КОПИЯ
Гражд. дело №2-253/2023
89RS0007-01-2023-000220-59
Апелл. дело №33-1659/2023
Судья Слюсаренко А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.06.2023 г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Рощупкиной И.А.,
судей коллегии Кайгородовой И.В., Савельевой Е.Н.,
при секретаре Бибиковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Пуровского района на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2023 по иску прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Пуровского района, Администрации поселка Пуровск о признании незаконными бездействия по не созданию маневренного жилищного фонда и о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения прокурора Давыдовой Л.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
прокурор Пуровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Пуровский район, Администрации п. Пуровск муниципального образования Пуровский район, просил признать незаконным бездействие Администрации п. Пуровск, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории п. Пуровск муниципального округа Пуровский район; о возложении на Администрацию п. Пуровск обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в п. Пуровск муниципального округа Пуровский район не позднее одного года после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Пуровского района в рамках проведенной проверки соблюдения требований жилищного законодательства выявлены нарушения в деятельности Администрации п. Пуровск муниципального округа Пуровский район. Установлено, что на территории п. Пуровск муниципального округа Пуровский район признаны аварийными и подлежащими сносу 36 домов, в которых проживает 487 человек. Между тем, в нарушение требований закона, несмотря на наличие в указанном населенном пункте аварийного жилищного фонда, маневренный жилищный фонд в п. Пуровск отсутствует. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Администрацией п. Пуровск возложенных на орган местного самоуправления обязанностей, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Бездействие Администрации п. Пуровск на данном направлении деятельности создает угрозу нарушения прав граждан, предусмотренных ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
В отзыве на исковое заявление глава Администрации п. Пуровска ФИО1 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что положения ст.ст. 14, 19, 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы исполнения данных норм. Жилищное законодательство не содержит прямого указания о возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда, а расширительные толкование объема полномочий, имеющихся у органов местного самоуправления для решения соответствующего вопроса местного значения, закрепленного в ст. 14-16 Федерального закона № 131-ФЗ, недопустимо. Статьей 12 Конституции Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции Российской Федерации). Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что решение вопросов местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 10 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением помещения к определенному виду жилых помещений специализированного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом. При этом Жилищным кодексом Российской Федерации допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан. Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации), жилое помещение по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ст. 91.15 Жилищного кодекса Российской Федерации), по договорам коммерческого найма (ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный кодекс Российской Федерации допускает и иные способы соблюдения жилищных прав граждан в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые гражданами по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Кроме того, решение вопросов по определению порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также по принятию нормативно-правовых актов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, суды не вправе обязывать орган местного самоуправления принимать решение по созданию какого-либо вида специализированного фонда. В случае необходимости перевода отдельных жилых помещений из одного вида в другой такой перевод осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Более того, в муниципальном округе Пуровский район имеется специализированный муниципальный жилищный фонд (в том числе маневренный фонд - 71 жилое помещение), который имеет статус единого на всей территории муниципального округа. Жилые помещения указанного фонда находятся в муниципальной собственности, единый реестр которого ведется уполномоченным органом. Согласно статье 1 Устава муниципального округа Пуровский район является муниципальным округом, представляющим собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Сам по себе факт отсутствия или наличия маневренного фонда в конкретных населенных пунктах муниципального округа никаким образом не свидетельствует об отсутствии такого фонда в целом. Иное трактование и применение федерального закона недопустимо. В соответствии с требованиями действующего законодательства жилые помещения предоставляются в заявительном порядке и в настоящее время нуждаемость в предоставлении населению жилых помещений указанного фонда отсутствует. Обращений, жалоб, предложений по вопросу предоставления жилых помещений маневренного фонда в Администрации п. Пуровск не имеется.
В своем отзыве на исковое заявление представитель Администрация Пуровского района ФИО2 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве Администрации п. Пуровск. Дополнительно пояснил, что согласно пунктам 2.2.8, 2.4.4. раздела II Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Пуровского района пострадавшим от чрезвычайных ситуаций на территории Пуровского района может быть выплачена материальная помощь на аренду жилого помещения до момента предоставления жилого помещения маневренного фонда, но не более 1 месяца найма. Действующим законодательством не установлено требование наличия маневренного фонда в каждом населенном пункте муниципального образования. Вместе с тем содержание муниципального жилищного фонда является достаточно обременительным для местного бюджета. Увеличение объема маневренного фонда, а значит произвольное увеличение объема расходных обязательств местного бюджета в полной мере не позволит направлять необходимые бюджетные средства на действительно первоочередные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления Пуровского района, и будет противоречить принципу эффективности расходования бюджетных средств. Между тем в соответствии с требованиями действующего законодательства жилые помещения маневренного фонда предоставляются в заявительном порядке. С согласия заявителя жилое помещение маневренного фонда может быть предоставлено в ином населенном пункте муниципального округа. В муниципальном округе Пуровский район на сегодняшний момент имеются свободные жилые помещения маневренного фонда. В настоящее время нуждаемость в предоставлении населению указанного фонда отсутствует. Обращений, жалоб, предложений по вопросам организации предоставления жилых помещений специализированного маневренного фонда не имеется. Таким образом, исковые требования прокурора Пуровский район основаны на неправильном толковании требований действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом первой инстанции прокурор Азарникова К.С. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что изменения, внесенные в Положение о специализированном жилищном фонде, рассчитаны на согласие гражданина на предоставление жилого помещения в другом населенном пункте, в котором нет маневренного фонда, в связи с чем граждане будут лишены права, которое предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Представитель Администрации Пуровского района - ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы отзыва на исковое заявление. Дополнительно указал, что поскольку в настоящее время в г. Тарко-Сале имеются свободные жилые помещения маневренного фонда требования прокурора Пуровского района являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Ответчик Администрация п. Пуровск уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки представителя не сообщил.
Решением Пуровского районного суда от 13.04.2023 исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации Пуровского района и Администрации п. Пуровск по не созданию маневренного жилищного фонда.
На Администрацию Пуровского района и Администрацию п. Пуровск возложена обязанность по созданию маневренного жилищного фонда в поселке Пуровск муниципального округа Пуровский район в срок не позднее одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
С таким решением не согласен представитель Администрации Пуровского района - ФИО2 В апелляционной жалобе просит об отмене указанного решения и о принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Настаивает на доводах возражений относительно исковых требований, приведенных ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции. Указывает, что Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено обязательное создание маневренного фонда, не содержится запрета на обеспечение граждан жилыми помещениями в ином порядке, нежели предоставление жилых помещений маневренного фонда. Кроме того, прокурором не заявлен конкретный объем маневренного фонда для его формирования, не указана методика определения нуждаемости, способы создания фонда - путем возведения новых объектов капитального строительства, перевода иных категорий в маневренный и т.п. В судебном заседании прокурором не доказано наличие у органов местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда в каждом населенном пункте муниципального округа Пуровский район. При этом судом не ставится под сомнение наличие единого маневренного фонда, свободных жилых помещений на территории района, альтернативных механизмов соблюдения жилищных прав населения района.
В возражениях на жалобу помощник прокурора Азарникова К.С. просит решение суда оставить без изменения.
Прокурор Давыдова Л.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в поселке Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа 36 многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими сносу, число проживающих в данных домах граждан составляет 487 человек.
Маневренный жилищный фонд на территории поселка Пуровск отсутствует.
На территории Пуровского района имеется 71 жилое помещение, относящееся к маневренному фонду.
Согласно письму заместителя главы Администрации Пуровского района от 07.04.2023 в настоящее время в собственности муниципального округа Пуровский район имеются 34 свободных жилых помещения маневренного жилищного фонда с отнесением к специализированному фонду, в том числе 8 - в г. Тарко-Сале, 20 - в пгт. Уренгой, 6 - в п. Ханымей.
В период с 01.01.2020 до настоящего времени заявлений о предоставлении жилого помещения маневренного жилого фонда в адрес Администрации п. Пуровск и Администрацию муниципального образования Пуровское не поступало.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 14, 19, 92, 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Администрации Пуровского района от 01.04.2023 №168-ПА, утвердившего Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Пуровского района, Положения о специализированном жилищном фонде муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа (утверждено Решением Думы Пуровского района от 01.07.2021 №275), Положения об Администрации поселка Пуровск (утверждено решением Думы Пуровского района от 22.10.2020 №66) пришел к выводу о том, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселка Пуровск создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в поселке и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах дела, нормы материального права применены судом верно, доказательствам, представленным в материалы дела, судом дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется, выводы суда должным образом мотивированы.
Доводы жалобы о том, что положения закона не обязывают органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда и суд первой инстанции допустил расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органов местного самоуправления, в качестве оснований для отмены решения суда приняты быть не могут, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
Частью 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
На основании ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
С учетом приведенного выше правового регулирования в его системной взаимосвязи со ст. 40 Конституции Российской Федерации суд обоснованно пришел к выводу о наличии у ответчиков как исполнительных органов местного самоуправления обязанности создать на территории поселка Пуровск маневренный жилищный фонд, а установив факт неисполнения данной обязанности, правомерно удовлетворил иск прокурора.
Как верно отмечено судом, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории поселка Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселка, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
В этой связи не может быть принята во внимание ссылка ответчика на наличие жилых помещений маневренного фонда в других населенных пунктах Пуровского района, поскольку ввиду указанного назначения жилых помещений маневренного фонда, они подлежат предоставлению при наступлении установленных в ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств гражданам по месту их проживания.
При этом согласно п. 5.9 Положения о специализированном жилищном фонде муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа (утверждено Решением Думы Пуровского района от 01.07.2021 №275, с учетом изменений, внесенных Решением Думы Пуровского района от 23.03.2023 №465) жилое помещение маневренного фонда может быть предоставлено заявителю в ином населенном пункте муниципального округа при отсутствии свободных жилых помещений на территории соответствующего населенного пункта только с согласия заявителя.
Обоснованно судом отклонены доводы ответчиков о возможности обеспечения жилищных прав граждан в случаях, установленных статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, договору коммерческого найма, путем выплаты материальной помощи на аренду жилого помещения, поскольку указанные возможности не освобождают орган местного самоуправления обеспечить наличие маневренного жилищного фонда на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы об увеличении объема расходных обязательств местного бюджета, так как указанное обстоятельство также не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от выполнения обязанности по созданию маневренного фонда на территории указанного истцом населенного пункта.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о неуказании прокурором объема маневренного фонда и способов его создания. Данное обстоятельство не могло явиться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Как верно указано судом в решении, количество и характеристики жилых помещений маневренного фонда на территории поселка Пуровск в силу принципа самостоятельности органа местного самоуправления подлежат определению на усмотрение ответчиков. Соответственно, способ создания маневренного фонда также должен определяться ответчиками самостоятельно.
В целом, доводы жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм права, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку исследованных им доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи