет 4 месяца 2 дня, а также требуемого возраста.

Данным решением истцу было отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, следующих периодов:

- с по - в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД , так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ;

- с по - в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД , так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от , документально не подтверждается работа в особых условиях труда, на ИЛС отсутствует код льготы;

- с по - в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД , так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ;

- с по - в должности «начальник караула» Управления Государственной противопожарной службы УВД , так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от , документально не подтверждается работа в особых условиях труда, на ИЛС отсутствует код льготы;

- с по - в должности «начальник караула пожарной части» Пожарной части по охране ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям », так как организация не входила в состав Государственной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на ИЛС застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.

Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1 в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 30 Закона о страховых пенсиях, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, с учетом представленных доказательств, пришел к выводу о том, что в периоды с по , с по , с по , с по , истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, данные периоды подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

При разрешении исковых требований в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с по , суд, с учетом положений пенсионного законодательства, а также Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», исходил из того, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при этом представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ФИО1 в спорный период осуществлял трудовую деятельность в Федеральной противопожарной службе, независимо от ведомственной принадлежности противопожарной службы на протяжении всего периода работы продолжал исполнять функции начальника караула пожарной части, характер его работы, должностные обязанности не изменялись.

Поскольку решение суда оспаривается лишь в части включения в стаж истца периода работы с по , судебной коллегией решение проверяется только в оспариваемой части в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации.

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление № 665), в соответствии с пп. «л» п. 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 18.06.2002 № 437).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 поименована занимаемая истцом должность: «начальники караула пожарной части».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из содержания ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), следует, что пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы».

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 103 «О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 (п. 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст. 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Право досрочного пенсионного обеспечения для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено, соответственно досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.

Судом первой инстанции установлено, подтверждено копией трудовой книжи истца, что ФИО1 с по осуществлял трудовую деятельность в должности командира отделения Шадринской пожарной части Управления Государственной противопожарной службы УВД ; с по – начальника караула Шадринской пожарной части Управления Государственной противопожарной службы УВД , с по – начальника караула Шадринской пожарной части ГУ « ГОЧС », с по - начальника караула пожарной части по охране ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям », с по - начальник караула пожарной части по охране ГУ ГПС МЧС России по .

Из материалов дела следует, что Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ от «О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации» с , включая отряд ГПС МЧС России по ».

распоряжением Администрации (Правительства) от -р «О создании государственных учреждений » было создано Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы ГУ ГОЧС » (ГУ «ОГПС ГУ ГОЧС »), в состав которой вошла пожарная часть по охране ГУ «ОГПС ГУ ГОЧС ».

С соответствии с указанным распоряжением Администрации (правительства) от -р Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы ГУ ГОЧС » создано как государственное учреждение , финансирование расходов на содержание указанного вновь созданного государственного учреждения производилось за счет средств, предусмотренных «Об областном бюджете на 2005 год». Постановлено Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям выступить учредителем государственных учреждений , утвердить их положения и заключить договоры с их руководителями; департаменты государственного имущества и промышленной политики по предложению Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям , закрепить за вновь создаваемыми учреждениями государственное имущество на праве оперативного управления.

приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по » утверждено положение о ГУ «2 Отряд ГПС МЧС России по », учредителем которого указано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оперативное управление осуществляло ГУ МЧС России по »

ГУ «ОГПС ГУ ГОЧС », в соответствии с приказом МЧС России от «О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации», в соответствии с доверенностью МЧС России по и приказом ГУ МЧС России по от «О создании государственных учреждений», переименовано в Государственное учреждение «2 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по »; ГУ «2 ОГПС МЧС России по ».

В соответствии с Положением о Государственном учреждении «2 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по », являющееся приложением к приказу начальника Главного управления МЧС России по от , учредителем ОГПС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В п. 1.4. указанного выше Положения указано, что оперативное управление деятельностью ОГПС осуществляет в установленном порядке начальник Главного управления МЧС России по .

Таким образом, учреждение с таким наименованием относилось к Федеральной противопожарной службе.

При этом Постановлениями Правительства Российской Федерации № 107 от 20.02.2007 «Об утверждении Правил предоставления в 2007 из Федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации» и № 817 от 28.11.2007 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», подтверждено финансирование отряда из Федерального бюджета.

Документов о финансировании учреждения в данный период времени из областного бюджета не имеется.

В данном учреждении (ГУ «2 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по ») ФИО1 осуществлял свою деятельность в период с по , следовательно, вывод суда о том, что указанное учреждение относилось к федеральной противопожарной службе является правильным и указанный период работы истца подлежал включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку в части периода работы ФИО1 с по в ГУ «Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям » принадлежность данного учреждения к федеральной противопожарной службе не подтверждена, при том, что из представленных сведений следует, что данный период работы проходил в службе субъекта Российской Федерации, финансирование учреждения осуществлялось из областного бюджета – бюджета субъекта Российской Федерации, во включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 должно быть отказано, поскольку работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации включению в такой стаж не подлежит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части включения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с по в должности «начальник караула пожарной части» Пожарной части по охране Государственного учреждения «Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям » и отказе в удовлетворении данных исковых требований.

Оснований для отмены решения в остальной части не имеется, решение вынесено в соответствии с требованиями закона и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шадринского районного суда от отменить в части включения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с по в должности «начальник караула пожарной части» Пожарной части по охране Государственного учреждения «Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям », в удовлетворении данных исковых требований отказать.

В остальной части решение Шадринского районного суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по – без удовлетворения.

Судья – председательствующий Ушакова И.Г.

Судьи: Душечкина Н.С.

Коурова В.Е.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.06.2022