ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2500/19 от 13.02.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Бобылева И.Г.

№2-2500/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №11-102/2020

13 февраля 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Чертовиковой Н.Я.,

судей Никитенко Н.В., Норик Е.Н.,

при секретаре Веретенникове Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе, дополнительной апелляционной жалобе ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 сентября 2019 года по делу по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» к ФИО1 о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени.

Заслушав доклад судьи Чертовиковой Н.Я. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» (далее по тексту - ООО УК «ЗлатСитиСервис») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, за период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2019 года в размере 65099,59 рублей, пени за период с 13 января 2015 года по 15 августа 2019 года в размере 20958,22 рублей (л.д. 3, 4).

В обоснование требований указано на то, что ФИО1 является собственником нежилого помещения площадью 85,8 кв.м, расположенного в многоквартирном <адрес>. Решением общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома от 1 декабря 2014 года уполномоченным представителем данного дома для участия в договорных отношениях с третьими лицами избрано общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Комитет городского хозяйства» (далее по тексту - ООО УК «КГХ»), между ФИО1 и ООО УК «КГХ» заключен договор о долевом участии собственника нежилого помещения в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. 17 июля 2018 года ООО УК «КГХ» переименовано в ООО УК «ЗлатСитиСервис». За период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2019 года плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, не осуществлялась, в связи с чем, образовалась задолженность, на которую подлежат начислению пени.

В процессе рассмотрения иска требования были уточнены, ООО УК «ЗлатСитиСервис» просило взыскать с ФИО1 задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, за период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2019 года в размере 62115,27 рублей, пени за период с 13 января 2015 года по 15 августа 2019 года в размере 20232,26 рублей (л.д. 52).

Представитель истца ООО УК «ЗлатСитиСервис», ответчик ФИО1 в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте слушания дела были извещены.

Судом принято решение о частичном удовлетворении исковых требований. С ФИО1 в пользу ООО УК «ЗлатСитиСервис» взыскана задолженность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, за период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2019 года в размере 62115,27 рублей, пени за период с 13 января 2015 года по 15 августа 2019 года в размере 10000 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также с ответчицы в пользу истца взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 2781,73 рублей.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ответчица ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что судом не применен срок исковой давности. Полагает, что судом принят неправильно осуществленный расчет задолженности, поскольку в доме установлены общедомовые приборы учета, тогда как размер задолженности по оплате холодной и горячей воды, водоотведения, электроснабжения, потребленных при содержании и обслуживании общего имущества, определен исходя из норматива потребления. Считает, что при расчете коммунальных услуг, потребленных при содержании и обслуживании общего имущества, истцом принята площадь общего имущества многоквартирного дома и общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующая действительности.

Представитель истца ООО УК «ЗлатСитиСервис», ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным применением норм материального права.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником нежилого помещения, площадью 85,8 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 36).

Решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 1 декабря 2014 года избран непосредственный способ управления домом, для участия от имени собственников помещений дома в договорных отношениях с третьими лицами в качестве уполномоченного представителя выбрано ООО УК «КГХ» (17 июля 2018 года изменено наименование на ООО УК «ЗлатСитиСервис», о чем внесены соответствующие изменения в учредительные документы (л.д. 38, 39). Указанному обществу были делегированы полномочия на заключение договоров от имени собственников и за их счет с обслуживающими организациями, оказывающими услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества утверждена в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений. Определен порядок внесения данной платы – непосредственно уполномоченному лицу. Делегированы полномочия на взимание платы за поставку коммунальных услуг (л.д. 37).

21 апреля 2015 года между ООО УК «КГХ» (в настоящее время ООО УК «ЗлатСитиСервис») и ФИО1 заключен договор о долевом участии собственника нежилого помещения в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

По условиям названного договора, организация приняла на себя обязанности по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ФИО1 приняла на себя обязательства своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату (пункты договора 1, 2.1., 3.1.- 3.1.5., 4.1.1.).

Размер платы по договору установлен в соответствии с решениями органа местного самоуправления об установлении цен на содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилого помещения (пункт договора 5.2.).

Пунктом 5.3. договора установлено, что денежные средства в счет платы по договору ежемесячно перечисляются на расчетный счет организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Условиями договора предусмотрена ответственность ФИО1 за неисполнение в установленный срок указанной обязанности, в виде уплаты пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выполненных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно (пункты договора 4.1.1., п. 6.1.)

