Судья Жибинов С.Н. Дело № 2-252/2021 (33-959/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 20 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Кочергиной Е.Ю., Ойдуп У.М.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии города Кызыла о возложении обязанности организовать работы по проведению капитального ремонта сетей холодного водоснабжения и провести их, по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства при прохождении отопительного периода 2019-2020 годов, по результатам которой установлено, что нормативный износ оборудования по водоснабжению составляет более 80%, в связи с чем необходимо провести капитальный ремонт всего оборудования. Прокурор просил обязать ООО «Водоканал-Сервис» организовать работы по проведению капитального ремонта оборудования, находящегося в его временном пользовании по договорам аренды от 6 декабря 2019 года, 31 августа 2019 года, согласно приложению № 1.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции указал, что прокурор не доказал фактический износ оборудования и необходимость проведения капитального ремонта.
Не согласившись с решением суда, старший помощник прокурора г. Кызыла подала апелляционное представление, в котором просила его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование прокурор указала, что, во-первых, судом принято решение в отношении организации ООО «Водоканал», которая 31 июля 2019 года прекратила деятельность по производству, передаче и распределению холодной питьевой воды, а также приему, передаче и очистке сточных вод. Позже 27 ноября 2019 года ООО «Водоканал» и мэрия г. Кызыла заключили соглашение о расторжении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Кызыла. Во-вторых, судом не дана оценка доводам истца о том, что концессионное соглашение между Правительством Республики Тыва и ООО «Водоканал-Сервис» заключено только в отношении республиканского имущества, представляющего собой лишь часть объектов коммунальной инфраструктуры холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории г. Кызыла. При этом в отношении аналогичного комплекса имущества на территории района Правого берега г. Кызыла меры по заключению концессионного соглашения по проведению капитального ремонта оборудования не приняты. В-третьих, суд, отказывая в удовлетворении ходатайства истца о проведении экспертизы с целью установления износа сетей водоснабжения и водоотведения на территории г. Кызыла, не учёл того, что ответчик не оспаривает факт износа указанных сетей. Таким образом, судом изучены не все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 327.1, ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия произвела переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, так как в нарушение ст. 148 ГПК РФ суд неправильно разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, а именно не привлек Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрию города Кызыла в качестве соответчиков по заявленным прокурором требованиям об организации работ, так как они являются собственниками имущества.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора г. Кызыла уточнил исковые требования. Прокурор просил:
обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрию города Кызыла организовать проведение следующих работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО «Водоканал-сервис» «Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2019-2024 годы»:
реконструкцию сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Чургуй-оола;
реконструкцию сетей водозаборных сооружений ул. Дружба – ул. Магистральная;
реконструкцию сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Кузнецова;
реконструкцию сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города 4,5, Южный, Восточный мкрн., 187 кв. Енисейский кв.;
реконструкцию трубопровода холодного водоснабжения Правобережного района (от забора до ж/д № 42 по ул. Правобережной);
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкцию КНС-1,2,3,5,6,7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением;
обязать ООО «Водоканал-Сервис» выполнить работы по проведению капитального ремонта по следующим видам работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО «Водоканал-сервис» «Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа «город Кызыл Республики Тыва» на 2019-2024 годы»:
реконструкцию сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Чургуй-оола;
реконструкцию сетей водозаборных сооружений ул. Дружба – ул. Магистральная;
реконструкцию сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Кузнецова;
реконструкцию сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города 4,5, Южный, Восточный мкрн., 187 кв. Енисейский кв.;
реконструкцию трубопровода холодного водоснабжения Правобережного района (от забора до ж/д № 42 по ул. Правобережной);
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкцию КНС-1,2,3,5,6,7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
Прокурор Ооржак С.А., участвуя ранее в судебных заседаниях, поддержала уточненные исковые требования, указала, что трубы холодного водоснабжения износились, требуется капитальный ремонт, который ООО «Водоканал-Сервис» не проводит, а собственники имущества не требуют его проведения.
Представитель ООО «Водоканал-Сервис» Суван-оол А. возражал против иска, указывая, что по концессионному соглашению и инвестиционной программе ответчиком осуществляется как текущий, так и капитальный ремонт в определенных запланированных местах. Поменять все трубы разом не имеется возможности: ни финансовой, ни хозяйственной, ни технической. Прокурор ссылается на нормативный износ труб, что никем и не оспаривается. Между тем доказательств того, что есть основания к обязательной замене всех труб, прокурором не представлено. Экспертизу состояния труб проводить не только не целесообразно, но и невозможно технически. Нецелесообразно, потому что очень дорого. Невозможно технически, потому что надо делать подкоп к трубам, они находятся на достаточной глубине и так по всей протяженности. Это технически крайне затруднительно. Наличие факта нормативного износа труб водоснабжения не обязательно указывает на необходимость их незамедлительной замены. Нормативный износ отличается от фактического, что прокурором не принято во внимание. Фактически данным иском прокурор подменяет положения инвестиционной программы. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель мэрии города Кызыла ФИО1 возразила против удовлетворения иска прокурора, указала, что доказательств необходимости проведения ремонтных работ не представлено. Принята инвестиционная программа, в рамках реализации которой будут проводиться работы. Контроль за выполнением мероприятий инвестиционной программы осуществляют органы исполнительной власти Республики Тыва - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Мэрия города Кызыла не проводит капитальный ремонт, не организовывает ремонтные работы, не контролирует исполнение инвестиционной программы.
Представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрение дела произведено по правилам ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков ООО «Водоканал-Сервис», мэрии г. Кызыла, судебная коллегия пришла к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
Пунктами 3, 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены в соответствии с пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно части 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Дополнительно пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).
Подпунктом «г» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 № 644 (далее - Правила), регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Уставом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" утверждённого Решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 N 50, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа водоснабжения населения водоотведения.
Согласно Уставу ООО «Водоканал-Сервис», утвержденному собранием учредителей, протокол № 3 от 1 июля 2015 года (далее – Общество), Общество имеет на праве аренды обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансовом счете; является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности; осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества; несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п.п. 3.2, 3.4); источником формирования имущества Общества являются денежные и материальные вклады участников Общества, доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, ценных бумаг, а также от других видов хозяйственной деятельности, безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством РФ (пункт 12.1).
Как следует из материалов дела, концессионным соглашением от 5 июля 2020 года, заключенным между городским округом «Город Кызыл Республики Тыва» и ООО «Водоканал-Сервис», последнему передано недвижимое имущество, подлежащее реконструкции и эксплуатации согласно Приложению №№ 1,2,3. Также установлено, что ООО «Водоканал-Сервис» обязуется производить реконструкцию имущества. Концедент имеет право на финансирование части расходов по реконструкции имущества, осуществляет контроль за соблюдением исполнения соглашения, обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по реконструкции имущества (п. 4.7). В свою очередь концессионер обязан проводить текущий и капитальный ремонт оборудования (п. 7.1.3).
Концессионным соглашением от 9 января 2020 года, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «Водоканал-Сервис», последнему передано недвижимое имущество, подлежащее реконструкции и эксплуатации согласно Приложению №№ 1,2,3. Концедент осуществляет контроль за соблюдением исполнения соглашения, обязуется создавать необходимые условия для выполнения работ по реконструкции имущества. ООО «Водоканал-Сервис» обязуется производить реконструкцию имущества, текущий и капитальный ремонт оборудования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктам 2, 3, 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 данного Федерального закона; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» контроль концедента за исполнением концессионного соглашения осуществляется уполномоченными концедентом в соответствии со статьей 5 Федерального закона органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 1); концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением (ч. 2); представители указанных в части 1 данной статьи органов или лиц не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера (п. 1 ч. 3).
По условиям концессионного соглашения (далее - Соглашение) оно вступает в силу со дня его подписания. Сроки создания и реконструкции, в том числе переустройства, механизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой концессионера до 8 января 2025 года.
Проведенной прокуратурой г. Кызыла проверкой установлено, что протяженность трубопроводов водоснабжения и канализации г. Кызыла, относящихся к казне Республики Тыва, составляют: трубы водоснабжения – 77 201,6 м, средний процент износа труб – 96,8%; трубы канализации – 90 528 м, средний процент износа труб – 89%.
В муниципальной собственности находятся водопроводные и канализационные сети мкр. Правый Берег с общей протяженности 2715 м – водопроводные, 2943 м - канализационные. Уровень износа сетей водоснабжения и водоотведения на территории г. Кызыла более 80%.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 14 ноября 2019 года № 61 утверждена инвестиционная программа ООО «Водоканал-Сервис» «Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа «город Кызыл республики Тыва» на 2019-2024 годы».
Целью программы заявлено, в том числе: реконструкция и модернизация централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Кызыла.
Задачами программы, в том числе, указаны: снижение уровня износа и аварийности коммунальных сетей, модернизация системы очистки сточных вод, увеличение срока службы сетей.
Исполнение инвестиционной программы возложено на ООО «Водоканал-Сервис». Контроль за реализацией программы возложен на Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла.
Прокурорской проверкой установлено, что условия инвестиционной программы не выполнены до настоящего времени.
Согласно статьям 209, 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он же несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом указанных правил ГК РФ, а также положений концессионных соглашений на собственников имущества возложена обязанность по содержанию своего имущества, что включает в себя организацию работ по надлежащему содержанию имущества, контроль за проведением качества работ, а также финансирование содержания имущества.
Таким образом, собственники сетей водоснабжения, а это Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (представитель собственника республиканского имущества) и мэрия города Кызыла (представитель собственника муниципального имущества) должны организовать работы по проведению капитального ремонта сетей ввиду их нормативного износа. Следовательно, в указанной части исковые требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрия города Кызыла должным образом организовали работу концессионера по проведению ремонтных работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировали выполнение этих работ, суду не представлено.
Каких-либо доказательств того, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрия города Кызыла приняли эффективные меры, направленные на то, чтобы ООО «Водоканал-Сервис» выполнило условия концессионных соглашений, а также положений инвестиционной программы, не представлено.
Представитель ООО «Водоканал-Сервис» указал, что обществом проводится текущий и аварийный ремонт труб по мере возникновения аварий. На проведение капитального ремонта финансовых средств не имеется.
Довод представителя мэрии г. Кызыла о том, что орган местного самоуправления не обязан организовывать осуществление концессионером капитального ремонта, основан на неправильном толковании норм права. Мэрия города Кызыла в силу вышеуказанных требований федерального законодательства обеспечивает организацию надлежащего водоснабжения в городе Кызыле. Поэтому мэрия, как лицо, на которое федеральным законом возложена обязанность по организации надлежащего водоснабжения, а также как собственник части имущества водоснабжения, обязана контролировать работу, проводимую концессионером, побуждать (требовать) его провести капитальные и текущие ремонтные работы, проверять качество их проведения.
Передача собственниками своего имущества по концессионным соглашениям не указывает на то, что они освобождаются от ответственности по его содержанию и надлежащему функционированию.
Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на ООО «Водоканал-Сервис» как положениями концессионных соглашений, так и положениями инвестиционной программы.
Доводы представителя ООО «Водоканал-Сервис» о том, что нормативный износ сетей не всегда свидетельствует об их фактическом износе, а также о том, что доказательств износа не имеется, являются несостоятельными.
Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года № 437/пр (ред. от 10 апреля 2020 года) «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, то есть в данном случае на ООО «Водоканал-Сервис».
Именно на ООО «Водоканал-Сервис» возложена обязанность регулярно проводить техническое обследование труб водоснабжения.
Согласно п. 18 указанного приказа по итогам технического обследования устанавливается процент износа системы холодного водоснабжения.
Поскольку в порядке ст. 56 ГПК РФ представитель ООО «Водоканал-Сервис» не привел доказательств того, что фактический износ системы водоснабжения на указанных прокурором участках отсутствует, то данные доводы ответчика судебной коллегией отклоняются.
Представитель ООО «Водоканал-Сервис» отрицал наличие актов технического состояния системы водоснабжения. Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва также следует, что актов технического состояния системы холодного водоснабжения не имеется.
Наличие критериев по установлению нормативного износа указывает на то, что нормальный срок эксплуатации оборудования водоснабжения истек. Поэтому замена сетей в порядке проведения капитального ремонта в виду наступления нормативного износа обоснована.
Представитель ООО «Водоканал-Сервис» ошибочно полагает, что вопрос о наличии или отсутствии необходимости проведения капитальных ремонтных работ зависит только от текущего состояния системы водоснабжения.
Напротив, факт того, что нормативный износ труб уже наступил, указывает на необходимость организации работ по капитальному ремонту по нормативу. Обстоятельство же отсутствия фактической необходимости в проведении ремонтных работ должно было доказываться ответчиком, чего им сделано не было.
Иных доказательств суду ответчиками не представлено.
Под капитальным ремонтом понимаются следующие работы по: а) сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); б) прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; в) замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; г) ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; д) защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами; пункт 2.10.20. МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (утв. Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 года № 168).
Капитальный ремонт – это восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом. При реконструкции меняются параметры самого объекта, его характеристики.
Представитель ООО «Водоканал-Сервис» пояснил в суде, что в рамках реконструкции меняются все трубы водоснабжения, улучшаются технические параметры, производится замена труб, устанавливается новое оборудование.
Судебная коллегия, изучив плановые мероприятия, предусмотренные Инвестиционной программой, пояснения ответчика и требования прокурора о замене износившегося оборудования, приходит к выводу о том, что реконструкция включает в себя, в том числе, ремонтные работы капитального характера.
Из указанных правил следует, что работы по капитальному ремонту входят в состав работ по реконструкции объектов системы водоснабжения.
Поэтому проводимые в рамках инвестиционной программы работы по реконструкции объектов системы холодного водоснабжения включают в себя и капитальный ремонт. В силу чего требования прокурора об обязании провести работы по реконструкции участков водоснабжения должны быть удовлетворены в части проведения капитального ремонта.
Судебной коллегией учтено, что ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения города Кызыла, своевременное непроведение ремонтных работ может в любой момент привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды в городе Кызыле, что безусловно повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В этой связи прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц-потребителей и пользователей системы холодного водоснабжения, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора.
С ООО «Водоканал-Сервис» подлежит взысканию по правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, так как прокурор заявлял требования нематериального характера и в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 января 2021 года отменить. Принять по делу новое решение следующего содержания:
«Исковое заявление заместителя прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, мэрии города Кызыла организовать проведение работ, ООО «Водоканал-Сервис» провести капитальный ремонт оборудования холодного водоснабжения удовлетворить частично.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и мэрию города Кызыла организовать проведение работ, предусмотренных Инвестиционной программой ООО «Водоканал-сервис» «Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2019-2024 годы» в части проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения при:
реконструкции сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Чургуй-оола;
реконструкции сетей водозаборных сооружений ул. Дружба – ул. Магистральная;
реконструкции сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Кузнецова;
реконструкции сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города 4,5, Южный, Восточный мкрн., 187 кв. Енисейский кв.;
реконструкции трубопровода холодного водоснабжения Правобережного района (от забора до ж/д № 42 по ул. Правобережной);
реконструкцию колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкции КНС-1,2,3,5,6,7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
Обязать ООО «Водоканал-Сервис» выполнить работы по проведению капитального ремонта системы холодного водоснабжения в ходе реализации Инвестиционной программы ООО «Водоканал-сервис» «Модернизация инженерных сетей водоснабжения и водоотведения городского округа «город Кызыл Республики Тыва» на 2019-2024 годы» при:
реконструкции сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Чургуй-оола;
реконструкции сетей водозаборных сооружений ул. Дружба – ул. Магистральная;
реконструкции сетей ул. Пролетарская, от ул. Пушкина до ул. Кузнецова;
реконструкции сетей водоснабжения, эксплуатируемых более 30 лет. Центральная, западная часть города 4,5, Южный, Восточный мкрн., 187 кв. Енисейский кв.;
реконструкции трубопровода холодного водоснабжения Правобережного района (от забора до ж/д № 42 по ул. Правобережной);
реконструкции колодцев водоснабжения на проезжей части автомобильных дорог г. Кызыла;
реконструкции КНС-1,2,3,5,6,7 с диспетчеризацией и техническим переоснащением.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ООО «Водоканал-Сервис» госпошлину в размере 300 рублей с зачислением в муниципальный бюджет муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 октября 2021 года, может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в г. Кемерово через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи: