ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2516/20 от 15.12.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Савельев Ю.В. дело № 33-17276/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15.12.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ковелина Д.Е.,

судей Фефеловой З.С., Федина К.А.,

при ведении протокола помощником судьи Паначёвой О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2516/2020 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбург, в городе Полевском и в Сысертском районе к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

по апелляционной жалобе Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2020.

Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения представителя ответчика Возрожденной К.Е. (доверенность от 30.12.2019 № 04-10/7 сроком действия по 31.12.2020), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Галныкиной И.В. (доверенность от 09.01.2020 № 01-01-05-28/180 сроком действия до 31.12.2020), возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбург, в городе Полевском и в Сысертском районе (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее по тексту - МУП «Водоканал») о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

В обоснование иска указано, что с 18.12.2019 по 19.02.2019 в отношении МУП «Водоканал» проведено административное расследование, в рамках которого исследованы представленные копии санитарно-эпидемиологического заключения № 66.01.31.000.Т.002339.10.13 от 22.10.2013, и приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № 66.01.31.000.Т.002339.10.13 от 22.10.2013, выданных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации: ««Проект расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 43 а)». Данная проектная документация, выполненная в 2012-2013 годах, утратила силу, в связи с тем, что произошли изменения качественных и количественных характеристиках выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух из-за изменений источников загрязнения атмосферы. У МУП «Водоканал» отсутствует проект санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции (по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Косарева ул., 24), отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача по Свердловской области (его заместителя) о соответствии санитарным нормам и правилам проекта санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции. За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, согласно Постановлению о назначении административного наказания № 25/30 от 19.02.2020. В адрес МУП «Водоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № 469/2020-7 от 19.02.2020. В срок до 01.09.2020 г. МУП «Водоканал» предписано разработать проект санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции с учетом всех источников выбросов, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам на данный проект.

Необходимость проведения работ по проектированию санитарно-защитных зон определена требованиями Федеральных законов и СанПиН.

На основании изложенного, истец просит обязать ответчика МУП «Водоканал» в срок до 01.09.2020 разработать проект санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции (по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Косарева ул., 24) с учетом всех источников выбросов в соответствии с требованиями действующего законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции адресу: (Свердловская обл., г. Екатеринбург, Косарева ул., 24).

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2020 исковые требования Управления Роспотребнадзора удовлетворены частично. На МУП «Водоканал» возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции (по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Косарева ул., 24) в соответствии с требованиями действующего законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции адресу: (Свердловская обл., г. Екатеринбург, Косарева ул., 24). Также с МУП «Водоканал» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика МУП «Водоканал» принес на него апелляционную жалобу.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ввиду того, что ответчиком не были реализованы мероприятия по модернизации Южной аэрационной станции, а равно не производились мероприятия по строительству, реконструкции объектов на территории Южной аэрационной станции, у ответчика отсутствовала возможность проведения натурных измерений с целью подтверждения расчетной санитарно-защитной зоны, и дальнейшей разработки проекта санитарно-защитной зоны, в тоже время режим расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции остался действующим, установлено с учетом существующих источников выбросов и новых источников после модернизации станции. МУП «Водоканал» в соответствии с осуществляемой им деятельностью обеспечивает контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в области охраны атмосферного воздуха. Судом без оснований, в нарушение требований норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не приводится обоснование, на основании каких данных он пришел к выводу об утрате силы проектной документации. Данные доводы отсутствуют по причине того, что на текущий период не возведен и не реконструирован ни один объект воздействия на среду обитания человека, а санитарно-защитная зона на период модернизации Южной аэрационной станции является документом, согласованным и действующим в установленном законом порядке, в том числе для действующей площадки Южной аэрационной станции. МУП «Водоканал» в установленном законом порядке имеет право до 01.10.2021 подать заявление в адрес уполномоченного органа об установлении санитарно-защитной зоны на основании разработанной расчетной или о прекращении существования расчетной санитарно-защитной зоны, после чего расчетная санитарно-защитная зона будет считаться утратившей силу. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 22.10.2013 № 66.01.31.000.Т.002339.10.13 объект Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» относится к 1 классу опасности в соответствии с классификацией объектов, установленной Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Таким образом, Управление Роспотребнадзора не обладает полномочиями по прекращению расчетной санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МЦП «Водоканал», соответственно исковые требования идут вразрез с установленным порядком прекращения действия санитарно-защитной зоны, нарушают право ответчика на подачу заявления в уполномоченный орган об установлении (прекращении) санитарно-защитной зоны до 01.10.2021.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную среду обитания и окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Поэтому в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор лиц, в том числе обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В частности, п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. постановлением Главного гос. санитарного врача России от 25.09.2007 № 74 с учетом изменений, внесенных его постановлением от 25.04.2014 № 31) предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны устанавливается главой VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них». Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими Правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект санитарно-защитной зоны.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 18.12.2019 по 19.02.2019 в отношении МУП «Водоканал» проведено административное расследование, возбужденное определением № 66-15-15/23-12657-2019 от 18.12.2019 г. (определением № 66-15-15/23-224-2020 от 16.01.2020 сроки проведения административного расследования продлены).

В рамках административного расследования исследованы, представленные копии санитарно-эпидемиологического заключения № 66.01.31.000.Т.002339.10.13 от 22.10.2013, и приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № 66.01.31.000.Т.002339.10.13 от 22.10.2013, выданных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации: «Проект расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 43 а)». Основанием для признания представленных документов соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам является: экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы Проекта расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» на соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам № 520-939, выданное ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий».

Согласно проекту расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» установлена граница расчетной санитарно-защитной зоны после доведения модернизации очистных сооружений пропускной способностью 550000 м3/сут (суточный расход в сухую погоду) и 700000 м3/сут (суточный расход в период дождей и таяния снега), которая проходит:

- с севера - 400 м;

- с северо-востока - 400 м;

- с востока - 400 м;

- с юго-востока - 400 м;

- с юга - 400 м;

- с юго-запада - 332-365 м;

- с запада - 290-370 м;

- с северо-запада - 400 м.

Согласно экспертному заключению № 520-939 на Проект санитарно-защитной зоны промплощадки Южной аэрационной станции (Первый этап обоснования размеров СЗЗ - расчетная (предварительная) СЗЗ по факторам химического загрязнения атмосферного воздуха и воздействия физических факторов), выданному ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий», проектная документация «Проект санитарно-защитной зоны промплощадки Южной аэрационной станции» разработана с целью определения границы СЗЗ промплощадки Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» г. Екатеринбурга расчетными методами по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха и шумового воздействия (первый этап обоснования расчетной (предварительной) СЗЗ) на перспективу развития с учетом комплексной реконструкции по проектной документации «Модернизация Южной аэрационной станции» (стр. 1 экспертного заключения). На период 2012-2013 гг. проектом «Модернизация…» ЮАС предусмотрена замена процесса обеззараживания сточных вод хлором и ультрафиолетовое облучение, и, соответственно, демонтаж существующего здания хлораторной и строительство цеха ультрафиолетового обеззараживания (стр. 2 экспертного заключения). Перспективное развитие ЮАС включает реализацию следующих (проектных решений по реконструкции предприятия: реконструкцию цеха механического обезвоживания; строительство цеха сушки осадка; модернизацию технологии очистки сточных вод, которая в разной степени коснется практически всех расположенных на промплощадке объектов.

В процессе модернизации ЮАС возникает потребность в реконструкции и новом строительстве вспомогательных зданий и сооружений. Новое строительство - здание проходной, площадка для хранения газовых баллонов. Реконструкция зданий - здание административно-бытового корпуса, бытового корпуса №1, гараж на 25 машин, механические мастерские. Для обеспечения теплоснабжения ЮАС будет построена собственная котельная, работающая совместно на двух видах топлива: образуемом на ЮАС биогазе и природном газе (стр. 3 (экспертного заключения).

Согласно копии информационного письма от 27.01.2020 № 55-22/26, подписанного техническим директором МУП «Водоканал» С.Н. Никифоровым, и копии информационного письма от 27.01.2020 г. № 19.09-10/002/296 «О направлении информации», подписанного начальником Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга А.В. Брагиным, 30.11.2017 г. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области № 460 утверждена инвестиционная программа МУП «Водоканал» «Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на 2017 - 2025 годы». Пунктом 1.4.1. предусмотрено мероприятие «Модернизация Южной аэрационной станции», в том числе строительство цеха сушки осадков. В части работ на основной производственной площадке аэрационной станции до 2025 года запланирована модернизация существующих сооружений биологической очистки: модернизация аэротенков и строительство воздуходувной станции, модернизация вторичных отстойников и связанных с ними распределителей, строительство объектов энергетического хозяйства.

По состоянию на 01.01.2020 по обозначенному мероприятию выполнено: по модернизации аэрационной станции разработана проектная документация, состоящая из 10 этапов, получено положительное заключение государственной экспертизы; по строительству цеха сушки осадков разработана проектная и рабочая документации, закуплено основное технологическое оборудование, подготовлена площадка под строительство, выполнена заливка фундамента.

В рамках модернизации площадки аэрационной станции ведется разработка рабочей документации, по строительству цеха сушки осадков ведется корректировка проектной документации с последующим прохождением государственной экспертизы.

Также из копии информационного письма от 10.01.2020 № 55-22/05, подписанного техническим директором МУП «Водоканал» С.Н. Никифоровым, следует, что мероприятия модернизации ЮАС МУП «Водоканал» включены в п. 1.4.1. Перечня мероприятий инвестиционной программы на 2018-2025 гг., утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 19.11.2018 № 491. В рамках работ по модернизации станции в 2020-2025 гг. планируется завершить строительство цеха сушки осадков; реконструкция аэротенков, вторичных отстойников, строительство иловых камер, строительство насосной станции перекачки технической воды, станции перекачки циркуляционного активного ила, строительство трансформаторных подстанций № 1,2, реконструкция транспортной галереи, строительство воздуходувной станции.

Согласно копии информационного письма от 30.01.2020 № 11-01-82/747 «О представлении информации на запрос», подписанного Министром энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Свердловской области Н.Б. Смирновым, в соответствии с инвестиционной программой МУП «Водоканал», мероприятие «Модернизация Южной аэрационной станции» включало выполнение работ по 6 этапам (из 10) проекта, а также строительство цеха сушки осадков.

В 2016 году, при очередной корректировке мероприятие «Модернизация Южной аэрационной станции» претерпело изменения. В первую очередь (до 2025 года), как наиболее приоритетное направление, было запланировано модернизировать сооружения биологической очистки, находящееся в аварийном состоянии, а также построить цех сушки осадков, для решения проблемы их утилизации. Остальные объекты (здания и сооружения) строительства и модернизации запланированы МУП «Водоканал» на период после 2025 года. Представлена финансовая информация по выполнению мероприятия «Модернизация Южной аэрационной станции» за период реализации инвестиционной программы МУП «Водоканал» представлена в таблице.

По состоянию на 01.01.2020 по обозначенному мероприятию выполнено: по модернизации аэрационной станции разработана проектная документация, состоящая из 10 этапов, получено положительное заключение государственной экспертизы;?по строительству цеха сушки осадков разработана проектная и рабочая документации, закуплено основное технологическое оборудование, подготовлена площадка под строительство, выполнена заливка фундамента.

В рамках модернизации площадки аэрационной станции ведется разработка рабочей документации, по строительству цеха сушки осадков ведется корректировка проектной документации с последующим прохождением государственной экспертизы.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Управления Роспотребнадзора, суд первой инстанции, пришел к выводу, что МУП «Водоканал» нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, создается реальная угроза ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом без оснований, в нарушение требований норм Градостроительного кодекса Российской Федерации не приводится обоснование, на основании каких данных он пришел к выводу об утрате силы проектной документации, судебной коллегией отклоняются. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проект расчетной санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 43а), выполненный в 2012 - 2013 годах, утратил силу, в связи с тем, что произошли изменения качественных и количественных характеристиках выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух из - за изменений источников загрязнения атмосферы.

Так, МУП «Водоканал» проведена корректировка мероприятия «Модернизация Южной аэрационной станции» (изменения в строительстве и реконструкции зданий и сооружений Южной аэрационной станции) за период с 2016 года; нарушены сроки проведения этапов выполнения мероприятия модернизация Южной аэрационной станции» за период реализации инвестиционной программы «Водоканал», что подтверждается финансовой информацией за период 2014 - 2019 гг. по выполнению мероприятия «Модернизация Южной аэрационной станции» за период реализации инвестиционной программы МУП «Водоканал»;

Также часть объектов (здания и сооружения) строительства и модернизации запланированы МУП «Водоканал» на период после 2025 года, что выходит за временной интервал, предусмотренный инвестиционной программой, на которую ссылались при разработке Проекта расчетной санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал».

Соответственно, санитарно-защитная зона для Южной аэрационной станции МУП «Водоканал» не установлена, отсутствует проект санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции, отсутствует решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача по Свердловской области (его заместителя) о соответствии санитарным нормам и правилам проекта санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МУП «Водоканал», что подтверждается отсутствием санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам проекта санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МУП Водоканал в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

За выявленные нарушения МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, согласно постановлению о назначении административного наказания № 25/30 от 19.02.2020. Указанное постановление в установленном законом порядке стороной ответчика обжаловано не было.

Ссылки в жалобе на актуальность проекта санитарно-защитной зоны для Южной аэрационной станции «МУП «Водоканал», являются не состоятельными, поскольку проект расчетной санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МУП «Водоканал», выполненный в 2012 - 2013 годах, утратил силу, в связи с тем, что произошли изменения качественных и количественных характеристик выбросов и физического воздействия на атмосферный воздух из - за изменений источников загрязнения атмосферы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевском и Сысертском районе Управления Роспотребнадзора, не обладает полномочиями по прекращению расчетной санитарно-защитной зоны, судебная коллегия также считает не состоятельными, поскольку иск направлен не на прекращение расчетной санитарно-защитной зоны Южной аэрационной станции МУП «Водоканал», а направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Доводы жалобы ответчика о том, что МУП «Водоканал» в установленном законом порядке имеет право до 01.10.2021 подать заявление в адрес уполномоченного органа об установлении санитарно-защитной зоны на основании разработанной расчетной, или о прекращении существования расчетной санитарно-защитной зоны отмену обжалуемого решения не влекут. Срок, в течение которого должно быть исполнено ответчиком решение суда, судом первой инстанции установлен в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при недостаточности установленного судом срока для согласования проекта размера окончательной санитарно-защитной зоны, наличии обстоятельств, затрудняющих исполнения решения, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика при подаче иска, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, поскольку приведенные при апелляционном обжаловании доводы ответчика не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на вынесение оспариваемого судебного решения, поэтому предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 13.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства – без удовлетворения.

Председательствующий Д.Е. Ковелин

Судьи З.С. Фефелова

К.А. Федин