Согласно пункту 7.1. стороны распространили действие договора на отношения с 13 декабря 2013 года, предусмотрели, что договор действует по день прекращения права собственности на помещение или окончания срока выполнения обязательств организации по содержанию и текущему ремонта общего имущества многоквартирного дома (пункт договора 7.1.).

Из представленного истцом расчета задолженности следует, что в период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2019 года ФИО1 не исполняла обязанности по оплате за содержание и ремонт общего имущества в указанном доме, коммунальных услуг, потребленных при содержании общего имущества, в связи с чем, образовалась задолженность, размер которой с учетом поступивших от ответчика платежей составил 62115, 27 рублей, пени за период с 13 января 2015 года по 15 августа 2019 года в размере 20232,26 рублей.

Установив приведенные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 36, части 1 статьи 39, части 2 статьи 154, части 7 статьи 155, части 1 статьи 156, частей 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания задолженности за содержание и ремонт общего имущества, после чего, сочтя расчет истца правильным, удовлетворил соответствующее требование.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания задолженности соглашается, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах, соответствует перечисленным, подлежащим применению нормам права.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что размер задолженности платы за содержание и ремонт общего имущества (без учета потребленных при этом коммунальных услуг) произведен истцом правильно.

Так, в соответствии с постановлением администрации Златоустовского городского округа Челябинской области № 223-П от 29 мая 2014 года «Об установлении цен на содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (плата за наем)» с 1 июля 2014 года: плата за содержание и текущий ремонт жилого (нежилого) помещения составила 10,53 рублей/кв.м; плата за сбор, учет, хранение и передачу на утилизацию отработанных ртутьсодержащих ламп - 0,03 рублей/кв.м (л.д. 26, 27).

Соответственно, в период с 1 декабря 2014 года по 30 июня 2015 года (7 месяцев) задолженность за содержание и ремонт составила 6342,35 рублей (10,53 рублей/кв.м + 0,03 рублей/кв.м х 85,8 кв.м. х 7 месяцев).

Постановлением администрации Златоустовского городского округа Челябинской области № 190-П от 29 мая 2014 года «Об установлении цен на содержание и ремонт жилого помещения, платы за пользование жилым помещением (плата за наем)», с 1 июля 2015 года плата за содержание и текущий ремонт общего имущества составила 11,16 рублей/кв.м (л.д. 28, 29).

Соответственно, в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2019 года (48 месяцев) задолженность за содержание и ремонт составила 45961,44 рублей (11,16 рублей/кв.м х 85,8 кв.м. х 48 месяцев).

Всего за указанный в иске период задолженность за содержание и ремонт составила 52303,79 рублей (6342,35 рублей + 45961,44 рублей), что соответствует выводу суда первой инстанции.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с тем, что истцом правильно произведен расчет задолженности за коммунальные услуги, потребленные при содержании и ремонте общего имущества.

Как следует из представленного истцом расчета, при начислении платы за электроэнергию, потребленную при содержании и ремонте общего имущества, за июнь 2017 года, за период с июля 2017 года по июнь 2018 года, с июля 2018 года по декабрь 2018 года, с января по июнь 2019 года истцом осуществлен расчет исходя из площади мест общего пользования 3273,5 кв.м (л.д. 13, 15, 18, 21).

На запрос судебной коллегии истцом дан ответ о том, что в период, за который осуществляется взыскание задолженности, имелся технический паспорт многоквартирного дома, составленный по состоянию на 21 января 2002 года, согласно которому площадь мест общего пользования составила 1829,5 кв.м, а так же электронный паспорт многоквартирного дома, размещенный в Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому площадь мест общего пользования составила 1829,5 кв.м, однако, в данную площадь не были включены подвал и чердак. Истцом осуществлен самостоятельный обмер подвала и чердака, к площади мест общего пользования по техническому паспорту от 21 января 2002 года прибавлены результаты осуществленного истцом обмера, после чего площадь мест общего пользования составила 3273,5 кв.м (л.д. 133, 139-159, 160).

По данным Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства площадь мест общего пользования составляла 1829,5 кв.м, общая площадь жилых помещений – 3458 кв.м, общая площадь нежилых помещений – 571,2 кв.м (л.д. 134-138).

Пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту Правила № 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

Согласно части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Как следует из ответа истца, при осуществлении расчета платы за электроэнергию, потребленную при содержании и ремонте общего имущества, за июнь 2017 года, за период с июля 2017 года по июнь 2018 года, с июля 2018 года по декабрь 2018 года, с января по июнь 2019 года, были использованы показатели площади мест общего пользования, не соответствующие данным электронного технического паспорта на многоквартирный дом, размещенного в Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Поскольку в основе технической инвентаризации лежит цель определения технических характеристик и параметров жилого дома, в том числе, площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, иных официальных данных в отношении технических характеристик жилого дома не существует, данные сведения являются достоверными, зафиксированы уполномоченной организацией, а также исходя из приведенных выше нормативных правовых норм, судебная коллегия полагает расчет платы, осуществленной истцом по площади собственных замеров неправомерным.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о неправомерности исчисления платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, исходя из площади мест общего пользования равной 3273,5 кв.м, заслуживают внимания.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что начислении платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома, истцом принимались недостоверные сведения об общей площади жилых помещений, отклоняются ввиду следующего. Действительно, из осуществленного истцом расчета коммунальных услуг, потребленных при содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома, следует, что общая площадь жилых помещений многоквартирного дома в период с января 2017 года по декабрь 2018 года принималась истцом равной 3454,4 кв.м, с января 2019 года – равной 3459,0 кв.м (л.д. 11-25), тогда как согласно электронному паспорту многоквартирного дома, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, общая площадь жилых помещений составляла 3458 кв.м (л.д. 134, 135). Вместе с тем, начисление платы на площадь, меньшую по сравнению с площадью, указанной в электронном паспорте многоквартирного дома, размещенном в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, прав ответчицы не нарушает, поскольку такое начисление привело к уменьшению, а не увеличению суммы задолженности. В то же время, суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение по заявленным требованиям, то есть вправе осуществить взыскание в размере, определенном истцом, исходя из меньшей площади.

Так же судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, неправомерно начислена исходя из норматива потребления, поскольку в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.


Из ответа, полученного по запросу судебной коллегии, следует, что общедомовой прибор учета горячей воды отсутствует, из представленного истцом расчета платы по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды и электроэнергии следует, что объем холодного водоснабжения, электроэнергии, потребленные при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета существенно превышают объем тех же коммунальных ресурсов, исчисленный по нормативам потребления. Так, по холодному водоснабжению по общедомовым приборам учета, объем за весь период на который истцом представлен расчет по запросу судебной коллегии составил 123,24 куб.м, тогда как по установленным нормативам потребления – 24,48 куб.м, по электроэнергии по общедомовым приборам учета, объем за весь период на который истцом представлен расчет по запросу судебной коллегии составил 6674,56 кВт/ч, тогда как по установленным нормативам потребления – 2672,65 кВт/ч (л.д. 219-221).

Поскольку в соответствии с пунктом 44 Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, судебная коллегия не находит оснований полагать, что при осуществлении начисления истцом нарушены требования Правил № 354.

Кроме того, суд в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ограничен заявленными требованиями, что исключает взыскание задолженности в большем размере, чем указано в иске.

Таким образом, поскольку объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превысил объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, судебная коллегия полагает правильным осуществить расчет задолженности исходя из нормативов потребления в соответствии с пунктом 48 Правил № 354, то есть по формулам 10 и 15 приложения № 2.

Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года.


Так, в период с 1 января по 31 мая 2017 года норматив потребления электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/1 и составлял 5,65 кВт/ч, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2016 года № 65/10 и составлял в размере 2,04 рублей.

Расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 220,31 кВт/ч (5,65 кВт/ч (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по данным электронного паспорта, размещенного в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с 1 января по 31 мая 2017 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 2247,15 рублей (220,31 кВт/ч х 2,04 рублей х 5 месяцев).

С 1 июня 2017 года норматив потребления электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 и составлял 1,786 кВт/ч, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2016 года № 65/10 и составлял в размере 2,04 рублей.

Расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 69,64 кВт/ч (1,786 кВт/ч (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по данным электронного паспорта, размещенного в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, в июне 2017 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 142,07 рублей (69,64 кВт/ч х 2,04 рублей).

В период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года норматив потребления электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 и составлял 1,786 кВт/ч, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27 декабря 2016 года № 65/10 и постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2017 года № 71/2 и составлял в размере 2,12 рублей.

Расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 69,64 кВт/ч (1,786 кВт/ч (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по данным электронного паспорта, размещенного в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 1771,64 рублей (69,64 кВт/ч х 2,12 рублей х 12 месяцев).

В период с 1 июля по 31 декабря 2018 года норматив потребления электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 и составлял 1,786 кВт/ч, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2017 года № 71/2 и составлял в размере 2,2 рублей.

Расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 69,64 кВт/ч (1,786 кВт/ч (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленный по формуле 10 приложения составил 919,25 рублей (69,64 кВт/ч х 2,2 рублей х 6 месяцев).

В период с 1 января по 30 июня 2019 года норматив потребления электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 и составлял 1,786 кВт/ч, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25 декабря 2018 года № 88/1 и составлял в размере 2,23 рублей.

Расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 69,56 кВт/ч (1,786 кВт/ч (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3459,0 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 января по 30 июня 2019 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 930,71 рублей (69,56 кВт/ч х 2,23 рублей х 6 месяцев).

Всего за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года размер платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, составил 6010,82 рублей (2247,15 + 142,07 + 1771,64 + 919,25 + 930,71).

Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года.

В период с 1 января по 30 июня 2017 года норматив потребления холодного водоснабжения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,03934 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 ноября 2016 года № 52/32 и составлял в размере 38,66 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 1,53 куб.м (0,03934 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 января по 30 июня 2017 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 354,90 рублей (1,53 куб.м х 38,66 рублей х 6 месяцев).

В период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года норматив потребления холодного водоснабжения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,03934 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 ноября 2016 года № 52/32 и составлял в размере 40,36 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 1,53 куб.м (0,03934 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по данным электронного паспорта, размещенного в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 741,00 рублей (1,53 куб.м х 40,36 рублей х 12 месяцев).

В период с 1 июля по 31 декабря 2018 года норматив потребления холодного водоснабжения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,03934 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 ноября 2016 года № 52/32 и составлял в размере в размере 41,89 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 1,53 куб.м (0,03934 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 июля по 31 декабря 2018 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 384,55 рублей (1,53 куб.м х 41,89 рублей х 6 месяцев).

В период с 1 января по 30 июня 2019 года норматив потребления холодного водоснабжения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,03934 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 6 декабря 2018 года № 80\48 и составлял в размере 42,60 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 1,53 куб.м (0,03934 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3459,0 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 января по 30 июня 2019 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 391,07 рублей (1,53 куб.м х 42,60 рублей х 6 месяцев).

Всего за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года размер платы за холодную воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, составил 1871,52 рублей (354,90 + 741,00 + 384,55 + 391,07).

Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с 1 июня 2017 года по 30 июня 2019 года.

В июне 2017 года норматив потребления водоотведения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,07946 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 года № 58/46 (с учетом изменений) и составлял в размере 11,81 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 3,1 куб.м (0,07946 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома в июне 2017 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 36,61 рублей (3,1 куб.м х 11,81 рублей).

В период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года норматив потребления водоотведения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,07946 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 года № 58/46 (с учетом изменений) и составлял в размере 12,53 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 3,1 куб.м (0,07946 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома в период с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 466,12 рублей (3,1 куб.м х 12,53 рублей х 12 месяцев).

В период с 1 июля по 31 декабря 2018 года норматив потребления водоотведения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,07946 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 ноября 2015 года № 58/46 (с учетом изменений) и составлял в размере 15,52 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 3,1 куб.м (0,07946 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3454,4 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 577,34 рублей (3,1 куб.м х 15,52 рублей х 12 месяцев).

В период с 1 января по 30 июня 2019 года норматив потребления водоотведения, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,07946 куб.м, тариф был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 6 декабря 2018 года № 80/49 и составлял в размере 15,78 рублей.

Расчет объема холодного водоснабжения на содержание общего имущества осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 3,09 куб.м (0,07946 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3459,0 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Соответственно, размер платы за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома в период с 1 января по 30 июня 2019 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 292,56 рублей (3,09 куб.м х 15,78 рублей х 6 месяцев).

Всего за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года размер платы за водоотведение при содержании общего имущества многоквартирного дома, составил 1372,63 рублей (36,61 + 466,12 + 577,34 + 292,56).

Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за горячую воду, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, за период с 1 января по 30 июня 2019 года.

В период с 1 января по 30 июня 2019 года норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2 (с учетом изменений) и составлял 0,04012 куб.м, норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21 декабря 2017 года № 68/1 и составляет 0,05553 Г\кал, тариф на тепловую энергию был установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26 июня 2018 года № 35/1 (с учетом изменений) и составлял в размере 1555,62 рублей.

Расчет объема горячего водоснабжения, потребленного при содержании общего имущества, осуществлялся по формуле 15 приложения № 2 и составил 1,56 куб.м (0,04012 куб.м (норматив потребления) х 1829,5 кв.м (площадь общего имущества по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) х (85,8 кв.м (площадь нежилого помещения ответчицы) : (3459,0 площадь жилых помещений, указанная истцом в меньшем размере, чем по сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) + 571,2 кв.м (площадь нежилых помещений по электронному паспорту, размещенному в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства).

Расчет объема тепловой энергии в целях горячего водоснабжения осуществлен путем умножения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды на объема горячего водоснабжения, потребленного при содержании общего имущества: 0,05553 Г\кал х 1,56 куб.м и составил 0,087 Гкал, соответственно, размер платы за тепловую энергию на подогрев воды составил 812,03 рублей (0,087 Гкал х 1555,62 рублей х 6 месяцев).

Расчет платы за горячее водоснабжение, потребленное при содержании общего имущества, в период с 1 января по 30 июня 2019 года, исчисленный по формуле 10 приложения № 2 составил 46,71 рублей (1,56 куб.м х 4,99 рублей х 6 месяцев).

Общий размер платы за горячее водоснабжение, потребленное при содержании общего имущества, в период с 1 января по 30 июня 2019 года составил 858,74 рублей (812,03 рублей + 46,71 рублей).

Таким образом, за период за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2019 года размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, потребленное при содержании общего имущества многоквартирного дома, составил 10113,71 рублей (6010,82 + 1871,52 + 1372,63 + 858,74), общая сумма задолженности за содержание и ремонт, а также за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, потребленное при содержании общего имущества многоквартирного дома, составил 62417,5 рублей (10113,71 + 52303,79).

Вместе с тем, истцом заявлены уточненные требования о взыскании задолженности в размере 62115,27 рублей, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что основания для взыскания долга в большем размере отсутствуют, соответственно, решение суда изменению не подлежит.

Представленная ответчицей квитанция о внесении 30 июля 2019 года платы в размере 1492,16 рублей без указания на назначение платежа и период, в счет погашения которого внесена сумма, а также представленные ответчиком квитанции от 30 августа 2019 года, 30 сентября 2019 года, 30 октября 2019 года, 27 ноября 2019 года на такие же суммы, также без указания на назначение платежа и периода, в счет погашения которого внесена сумма (л.д. 106-110), основанием для изменения размера задолженности не являются, поскольку текущие начисления за июль, август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года составили 1504,06 рублей за каждый месяц, соответственно, в силу статьи 319.1. Гражданского кодекса Российской Федерации данные поступления могли быть направлены исключительно в счет погашения текущих платежей.

Между тем, в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия полагает, что определенный судом первой инстанции размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, исходя из соотношения суммы задолженности и пени, баланса интересов сторон, полагает необходимым снизить размер пени до 7000 рублей.

Доводы ответчицы о том, что судом не применен срок исковой давности отклоняются.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчица ФИО1 подтвердила, что судебная повестка на судебное заседание, назначенное на 18 сентября 2019 года, получена ею лично (л.д. 50). В судебное заседание суда первой инстанции она не явилась, ходатайство об отложении слушания дела, применении срока исковой давности в суд не направила (л.д. 119).

В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», заявление о пропуске исковой давности может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку ФИО1 о судебном заседании, в котором постановлено оспариваемое решение, извещена лично, ходатайства об отложении слушания дела, о пропуске срока исковой давности в суд первой инстанции до вынесения решения ею не заявлены, основания для применения исковой давности у суда первой инстанции отсутствовали, а потому, судебная коллегия приходит к выводу о несостоятельности данного довода апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 18 сентября 2019 года изменить в части взыскания пени, из решения исключить указание на общую сумму взыскания.

Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЗлатСитиСервис» пени за период с 13 января 2015 года по 15 августа 2019 года в размере 7 000 рублей. Исключить указание на взыскание общей суммы в размере 74897 рублей.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи