ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2518/2022 от 30.06.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Республика Коми, г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2022-000081-12

Дело № 2-2518/2022 (№ 33-4256/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В., Юдина А.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрела в судебном заседании 30 июня 2022 г. дело по апелляционной жалобе представителя АО «Комиавиатранс» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2022 г., которым постановлено:

«Возложить на АО «Комиавиатранс» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Печора, аэродрома Усть-Цильма; получить сертификат оператора аэродрома Печора, аэродрома Усть-Цильма».

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя ответчика – Ложкина В.В., прокурора Давыденко Р.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Печорская транспортная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по выполнению требований законодательства о безопасности полетов. В обоснование истец указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов выявлены нарушения эксплуатации ответчиком аэродрома Печора и Усть-Цильма, в связи с чем истец просит обязать АО «Комиавиатранс» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Печора, сертификат соответствия аэродрома Усть-Цильма, сертификат оператора аэродрома Печора и сертификат оператора аэродрома Усть-Цильма.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта, Коми межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

Судом постановлено вышеуказанное решение, обжалованное представителем ответчика. Податель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

В суде апелляционной инстанции представитель АО «Комиавиатранс» поддержал жалобу.

Прокурор Давыденко Р.А. просил оставить апелляционную жалобу стороны ответчика без удовлетворения.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что аэродром Печора зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации класса «Г» на основании свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 4 апреля 2014 г. № 6/11.

Аэродром Усть-Цильма зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации класса «Д» на основании свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 16 марта 2015 г. № 6/45.

Правительством РФ решение о закрытии аэродромов Печора и Усть-Цильма для обслуживания воздушных судов не принималось.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. № 415 утверждены Федеральные авиационные правила «Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов» (далее - ФАП № 145).

Целью проверки аэродрома являлось подтверждение того, что аэродром соответствует требованиям ФАП-261 (Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 262), а состояние сертифицируемого аэродрома соответствует представленным заявителем документам.

В случае принятия решения о выдаче сертификата соответствия аэродрома с данным решением оформляется сертификат соответствия аэродрома со сроком действия 5 лет (пункт 20 ФАП № 145).

Частью 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ установлено, что операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 г. № 286 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (далее - ФАП № 286), согласно которым документом, подтверждающим соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил, является сертификат соответствия оператора аэродрома гражданской авиации.

Таким образом, требования по сертификации аэродромов гражданской авиации, как и операторов аэродромов гражданской авиации закреплены нормативно и должны быть соблюдены.

Учитывая, что сроки действия сертификата соответствия аэродромов Печора и Усть-Цильма, выданные Коми МТУ ВТ Росавиации, истекли 3 апреля 2019 г. и 13 марта 2020 г. соответственно и на день рассмотрения спора в суде сертификат соответствия аэродромов Печора и Усть-Цильма, равно как и сертификат оператора аэродрома, ответчиком, являющимся лицом, обеспечивающим соответствие аэродрома установленным требованиям, не получены, суд признал заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с этим выводом суда, учитывая следующее.

Согласно представленным суду апелляционной инстанции ответчиком данным приказом Росавиации от 16 июня 2022 г. № 285-П аэропорты гражданской авиации Печора и Усть-Цильма исключены из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

С учетом изложенного требования прокурора об исполнении требований по сертификации в отношении указанных аэродромов и их оператора не могут быть признаны правомерными и не подлежат удовлетворению.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, обращаясь в суд с иском о возложении обязанности получить сертификат соответствия аэродрома и сертификат оператора аэродрома, истец избрал ненадлежащий способ защиты права лиц, в интересах которых предъявлен иск, поскольку получение ответчиком указанных сертификатов связано с рядом обязательных условий, предусмотренных нормами Федеральных авиационных правил, регламентирующих порядок проведения обязательной сертификации, исполнение которых непосредственно от ответчика не зависит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Обжалуемое решение в связи с этим подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2022 г. отменить, вынести новое решение, которым отказать Печорскому транспортному прокурору в иске к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома Печора, сертификат соответствия аэродрома Усть-Цильма, сертификат оператора аэродрома Печора и сертификат оператора аэродрома Усть-Цильма.

Мотивированное определение составлено 5 июля 2022 г.

Председательствующий

Судьи