ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2538/2021 от 16.02.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья- Гладких Н.В.

Дело № 33 – 1823\2022 ( № 2-2538\2021)

УИД: 59RS0008-01-2021-003088-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Ворониной Е.И.

и судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.

при секретаре Косогоровой К.Б.

с участием прокурора Кузнецовой С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 16 февраля 2022 года дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Пермского районного суда Пермского края от 25 ноября 2021 года, которым постановлено:

Признать незаконным приказ от 24.06.2021г. № **-л о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) ФИО1 по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Восстановить ФИО1 в МУ «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский», в должности *** отдела «Библиотека».

ОбязатьМУ «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» внести в трудовую книжку ФИО1 запись о недействительности записи об увольнении по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников.

Взыскать с МУ «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» в пользу ФИО1 средний заработок за период незаконного лишения возможности трудиться в размере 12354 (двенадцать тысяч триста пятьдесят четыре) рублей 30 коп., компенсацию морального вреда в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей.

Взыскать с МУ «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 794 (семьсот девяносто четыре) рублей 17 коп.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителя истца – ФИО2. заключение прокурора Кузнецовой С.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась к ответчику Муниципальному учреждению «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» с иском о признании незаконным увольнения по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, восстановлении на работе в должности заведующий отделом «Библиотека», возложении обязанности по внесению в трудовую книжку записи о недействительности записи об увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование предъявленных требований истец ФИО1 указала, что она состояла в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский». Приказом руководителя указанной организации от 24 июня 2021 года она уволена с работы на основании пункта 2 пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Она является заместителем председателя первичной профсоюзной организации с 29 августа 2020 года. Пермская районная организация Российского профсоюза работников культуры не давала согласия работодателю на увольнение работника. При таком положении её увольнение является незаконным, поэтому работодатель обязан выплатить средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, по день восстановления на работе. В связи с незаконными действиями работодателя ей причинён моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 20000 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, представитель истца просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

Третье лицо Пермская районная организации Российского профсоюза работников культуры не направила представителя в судебное заседание.

Третье лицо Администрация Юго – Камского сельского поселения не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части расчета оплаты времени вынужденного прогула просит в апелляционной жалобе истец ФИО1, ссылаясь на неверный расчет среднедневного заработка и, соответственно неправильное определение оплаты времени вынужденного прогула.

В суд апелляционной инстанции поступили письменные возражения ответчика на апелляционную жалобу истца, к которым представлен расчет выплаченных истцу сумм и количества отработанного времени с расчетом среднедневного заработка.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель ответчика не явился, извещен путем направления судебного извещения, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Пермского краевого суда, об отложении рассмотрения дела не просил, представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, исходя из требований ст.327-1 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца – ФИО2, обозрев представленные ответчиком и представителем истца расчеты, заключение прокурора Кузнецовой С.Н. об изменении решения суда в части размера оплаты времени вынужденного прогула, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельства дела и неправильным применением норм материального права ( п.п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).

При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

Расторжение трудового договора работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.

На основании статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В силу статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1. работала в должности *** отделом «Библиотека» с 15 апреля 2015 года на условиях пятидневной рабочей недели в структурном подразделении Отдел «Библиотека» Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский», что следует из трудового договора от 17 февраля 2020 года № **, дополнительного соглашения к нему от 12 апреля 2021 года № 10, правил внутреннего трудового распорядка (л.д.5-8, 45-57).

Кроме того установлено, что 08.11.2019 ФИО1 подала заявление о вступлении в члены Российского профсоюза работников культуры, была принята в профсоюз и избрана заместителем председателя первичной профсоюзной организации муниципального учреждения.

Согласно штатному расписанию Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» с 09 апреля 2021 года численность структурного подразделения «Отдел «Библиотека» состояла из 5 должностей: должность «заведующий отделом», три должности «главный библиотекарь» и должность «Библиотекарь» (л.д.244).

Приказом директора Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» от 20 апреля 2021 года № 53-р с 24 июня 2021 года из штатного расписания организации исключаются должности: «заведующий отделом «Библиотека» (одна единица) и «главный библиотекарь» (три единицы) (л.д.245).

В связи с изменением штатного расписания в структурном подразделении Отдел «Библиотека» Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» с 25 июня 2021 года штатное расписание включает в себя три должности «библиотекарь», что следует из обоснования к изменению штатного расписания, согласно которому при сокращении должностей «Главный библиотекарь» и «заведующий отделом «Библиотека» выстроится эффективная система управления с рациональным перераспределением трудовых функций (обязанностей) работников учреждения.

Приказом директора Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» от 22 апреля 2021 года № **-р утверждено штатное расписание от 22 апреля 2021 года, вводимое в действие с 25 июня 2021 года (л.д.202).

В соответствии с указанным штатным расписанием с 25 июня по 31 декабря 2021 года численность структурного подразделения «Отдел «Библиотека» состоит из 3 должностей «библиотекарь» (л.д.203).

Из уведомления от 22 апреля 2021 года следует, что работодатель Муниципальное учреждение «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» сообщило ФИО1 о расторжении трудового договора по истечении двух месяцев со дня уведомления в связи с сокращением штата сотрудников на основании приказа от 20 апреля 2021 года № **-р; данное уведомление получено ФИО1 23 апреля 2021 года (том 1: л.д.10, 211).

Согласно уведомлениям от 22 апреля 2021 года ФИО1, занимающая должность «*** отделом «Библиотека», подлежит увольнению в связи с сокращением штата сотрудников (том 1: л.д.198, 205).

Муниципальное учреждение «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» предложило ФИО1 вакантную должность «библиотекарь»; данное предложение получено работником 18 мая 2021 года, что подтверждается соответствующим предложением и распиской в его получении (том 1: л.д.12, 61, 213).

Предложением от 10 июня 2021 года Муниципальное учреждение «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» повторно предложило ФИО1 вакантную должность «***» в структурном подразделении «Отдел «Дом спорта»; данное предложение получено работником 11 июня 2021 года; ФИО1 сообщила работодателю о том, что она не имеет квалификации, которая требуется для занятия предложенной должности (том 1: л.д.11, 60).

В соответствии с приказом директора Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» от 23 июня 2021 года № **-р утверждено штатное расписание от 23 июня 2021 года, вводимое в действие с 25 июня 2021 года Согласно штатному расписанию Муниципального учреждения «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго – Камский» от 23 июня 2021 года с 25 июня по 31 декабря 2021 года численность структурного подразделения «Отдел «Библиотека» состоит из 3 должностей: две должности «главный библиотекарь» и одна должность «библиотекарь» (том 1: л.д.242; том 2: л.д.21).

24 июня 2021 года ФИО1 уволена в связи с сокращением штата сотрудников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (том 1: л.д.9, 62).

Кроме того, установлено, что согласно письменному решению от 27 мая 2021 года Пермская районная организация Российского профсоюза работников культуры (вышестоящий выборный профсоюзный орган) не дала согласие работодателю на увольнение ФИО1; данное мотивированное решение вручено работодателю 01 июня 2021 года.

Установив указанные фактические обстоятельства, дав им надлежащую правовую оценку применительно к нормам трудового законодательства, суд, удовлетворяя исковые требования в части признания приказа об увольнении ФИО1 от 23.06.2021 по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ незаконным и восстанавливая истца в прежней должности, суд пришел к выводу о том, что сокращения штата фактически не было, оснований для такого сокращения также не было, посчитал, что работодателем (ответчиком) нарушен, как общий порядок увольнения работника, так и особый порядок увольнения работника, являющегося заместителем руководителя выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации, по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поскольку решение суда и выводы в данной части, изложенные в решении суда, никем из сторон не обжалуются, судебная коллегия исходя из требований ст.327.1 ГПК РФ не дает правовую оценку правильности и обоснованности выводов суда в обозначенной части.

Решение суда по настоящему делу обжалуется только истцом в части правильности произведенного судом расчет оплаты времени вынужденного прогула.

В силу ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Период вынужденного прогула составляет с 25.06.2021 по 25.11.2021 года, то есть в количестве 108 дней, что не оспаривается также сторонами.

Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В силу ч. 7 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким нормативным актом является Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 (далее по тексту - Положение N 922).

В силу п. 2 Положения N 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Вместе с тем, согласно п. 3 Положения N 922 для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно п.15 Положения № 922 при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке:

ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;

премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;

вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.

В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).

Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном настоящим пунктом.

В силу п.9 Положения при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Суд правильно указал на необходимость определения фактически начисленной истцу заработной платы и фактически отработанных смен за 12 месяцев, предшествующих увольнению – то есть за период с 01.06.2020 по 31.05.2021. При этом, определяя размер среднедневного заработка истца в сумме 1189 руб., суд принял во внимание расчет и расчётные листки, представленные работодателем. При этом, самостоятельный расчет и проверка расчета, представленного ответчиком, судом не производилась.

Между тем, по расчетным листкам о начислении заработной платы следует, что в июне 2020 истцу начислено 70075,61 руб ( вычету подлежат отпускные в сумме 34940,62 рубля и 2687,74 руб.), таким образом доход составит 32447,25 рублей, отработано 20 дней;

в июле 2020 начислено 7604,52 рубля, за вычетом материальной помощи 3000 рублей, заработная плата составит 4604,52 рубля, отработано 2 дня ;

в августе 2020 начислено 34413,75 рублей ( с учетом премии), отработано 21 день;

в сентябре 2020 года – начислено 35709,86, отработано 21 день;

в октябре 2020 начислено – 40252,92 рубля( вычету подлежат пособия по временной нетрудоспособности – 10813,74 рубля+ 1544,82 рубля+3089,64), заработная плата составит 24804,72 рубля, отработано 15 дней;

в ноябре 2020 начислено 34413,75 рублей, отработано 20 день;

в декабре 2020 начислено 33907,26 рублей, отработано 23 дня;

в январе 2021 начислено 34413,75, отработано 15 дней ;

в феврале 2021 начислено 32447, 25 рублей, отработано 19 дней;

в марте 2021 начислено 42712,62 рубля, из которых подлежат вычету выходное пособие 38547,52 рубля и отпускные 2690,22 рубля, итого 1474,88 руб. ( отработано 1 день);

в апреле 2021 начислено 34971,36 рублей ( оплата простоя 10568,88 рублей), т.о. заработная плата, подлежащая учету составит 24402,48 рублей (отработано 15 дней);

в мае 2021 начислено 35790,30 ( отработано 15 дней).

Таким образом, расчет среднедневного заработка будет следующим: 328829,77 рублей ( включая премии) : 187 дней ( согласно расчетным листкам) = 1758,45 рублей х 108 дней (вынужденный прогул) = 189912,60 рублей – ( выплаченные истцу в период вынужденного прогула пособия) 116057, 70 рублей = 73854,90 рубля.

Данная сумма подлежит взысканию в пользу истца в качестве оплаты времени вынужденного прогула, с которой работодателем подлежит учету сумма налога на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению, соответственно подлежит изменению и размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с МУ «Центр по библиотечному обслуживания, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» в доход местного бюджета, который составит 2715 рублей.

Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 25 ноября 2021 года изменить в части размера среднего заработка за период вынужденного прогула, взысканного с МУ «Центр по библиотечному обслуживанию, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» в пользу ФИО1, определив его в размере 73854,90 рубля,

а также в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с МУ «Центр по библиотечному обслуживания, культуре, молодежной политике и спорту «Юго-Камский» в доход местного бюджета, определив его в размере 2715 рублей.

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.

Председательствующий подпись

Судьи: подписи