ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2530/20 от 23.06.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Судья Смирнова Ю.А. № гражданского дела 2-2530/2020

Поступило ... г. 33-2107

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 23 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Ивановой В.А. и Богдановой И.Ю., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., при секретаре Гетмановой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Бадмаева В.Д. и ответчика ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия, по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 ноября 2020 года, которым постановлено:

исковые требования Бадмаева В удовлетворить частично;

признать незаконным отказ ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия в назначении выплат по обязательному социальному страхованию, оформленный уведомлением №... от 05.06.2020 г.;

обязать ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия повторно рассмотреть заявление Бадмаева В о назначении единовременной и ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию;

исковые требования Бадмаева В в остальной части оставить без удовлетворения;

взыскать ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия в пользу Бадмаева В расходы на оплату слуг представителя в размере 20 000 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия, истец Бадмаев В.Д. просил:

признать незаконным отказ ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия в назначении единовременной и ежемесячной выплаты, оформленным Уведомлением № ... от 05.06.2020 г.;

обязать ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия назначить единовременную и ежемесячную страховую выплату по обязательному социальному страхованию с даты отказа;

взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя 60 000 руб.

В судебное заседание истец Бадмаев В.Д. участия не принимал, его представитель по доверенности Абзаев А.В. исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия по доверенности Цырендоржиева С.В. исковые требования не признала.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласились истец Бадмаев В.Д., ответчик ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Бурятия, а также прокурор Советского района г. Улан-Удэ.

Так, в апелляционной жалобе истец Бадмаев В.Д. просит решение суда в части отказа о назначении единовременной и ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию, а также в части отказа во взыскании компенсации морального вреда, отменить, указывая на то, что он не согласен с выводами суда о возложении обязанности на ответчика повторно рассмотреть заявление истца, так как такие выводы суда нарушает права истца на получение единовременной и ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию, тем более, что ранее судом апелляционной инстанции выносилось решение о повторном рассмотрении заявления Бадмаева о назначении ежемесячных выплат по той причине, что Бадмаев не в полном объеме предоставил пакет документов. При повторном обращении истца ответчик может отказать истцу в назначении выплат по новым обстоятельствам, кроме этого новое обращение истца будет зарегистрировано новой датой, что может повлечь потерю свыше 6 месяцев ежемесячных выплат. Автор жалобы отмечает, что факт ухудшения здоровья истца Бадмаева только констатируется. Истцом были представлены медицинские записи из больничной карты о жалобах на головные боли и прочие записи, свидетельствующие о нервных переживаниях истца. Иных возможностей доказывания у истца не имелось.

В апелляционной жалобе управляющий ГУ-РО ФСС РФ по Республике Бурятия Беняш Е.С. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что обеспечение по страхованию производится только застрахованным лицам, в то время как Бадмаев В.Д. таковым не является. В решении суда отсутствуют ссылки на нормы законодательства, на основании которых Бадмаев может быть отнесен к застрахованным лицам. Автор жалобы отмечает, что на основании выписки из акта освидетельствования во ВТЭК от 29.07.1976 г. и акта о несчастном случае на производстве от 30.04.1976 г. Бадмаеву были назначены выплаты органами социального обеспечения по факту трудового увечья, так как Бадмаев не являлся застрахованным лицом и получил повреждение здоровья по своей вине (п. 15 Акта №1 о несчастном случае на производстве от 03.05.1976 г.). В 1976 г. ответственность колхозов за увечье, полученное его членом, а равно как и ответственность за увечье, вина в котором полностью лежала на самом члене колхоза, получившим данное увечье, законодательством СССР не предусматривалось. Колхозникам не гарантировались иные выплаты по возмещению вреда здоровью. Автор жалобы обращает внимание, что Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 №4214-1 не распространяют свое действие на период до их вступления в законную силу, следовательно, не распространяются на увечья и травмы, полученными колхозниками в 1976 г. Степень утраты профессиональной трудоспособности Бадмаеву установлена в 2004 г., после вступления в силу Закона №125-ФЗ. На момент несчастного случая, происшедшего с Бадмаевым 30.04.1976 г., законодательство о труде не распространялось на внутриколхозные отношения, а Правила были распространены на членов колхозов только с 1992 г. в период установления утраты профессиональной трудоспособности в 2004 г. Бадмаев также не являлся застрахованным лицом.

В апелляционном представлении прокурор Б.Н. Баторов просит решение суда отменить в части обязания ГУ-РО ФСС РФ по Республике Бурятия повторно рассмотреть заявление Бадмаева В.Д. о назначении единовременной и ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию и принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить истцу единовременную и ежемесячную страховую выплату по обязательному социальному страхованию, указывая на то, что в нарушение норм процессуального права суд рассмотрел дело о возмещении вреда, причиненного здоровью, а именно о праве на единовременную ежемесячную страховую выплату по обязательному социальному страхованию (по факту получения травмы на производстве) без участия прокурора. Копия оспариваемого решения прокурору не вручалась и не направлялась. По мнению апеллянта, резолютивная часть решения суда не отвечает в полном объеме положениям п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении». Суд признал право Бадмаева на спорные страховые выплаты. Признание этого права должно повлечь за собой обязанность ответчика назначить истцу указанные выплаты. Апеллянт отмечает, что в резолютивной части решения не указано, в чью пользу ответчик должен рассмотреть заявление о назначении единовременной и ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию, какие правовые последствия должны за собой повлечь признание незаконным отказа ГУ-РО ФСС РФ по Республике Бурятия в назначении рассматриваемых выплат, а также признание права Бадмаева на спорные страховые выплаты.

До начала судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции и.о. прокурора Советского района г. Улан-Удэ Меркушев Н.А. отказался от апелляционного представления, внесенного прокурором Советского района г. Улан-Удэ.

Определением судебной коллегии производство по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ прекращено.

В суде апелляционной инстанции истец Бадмаев В.Д.и его представитель по доверенности Абзаев А.В., представитель ГУ-РО Фонда Социального страхования по доверенности Вараксина Н.Е. доводы апелляционных жалоб поддержали.

Прокурор Дмитриева полагала, что решение суда подлежит изменению.

Судебная коллегия, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., дав оценку материалам дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 227-1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Бадмаев В.Д. в 1972 году вступил в колхоз, в 1972 и 1973 годах работал разнорабочим, с ноября 1973 г. по 1975 г. был призван в ряды Советской Армии, в январе 1976 г. был принят на работу в колхоз «<...>» шофером.

30 апреля 1976 г. составлен Акт о несчастном случае на производстве № 1, из содержания которого следует, что 30 апреля 1979 г. в 11 час. 50 минут Бадмаев не смог снять болты крепления кузова, поэтому взял зубило, чтобы срубить болты. Слесарь <...> ударил по зубило кувалдой, зубило вырвалось из рук и ударило Бадмаева в глаз. Причиной несчастного случая является небрежное отношение к инструменту. В этом же акте указан диагноз «<...>».

Впервые степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 % в связи с трудовым увечьем на основании вышеприведенного Акта о несчастном случае на производстве установлена 23.12.2004 г. (л.д. 17).

03.12.2009 г. Бадмаеву установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40 % в связи с трудовым увечьем на основании вышеприведенного Акта о несчастном случае на производстве установлена 23.12.2004 г.

Решением Джидинского районного уда Республики Бурятия от 05.03.2020 г., вступившего в законную силу 14.04.2020 г., установлен факт принадлежности Бадмаеву В.Д. трудовой книжки, выданной 20.07.1976 г. в колхозе «Мир» Джидинского района Бурятской АССР, Акта о несчастном случае на производстве № 1, составленного от 30.04.1976 г., архивной справки № ..., выданной 18.06.2019 г. архивным отделом администрации МО «Джидинский район» РБ о размере заработной платы Бадмаева О.Д-Д.

Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.06.2020 г. в удовлетворении требований Бадмаева В.Д. к ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия о признании незаконным отказа и возложении обязанности назначить страховые выплаты было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 24.08.2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08 июня 2020 года в части признания незаконным ответа (отказа) ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Бурятия №... от 14 августа 2019 года, отменено с постановлением в этой части нового решения, ответ (отказ) ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Бурятия №... от 14 августа 2019 года признан незаконным.

При этом, из содержания апелляционного определения следует, что на дату обращения в ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РБ 09.08.2019 г. у Бадмаева отсутствовали документы, которые были необходимы для решения ответчиком вопроса о назначении единовременной страховой выплаты, в связи с чем Фонд социального страхования в соответствии с п. 28 Административного регламента и абз. 23 п. 4 ст. 15 Федерального Закона N 125-ФЗ мог принять решение об отказе Бадмаеву в предоставлении государственной услуги в связи с не представлением им всех необходимых документов.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2021 г. N 88-7429/2021 апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 24.08.2020 г. оставлено без изменения.

29 мая 2020 г. представитель Бадмаева В.Д. по доверенности Абзаев А.В. (до рассмотрения вышеприведенного дела в суде апелляционной инстанции) повторно обратился в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Бурятия с заявлением о назначении Бадмаеву В.Д, единовременной и ежемесячной страховых выплат в рамках Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (л.д. 139 т. 1).

Решением ГУ - РО Фонда социального страхования России по Республике Бурятия № ... от 05 июня 2020 г. Бадмаеву В.Д. отказано в предоставлении услуг по назначению обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве по двум основаниям (л.д. 10 т.1):

Бадмаев В.Д. получил трудовое увечье в 1976 г. в период, когда законодательство о труде не распространялось на внутриколхозные отношения, а Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей», утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 были распространены на колхозников только с 1992 г. Следовательно, Бадмаев не является застрахованным лицом, в связи с чем оснований для назначения страхового обеспечения по нормам Федерального закона 125-ФЗ не имеется;

в нарушение Административного регламента к заявлению приложены копии документов (Акт о несчастном случае на производстве от 30.04.1976 г., справка о заработной плате № ... от 18.06.2019 г. и решение суда от 05.03.2020 г.) не заверенные надлежащим образом, заявителем не приложены - документ, подтверждающий личность гражданина, копия трудовой книжки либо иной документ, подтверждающий нахождение застрахованного в трудовых отношениях со страхователем, заключение федерального государственного учреждения медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного, справка о среднем месячном заработке застрахованного в периоды, предусмотренные статьей Федерального закона 125-ФЗ.

Не согласившись с указанным решением, истец Бадмаев В.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и признавая незаконным отказ в назначении выплат по обязательному социальному страхованию, суд первой инстанции пришел к выводу, что Бадмаев В.Д., работая в колхозе, получив трудовое увечье в 1976 г., имеет право на получение единовременного и ежемесячного страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", но вместе с тем исковые требования Бадмаева не подлежат удовлетворению, поскольку не предоставил ответчику все необходимые документы для рассмотрения вопроса о страховом возмещении. Ответчик же, в нарушение п. 65 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации не предоставил Бадмаеву возможность предоставить требуемые документы для назначения страхового возмещения, в связи с чем оспариваемое решение ответчика является незаконным, в связи с чем должен повторно рассмотреть заявление Бадмаева.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что Бадмаев, получивший трудовое увечье в 1976 г., работая в колхозе, имеет право на на получение единовременного и ежемесячного страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по следующим основаниям.

В силу положений пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (в редакции на момент обращения) застрахованный или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законный или уполномоченный представитель вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

Согласно пункту 4 статьи 15 данного Федерального закона (в редакции на момент обращения) назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законного или уполномоченного представителя с указанием в этом заявлении выбранного периода для расчета ежемесячных страховых выплат. Заявление подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг. Одновременно с заявлением страхователем или вышеуказанными лицами представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке): документ, удостоверяющий личность гражданина; акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании; заключение государственного инспектора труда; судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) - при отсутствии документов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, либо для установления факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, произошедших с лицом, осуществляющим работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, по договору авторского заказа; трудовая книжка или иной документ, подтверждающий нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем; гражданско-правовой договор, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договор авторского заказа, предусматривающие уплату страховых взносов страховщику; свидетельство о смерти застрахованного, иные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; выданное в установленном порядке заключение о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным; извещение медицинской организации об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания; справка (иной документ) о заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат; программа реабилитации пострадавшего; документы, подтверждающие расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного; документ, подтверждающий, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает; справка образовательной организации о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного обучается в этой образовательной организации по очной форме обучения; заключение учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; решение суда, подтверждающее факт нахождения на иждивении; документ, подтверждающий полномочия законного или уполномоченного представителя застрахованного или законного или уполномоченного представителя лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, - в случае подачи заявления таким представителем.

Перечень документов (их копий, заверенных в установленном порядке), указанных в настоящем пункте и необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая. В случае отсутствия страхователя, нахождения страхователя на территории другого субъекта Российской Федерации или тяжелого состояния здоровья застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, страховщик на основании их заявления оказывает содействие в получении документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию, путем их истребования у соответствующих юридических и физических лиц (абз. 23 п. 4 ст. 15 Федерального Закона N 125-ФЗ).

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее десяти календарных дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух календарных дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их копий, заверенных в установленном порядке) по определенному им перечню. О принятом решении страховщик уведомляет застрахованного в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (абзац двадцать пятый пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 125-ФЗ).

При этом назначение и выплата страховых выплат, в том числе на основании судебного постановления, производятся территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в рамках процедур и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ и Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 мая 2019 г. № 262.

В соответствии с п. 3 Административного регламента за получением государственной услуги могут обратиться, в том числе застрахованные - физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденного в установленном порядке и повлекшего утрату профессиональной трудоспособности.

Назначение (отказ в назначении) единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат осуществляется заявителям, указанным в подпункте "а" пункта 3 настоящего Регламента, - не позднее десяти дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявления о назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат, форма которого предусмотрена приложением к настоящему Регламенту (далее - заявление), и всех оригиналов документов (их копий), необходимых для предоставления государственной услуги (п.п. «а» п. 1 Административного регламента).

В соответствии с п. 18 Административного регламента при подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя. В случае если за получением государственной услуги обращается представитель заявителя, то предъявляется документ, удостоверяющий личность представителя, а также документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В соответствии с п. 19 Административного регламента к заявлению в территориальный орган Фонда должны быть приложены следующие оригиналы документов (их копии), необходимые для назначения ежемесячной и (или) единовременной страховых выплат в результате наступления страхового случая вследствие несчастного случая на производстве: документ, удостоверяющий личность гражданина; акт о несчастном случае на производстве в случае его оформления (в случае его непредставления в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Регламента); судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве - при отсутствии документа, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта; гражданско-правовой договор, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договор авторского заказа, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу застрахованного, и (или) копия трудовой книжки либо иного документа, подтверждающего нахождение застрахованного в трудовых отношениях со страхователем.

В соответствии с п. 22 Административного регламента для назначения ежемесячной страховой выплаты дополнительно к документам, указанным в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, представляются справки (справка) о среднем месячном заработке застрахованного за периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного.

Согласно п. 21 Административного регламента документы, необходимые для предоставления государственной услуги, приведенные в пунктах 18, 19, 22 настоящего Регламента, должны быть представлены в подлинниках либо копиях, заверенных в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 и (или) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан". Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем в территориальный орган Фонда независимо от места жительства лично, через многофункциональный центр (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии), направлены почтовым отправлением или в электронной форме в соответствии с пунктом 48 настоящего Регламента путем заполнения специальной электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги через личный кабинет на Едином портале.

Согласно п. 25 Административного регламента территориальные органы Фонда не вправе: а) отказывать в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае, если они поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале; б) отказывать в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на Едином портале; в) требовать от заявителя повторного представления заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, на бумажном носителе в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги и документов в электронной форме, подписанных электронной подписью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".

В соответствии с п. 28 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в том числе, непредставление в территориальный орган Фонда одного или нескольких документов, указанных в пунктах 18, 19 настоящего Регламента, и (или) представление указанных документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, в сроки, установленные в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 65 настоящего Регламента, и (или) сообщении, направленном в соответствии с пунктом 87 настоящего Регламента.

В соответствии с п. 65 Административного регламента в случае непредставления заявителем одного или нескольких документов, необходимых для предоставления государственной услуги, или представления документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, направляет заявителю посредством почтовой связи уведомление о необходимости представления документов, указанных в пунктах 18, 19 настоящего Регламента (далее - уведомление), в установленный в уведомлении срок.

Из указанных выше норм следует, что для решения вопроса о назначении единовременной и ежемесячной выплаты страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ заявитель должен предоставить весь пакет документов, предусмотренный пунктами 18,19 и 22 Административного регламента в оригинале или в копиях, заверенных нотариусом, Фонд же социального страхования РФ по РБ в отсутствие полного пакета документов не имеет право выносить решение об отказе в назначении таких выплат.

Как следует из материалов дела представитель Бадмаева В.Д., подав заявление о единовременной страховой выплате по обязательному социальному страхованию, в нарушение Административного регламента к заявлению приложил копии документов (Акт о несчастном случае на производстве от 30.04.1976 г., справка о заработной плате № ... от 18.06.2019 г. и решение суда от 05.03.2020 г.), не заверенные надлежащим образом.

Представителем Бадмаева также не представлены: документ, подтверждающий личность гражданина, копия трудовой книжки либо иной документ, подтверждающий нахождение застрахованного в трудовых отношениях со страхователем, заключение федерального государственного учреждения медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного, справка о среднем месячном заработке застрахованного в периоды, предусмотренные статьей Федерального закона 125-ФЗ.

Таким образом, на дату обращения 29 мая 2020 г. у Бадмаева отсутствовали документы, которые были необходимы для решения ответчиком вопроса о назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат.

Между тем, Фонд социального страхования РФ по РБ в отсутствие всех необходимых документов для принятия решения о назначении или об отказе в выплате единовременной страховой выплаты, направил 25 июня 2020 г. письменное уведомление Бадмаеву, в котором со ссылкой на п. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Правила возмещения работодателями вреда, причиненного трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей» указал, что он не имеет прав на единовременную страховую выплату и не предоставил необходимые документы в соответствии с Административным регламентом.

Как правильно указал нижестоящий суд, ответчик в соответствии с п. 65 Административного регламента при получении от представителя Бадмаева заявления о назначении единовременной и социальной страховых выплат в рамках Федерального закона 125-ФЗ должен был предоставить Бадмаеву срок для предоставления всех документов.

Только в случае непредставления Бадмаевым или его представителем в указанный срок документов (пункты 18 и 19 Административного регламента), Фонд социального страхования в соответствии с п. 28 Административного регламента и абз. 23 п. 4 ст. 15 Федерального Закона N 125-ФЗ мог принять решение об отказе Бадмаеву в предоставлении государственной услуги в связи с не представлением им всех необходимых документов.

Признавая незаконным ответ (отказ) ГУ РО Фонда социального страхования РФ по РБ суд первой инстанции сделал суждение о наличии у Бадмаева В.Д. права на получение единовременной социальной выплаты, тогда когда решение этого вопроса входит в компетенцию ответчика при условии предоставления Бадмаевым полного пакета документов.

Следовательно, суждение суда в мотивировочной части решения о наличии у Бадмаева права на получение единовременной социальной выплаты в отсутствие всех необходимых документов для является незаконным, в связи с чем данные выводы суда первой инстанции в мотивировочной части подлежат исключению.

Коллегия полагает, что в отсутствие полного пакета документов Фонд социального страхования РФ по РБ не имел право выносить решение об отказе в соответствии абз. 23 п. 4 ст. 15 Федерального Закона N 125-ФЗ. Более того, Фонд социального страхования 05 июня 2020 г. принял решение об отказе в назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат, не предоставив Бадмаеву срок для предоставления всех документов, следовательно, решение Фонда социального страхования № ... от 05 июня 2020 г. является незаконным.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в абзац 3 резолютивной части решения нижестоящего суда, поскольку возложение на ответчика повторно рассмотреть заявление Бадмаева о назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию вызывает неясность в исполнении судебного акта, в связи с чем данный абзац резолютивной части решении я суда первой инстанции подлежит уточнению - Фонду социального страхования РФ по РБ по заявлению Бадмаева от 29 мая 2020 г. следует принять решение в соответствии с положениями Федерального закона № 125-ФЗ и Административного регламента, в том числе, с соблюдением положений п. 65 Административного регламента, предоставив Бадмаеву В.Д. срок для представления всех необходимых документов в соответствии с пунктами 18 и 19 данного Регламента.

Доводы истца о том, что суд отказал во взыскании компенсации морального вреда, подлежат отклонению.

Частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Между тем, отказ ответчика в назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат не нарушает личные неимущественные права истца и не посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Ухудшение состояние здоровья Бадмаева из-за неправомерных действий ответчика должно быть доказано.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, истец каких-либо доказательств, что ухудшение состояние здоровья вызвано неправомерными действиями ответчика, не предоставил, а значит, отсутствовали правовые основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

Поскольку суд апелляционной инстанции исключил из мотивировочной части решения суждение суда о наличии у Бадмаева В.Д. права на получение единовременной социальной выплаты, то подлежит снижению размер судебных расходов, взысканных нижестоящим судом с ответчика в пользу истца Бадмаева В.Д. с 20 000 руб. до 10 000 руб. Определяя размер судебных расходов в размере 10 000 руб. судебная коллегия исходит из характера спора, неправомерных действий ответчика, вынесшего решение об отказе в назначении страхового возмещения с нарушением положений норм Федерального закона 125-ФЗ и Административного регламента, действий истца, не выполнившего требования закона о предоставлении всех необходимых документов в соответствии с Административным регламентом, участия представителя истца в судебных заседаниях, объема выполненных им работ, принципов справедливости и разумности, а также положений ст. 98 ГПК РФ, в соответствии с которой судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Абзац 3 резолютивной части решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 ноября 2020 г. изменить.

Обязать ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия рассмотреть заявление Бадмаева В от 29 мая 2020 г. о назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию в соответствии с Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 мая 2019 г. № ..., в том числе, с соблюдением положений п. 65 вышеназванного Административного регламента, предоставив Бадмаеву В.Д. срок для представления всех необходимых документов в соответствии с пунктами 18 и 19 данного Регламента.

Исключить из мотивировочной части решения суждение суда о наличии права Бадмаева В на получение единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию.

Снизить размер взысканной с ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия в пользу Бадмаева В.Д. судебных расходов с 20 000 руб. до 10 000 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, доводы апелляционных жалоб истца Бадмаева В.Д. и ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия - без удовлетворения.

Председательствующий: С.Д.Васильева

Судьи: В.А.Иванова

И.Ю.Богданова