ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-252/20 от 13.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Полилова Л.А. УИД 39RS0014-01-2020-000278-37

Дело №2-252/2020

Материал №13-87/2022

№33-4066/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мариной С.В.

при секретаре Сухановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ГП КО «Водоканал» на определение Полесского районного суда Калининградской области от 01 августа 2022 года по заявлению судебного пристава-исполнителя ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ФИО2 о замене стороны по исполнительному производству № 24373/21/39014-ИП,

УСТАНОВИЛ:

Решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года исковое заявление и.о. прокурора Полесского района Калининградской области к МКУП «Полесское жилищно-эксплуатационное управление», администрации МО «Полесский городской округ» об оспаривании бездействия и о возложении обязанностей удовлетворено. На администрацию МО «Полесский городской округ» и МКУП «Полесское ЖЭУ» возложены обязанности: получить лицензию для предприятия на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, переданных в оперативное управление администрацией МО «Полесский городской округ», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также установить основное и дополнительное ограждение на 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района Калининградской области.

На основании выданного во исполнение указанного судебного постановления исполнительного листа в ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство № 24373/21/39014-ИП в отношении должника МКУП «Полесское ЖЭУ».

Судебный пристав-исполнитель ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ФИО2 обратился в суд с заявлением о замене стороны должника МКУП «Полесское ЖЭУ» на ГП КО «Водоканал» в связи с тем, что согласно приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 01 января 2022 года № 1-пр «О включении государственного имущества Калининградской области в реестр государственного имущества Калининградской области и закреплении на праве хозяйственного ведения за ГК КО «Водоканал», с 01 января 2022 года имущество, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения на территории этого муниципального образования, передано из собственности МО «Полесский городской округ» в собственность Калининградской области и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Водоканал». В связи с чем в настоящее время МКУП «Полесское ЖЭУ» является организацией, осуществляющей услуги теплоснабжения, и не имеет полномочий по оформлению лицензии на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, находящихся на территории Полесского района. Кроме того, в настоящее время установка дополнительных ограждений на объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района, относится к полномочиям ГП КО «Водоканал».

Определением Полесского районного суда Калининградской области от 01 августа 2022 года заявление судебного пристава-исполнителя ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ФИО2 о замене стороны по исполнительному производству удовлетворено. Произведена замена должника муниципального казенного унитарного предприятия «Полесское жилищно-эксплуатационное управление» на государственное предприятие Калининградской области «Водоканал» по правоотношениям, возникшим на основании решения Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года.

В частной жалобе ГП КО «Водоканал» просит определение суда отменить, вынести новое определение, которым в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ФИО2 о процессуальном правопреемстве по делу №13-87/2022 (2-252/2020) отказать в полном объеме.

Указывает, что ГП КО «Водоканал» не является правопреемником МКУП «Полесское ЖЭУ», что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, в связи с чем правовые основания для замены должника МКУП «Полесское ЖЭУ» на ГП КО «Водоканал» по исполнительному производству № 24373/21/39014-ИП отсутствуют.

Обращает внимание на то, что в силу положений части 1.2 статьи 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения носит временный характер.

Ссылаясь на положения Закона Калининградской области от 02 июля 2018 года № 187, приводит доводы о том, что обязанность по оказанию услуг по водоснабжению и централизованную водоотведению на территории МО «Полесский муниципальный округ» возложена на ГП КО «Водоканал» с 01 января 2022 года, в связи с чем уполномоченными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению обязательств в сфере водоснабжения и водоотведения, возникшим до указанной даты, являются администрация МО «Полесский муниципальный округ» и МКУП «Полесское ЖЭУ».

С учетом положений части 2 статьи 333 ГПК РФ дело рассмотрено судом без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене определения суда.

Согласно части 1 статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года исковое заявление и.о. прокурора Полесского района Калининградской области к МКУП «Полесское жилищно-эксплуатационное управление», администрации МО «Полесский городской округ» об оспаривании бездействий и о возложении обязанности удовлетворено.

Признано незаконным бездействие МКУП «Полесское ЖЭУ» и администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер по оформлению лицензии на недропользование.

На МКУП «Полесское ЖЭУ» и администрацию МО «Полесский городской округ» возложена обязанность получить лицензию для предприятия на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, переданных в оперативное управление администрацией МО «Полесский городской округ», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признано незаконным бездействие МКУП «Полесское ЖЭУ» и администрации МО «Полесский городской округ», выраженное в непринятии мер по установке основного и дополнительного ограждения на 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского городского округа: <адрес>, водонапорная башня; <адрес>, водонапорная башня; <адрес>, артезианская скважина №2608; <адрес>, артезианская скважина №1618; <адрес>, артезианская скважина № 86Д-500; <адрес>, артезианская скважина № 434; <адрес>, артезианская скважина № 1757; <адрес>, водонапорная башня; пос. Нахимово, ул. Мастеровая, артезианская скважина; <адрес>, артезианская скважина; <адрес>, артезианская скважина; <адрес>, Башня Рожновского; <адрес>, башня Рожновского; <адрес>, артезианская скважина №2350; <адрес>, башня водонапорная; <адрес>, башня водонапорная.

На МКУП «Полесское ЖЭУ» и администрацию МО «Полесский городской округ» возложена обязанность установить основное и дополнительное ограждение на указанных выше 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского городского округа в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение суда вступило в законную силу 18 сентября 2020 года.

Определением Полесского районного суда Калининградской области от 25 декабря 2020 года частично удовлетворено заявление директора МКУП «Полесское ЖЭУ» ФИО1, предоставлена отсрочка исполнения решения Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года по гражданскому делу №2-252/2020 до 30 июня 2021 года.

На основании выданного во исполнение указанного судебного постановления исполнительного листа 17 августа 2021 года в ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство № 24373/21/39014-ИП в отношении должника МКУП «Полесское ЖЭУ».

До настоящего времени решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.

Удовлетворяя заявление судебного пристава-исполнителя ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ФИО2 о замене стороны должника, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время должник МКУП «Полесское ЖЭУ» фактически не имеет возможности выполнить обязанности, возложенные на него решением суда, исполнение которого не может быть поставлено в зависимость от передачи полномочий по водоснабжению и водоотведению и закрепления соответствующего имущества на праве хозяйственного ведения за другим предприятием, в связи с чем пришел к выводу о том, что имеются основания для замены должника по исполнительному производству.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам частной жалобы факт того, что ГП КО «Водоканал» не является правопреемником МКУП «Полесское ЖЭУ», реорганизация которого не производилась, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для замены стороны должника по исполнительному производству № 24373/21/39014-ИП.

Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2018 года №43-П, перечень оснований замены стороны ее правопреемником, предусмотренный частью 1 статьи 44 ГПК РФ, является примерным (открытым), факт перечисления в нем некоторых оснований для правопреемства не свидетельствует о допустимости его ограничительного толкования.

К одним из таких оснований замены стороны ее правопреемником безусловно может быть отнесено и перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также передача в установленном законом порядке имущества от одного уполномоченного хозяйствующего субъекта иному хозяйствующему субъекту.

При этом как вопрос о процессуальном правопреемстве во всех случаях решается судом, который при рассмотрении дела обязан исследовать по существу его фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации (гарантируемое как истцам, так и ответчикам по гражданско-правовым спорам), оказывалось бы существенно ущемленным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П и др.).

В целях вынесения законного и обоснованного судебного постановления, разрешающего вопрос о процессуальном правопреемстве, суд, как того требует статья 67 ГПК РФ, оценивает представленные доказательства (в том числе подтверждающие наличие оснований для правопреемства) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Применение судами части первой статьи 44 ГПК РФ в системе действующего правового регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации позволяет в каждом конкретном случае достичь баланса интересов участников спорных правоотношений и принять решение, отвечающее требованиям законности, обоснованности и справедливости, исходя при этом из предусмотренных законом пределов усмотрения суда по установлению юридических фактов, являющихся основанием для процессуального правопреемства (либо для отказа в удовлетворении соответствующего требования), что предполагает необходимость оценки судом процессуальных последствий тех изменений, которые происходят в материальном правоотношении.

Процессуальное правопреемство должно обеспечивать не только рассмотрение дела с участием последующих правопреемников сторон по делу (истца или ответчика), которым переходят их права и обязанности в материальном правоотношении, но и исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения иска.

Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года на МКУП «Полесское ЖЭУ» возложены обязанности: получить лицензию для предприятия на недропользование для эксплуатации артезианских скважин, переданных в оперативное управление администрацией МО «Полесский городской округ», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также установить основное и дополнительное ограждение на 16 объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Полесского района Калининградской области.

Вместе с тем, после вынесения решения суда и вступления его в законную силу на основании закона Калининградской области от 02 июля 2018 года № 187 «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» с 01 января 2022 года полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО «Полесский муниципальный округ» возложены на исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленного производства строительных материалов, изделий и конструкций домостроения, жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 23 декабря 2021 года № 52 ГП КО «Водоканал» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Полесский муниципальный округ» - с 1 января 2022 года.

Согласно приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 01 января 2022 года № 1 имущество, переданное из собственности МО «Полесский городской округ» в собственность Калининградской области, необходимое для осуществления водоснабжения и водоотведения на территории этого муниципального образования, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Водоканал» с 01 января 2022 года согласно приложению №1 к указанному приказу.

Таким образом, в настоящее время МКУП «Полесское ЖЭУ» не осуществляет полномочия по осуществлению водоснабжения и водоотведения на территории МО «Полесский муниципальный округ», такие полномочия в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также сами скважины переданы ГП КО «Водоканал», которое, как следует из пояснений его представителя, данным в судебном заседании суда первой инстанции, имеет лицензию на недропользование артезианских скважин.

Так, согласно перечню имущества, находящегося в собственности МО «Полесский городской округ», передаваемого в собственность Калининградской области, являющемуся приложением к приказу Агентства по имуществу Калининградской области от 01 января 2022 года № 1, объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Полесского городского округа, в отношении которых решением Полесского районного суда Калининградской области от 14 августа 2020 года на МКУП «Полесское ЖЭУ» и администрацию МО «Полесский городской округ» возложена обязанность получить лицензию и установить основное и дополнительное ограждение, в настоящее время переданы в собственность Калининградской области, а на праве хозяйственного ведения - ГП КО «Водоканал», в связи с чем у МКУП «Полесское ЖЭУ» не являющегося правообладателем данного имущество, какие-либо права владения, пользования или распоряжения этим имуществом отсутствуют. Между тем в силу действующего правового регулирования именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и именно на нем лежит бремя содержания своего имущества (статьи 209, 210 ГК РФ).

Также в силу отсутствия с его стороны недропользования посредством артезианских скважин, являвшихся предметом спора, отсутствует у него с 1 января 2022 года и обязанность по получению лицензии на осуществление такой деятельности. Более того, у него также отсутствует и объективная возможность получения такой лицензии.

Так, в силу положений статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

К числу основных требований по рациональному использованию и охране недр относится в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (статья 23 Закона «О недрах»)

Соответственно у МКУП «Полесское ЖЭУ» объективно отсутствует и возможность исполнения судебного акта в отношении имущества, изъятого из его обладания и пользования, а также эксплуатации.

Таким образом, указанный должник выбыл из того правоотношения, в котором он являлся стороной по делу и по исполнительному производству до 1 января 2022 года, и его обязанности, как в части несения бремени содержания имущества, так и в части необходимости получения лицензии на недропользование, перешли к новому должнику ГП КО «Водоканал», в связи с передачей ему полномочий по осуществлению водоснабжения и водоотведения на территории МО «Полесский муниципальный округ» и самих артезианских скважин, при помощи которых оно осуществляется, что безусловно свидетельствует о произошедшем правопреемстве в материальном гражданском правоотношении, что в силу закона влечет за собой процессуальное правопреемство.

Поскольку на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве МКУП «Полесское ЖЭУ» фактически утратило полномочия по осуществлению водоснабжения и водоотведения на территории МО «Полесский муниципальный округ» и по эксплуатации самих скважин, а ГП КО «Водоканал» такие полномочия и имущество, необходимое для их реализации (спорные скважины) переданы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место процессуальное правопреемство в рамках исполнения судебного акта, в связи с чем обоснованно удовлетворил ходатайство о замене выбывшей стороны правопреемником в порядке статьи 44 ГПК РФ.

Доводы частной жалобы о том, что перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения носит временный характер также являются несостоятельными и, поскольку в силу пункта 1 статьи 2 закона Закон Калининградской области от 02 июля 2018 года №187 предусмотренное настоящим Законом перераспределение полномочий в области водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области устанавливается на неограниченный срок.

При таких обстоятельствах, определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Полесского районного суда Калининградской области от 01 августа 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 16 сентября 2022 года.

Судья: