Судья Минина В.А. Дело № 33-2799/2021
№ 2-253/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Мартыновой Т.А.
и судей Баталовой С.В., Федяева С.В.
с участием прокурора Чураковой Н.Р.
при секретаре Бакулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 06 июля 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «город Вятские Поляны» Кировской области (далее – администрация города Вятские Поляны) на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 апреля 2021 года, которым постановлено:
исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области предоставить ФИО1 ФИО12, ФИО4 ФИО13 и ФИО1 ФИО14 вне очереди жилое помещение по договору социального найма, приспособленное для проживания ребенка-инвалида ФИО1 ФИО15, общей площадью не менее 22,7 кв.м. в срок до 31.12.2021.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в интересах несовершеннолетней ФИО2, <дата> года рождения, имеющей группу инвалидности по категории «ребенок-инвалид», в суд с исковым заявлением к МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, приспособленного для проживания ребенка-инвалида. В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетняя ФИО2 является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ от <дата> на срок до <дата>. Семья имеет на праве долевой собственности комнату в общежитии по адресу: <адрес>, общей площадью 13,5 кв.м. Постановлением администрации города Вятские Поляны от 25.09.2018 № 1488 ФИО3 с членами семьи признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
12.02.2019 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной постановлением администрации города Вятские Поляны от 07.11.2017 № 1722, проведено обследование жилого помещения инвалида, расположенного в многоквартирном доме по адресу <адрес>. По результатам обследования комиссия пришла к выводу об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно технического заключения ООО «<данные изъяты>» по результатам проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид и обеспечения условий их доступности для инвалида, стоимость капитального ремонта жилого помещения и общего имущества для проживания инвалида по адресу: <адрес>, составляет 1415209 руб., а покупка нового жилья – 474998 руб. Целесообразнее приобретение нового жилья с учетом потребности и обеспечения условий доступности для инвалида.
25.05.2020 Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов города Вятские Поляны на основании акта от 12.02.2019 и решения комиссии от 25.05.2020 принято заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>.
Межрайонной прокуратурой в мае 2020 года в адрес главы города Вятские Поляны внесено представление об устранении нарушений закона в связи с неисполнением обязанности по признанию жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания ФИО3 и членов ее семьи.
27.10.2020 жилое помещение, принадлежащее ребенку-инвалиду ФИО2, признано непригодным для ее проживания.
Прокурор с учетом уточненных исковых требований просил обязать МКУ Администрация муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области предоставить ФИО3, ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО2, <дата> года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, приспособленное для проживания ребенка-инвалида ФИО1 ФИО16, общей площадью не менее 22,7 кв.м. (с учетом имеющегося в равнодолевой собственности Ш-ных жилого помещения площадью 13,3 кв.м.), в срок до 31.12.2021.
Определением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24.02.2021 к рассмотрению дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены Правительство Кировской области, Министерство финансов Кировской области.
Определением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 25.03.2021 к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечено Министерство социального развития Кировской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна администрация МО городского округа «город Вятские Поляны» Кировской области, в жалобе ставит вопрос о его изменении, обязании Правительство Кировской области предоставить из бюджета субъекта Российской Федерации «Кировская область» средства субвенции в размере 826983 руб. в бюджет МО городского округа город Вятские Поляны Кировской области в лице администрации МО городского округа город Вятские Поляны Кировской области для приобретения жилого помещения площадью не менее 22,7 кв.м по договору социального найма ФИО3, имеющей ребенка-инвалида. Указывает, что администрация города Вятские поляны Кировской области не обладает полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года. Обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан является обязательством субъектов РФ, в связи с чем, считает, что внеочередное предоставление жилого помещения семье ФИО3 находится в рамках полномочий Правительства Кировской области и подлежит обеспечению за счет жилищного фонда Кировской области. Внеочередное предоставление администрацией города Вятские Поляны жилого помещения семье ФИО3, вставшей на учет после 01.01.2005, имеющей ребенка-инвалида, невозможно ввиду отсутствия соответствующих полномочий и целевого финансирования органов местного самоуправления города Вятские Поляны. Администрация же города Вятские Поляны Кировской области в пределах своей компетенции провела все необходимые мероприятия, а именно: создала комиссию и организовала условия для ее работы, обеспечила выход комиссий для натурного осмотра жилого помещения, принадлежащего на праве собственности семье ФИО3 Следовательно, права ФИО3 администрация города Вятские Поляны не нарушила.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Кировской области, Вятскополянская межрайонная прокуратура, указывая на законность и обоснованность постановленного решения, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Чуракова Н.Р. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Кировской области, Министерство социального развития Кировской области, МКУ Администрация муниципального образования городской округ Вятские Поляны Кировской области извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов и в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание малоимущими и нуждаемость в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В силу статьи 52 ЖК Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 ФИО17, ее дети ФИО1 ФИО18, <дата> года рождения, и сын ФИО4 ФИО19, <дата> года рождения, являются собственником помещения <адрес>, общей площадью 13,5 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2018. Доля в праве собственности за каждым - 1/3.
Постановлением Администрации города Вятские Поляны Кировской области от 25.09.2018 № 1488 ФИО3 и члены ее семьи: сын ФИО4, <дата> года рождения, дочь ФИО2, <дата> года рождения, (состав семьи 3 человека) признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Основанием для признания их таковыми, в том числе, явилось то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения его сособственников составляет по 4,43 кв.м. на одного человека, что является менее учтенной нормы, установленной Постановлением администрации г. Вятские Поляны Кировской области от 19.08.2014 № 1684 в 9 кв.м.
Несовершеннолетняя ФИО2, <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2015 № № сроком до <дата>.
Согласно Индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от <дата> ФИО1 ФИО20 имеет значительно <данные изъяты>, выраженные нарушения <данные изъяты>, имеет реабилитационный или абилитационный потенциал низкий, реабилитационный или абилитационный прогноз сомнительный (неясный). Ей рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе, кресло коляска с ручным приводом для больных <данные изъяты> комнатная, кресло коляска с ручным приводом для больных <данные изъяты> прогулочная.
12.02.2019 Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их доступности для инвалидов проведено обследование жилого помещения по адресу: <данные изъяты> в результате которого установлено: обследуемое жилое помещение площадью 13,3 кв.м. расположено на 3 этаже многоквартирного дома, 1979 года постройки, без лифта в блоке, состоящем из 8 жилых комнат, 2 коридоров, санузла (2 кабинки), умывальной комнаты с 3 алюминиевыми мойками, дверь в комнату металлическая шириной 0,9 м., ширина проема в умывальную комнату и санузлы 0,6 м., ширина кабинок в санузлах 0,85 м., ширина дверного проема в тамбур 0,9 м., ширина тамбура 1 м., не соответствует требованиям СП-59.13330.2018 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», комиссия пришла к следующим выводам: расширить дверные проемы, увеличить ширину коридоров, лестничных маршей, тамбура технически не представляется возможным, в связи с чем, отсутствует техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме № <адрес>.
27.10.2020 Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации города Вятские поляны Кировской области от 13.11.2015 № 2493, было обследовано помещение по адресу: <адрес>, в результате которого составлен Акт обследования № №.
Указанным актом в числе прочего установлено, что обследуемое жилое помещение площадью 13,3 кв.м. расположено на 3 этаже многоквартирного дома без лифта в блоке, состоящем из 8 жилых комнат, 2 коридоров, санузла (2 кабинки), умывальной комнаты с 3 алюминиевыми мойками, не соответствует требованиям СП-59.13330.2018 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
На основании указанного обследования Межведомственной комиссией вынесено заключение от 27.10.2020 о признании помещения <адрес>, непригодным для проживания ребенка-инвалида и членов его семьи.
В связи с указанными обстоятельствами ФИО3 обратилась в администрацию города Вятские поляны с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Однако письмом от 04.12.2020 администрацией города Вятские Поляны Кировской области в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ФИО3 было отказано ввиду отсутствия в муниципальном жилищном фонде жилого помещения с учетом требований к доступности жилого посещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида и требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
По состоянию на 01.03.2021 номер очереди ФИО3 в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях и принятых на учет с 01.03.2005, - 312, что подтверждается справкой главы города Вятские Поляны от 25.03.2021.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Вятскополянского межрайонного прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, а также положениями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», исходил из того, что жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетняя ФИО2, потребностям инвалида не соответствует, является непригодным для проживания ребенка-инвалида и членов его семьи, а другого жилого помещения, пригодного для проживания, ФИО3 не имеет, при этом ФИО3 и ее дети признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении и относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, в связи с чем, именно ответчик обязан предоставить семье жилое помещение, приспособленное для проживания ребенка-инвалида.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Вопреки доводам жалобы, в отношении семьи ФИО3, имеющей ребенка-инвалида, вставшей на учет после 1 января 2005 года, действует порядок обеспечения жилым помещением, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 16, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Так как государственные полномочия по обеспечению истца-инвалида жилым помещением, отвечающим необходимым требованиям, одновременно с их финансовым обеспечением Кировской областью органу местного самоуправления не переданы, данная обязанность возлагается на администрацию города Вятские Поляны, так как является вопросом местного значения.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения законодательством предусмотрено, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Таким образом, внеочередное предоставление жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием муниципальных органов и не возлагает на них дополнительных обязанностей, в связи с чем, доводы жалобы отклоняются как необоснованные.
Иных доводов, указывающих на необоснованность судебного акта, жалоба не содержит. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: