ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2543/20 от 24.11.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Ландаренкова Н.А. Дело № 33-3516

№ 2-2543/2020

67RS0003-01-2020-003680-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: судьи Руденко Н.В.,

судей: Федоришина А.С., Бобриковой Л.В.,

при секретаре (помощнике судьи): Игнатовой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «МРСК Центра» «Смоленскэнерго» на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 17 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Федоришина А.С., представителей филиала «МРСК Центра» «Смоленскэнерго», поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» обратилось в суд с вышеназванным заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект движимого имущества, как лица, вступившего во владение указанными бесхозяйными движимыми объектами, а именно: воздушной линии 1013 <данные изъяты> год ввода 1991, протяженностью 1,4 км., расположенной по адресу: ... и трансформаторной подстанции <данные изъяты> год ввода 1991, расположенной по адресу: ...

В целях подтверждения бесхозяйного статуса объектов ПАО «МРСК Центра» филиалом «Смоленскэнерго» были сделаны запросы предполагаемым собственникам о принадлежности им на праве собственности указанных объектов в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях; Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области; Администрацию муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области. В ответ на запросы получена информация, что объекты в реестрах федеральной, областной и муниципальной собственности не числятся. В печатном издании «Руднянский голос» от (дата) заявителем было размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанной трансформаторной подстанции и линии электропередач, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов. На указанное объявление никто не отозвался. Также вышеуказанная информация была размещена на сайте Администрации муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области.

Ввиду отсутствия сведений об имеющихся правопритязаниях и спорах в отношении указанного имущества, ПАО «МРСК Центра» вступило во владение бесхозяйным брошенным объектом. По заключению комиссии техническое состояние объектов на момент обнаружения удовлетворительное, что подтверждается актами технического освидетельствования электроустановок.

Заинтересованные лица МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрация МО Руднянский район Смоленской области в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, возражений не представили.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 17 августа 2020 года в удовлетворении требований ПАО «МРСК Центра» отказано.

В апелляционной жалобе ПАО «МРСК Центра» просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ, предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Судом установлено, что ПАО «МРСК Центра» выявлено и обследовано электрооборудование:

воздушная линия <данные изъяты> год ввода 1991, протяженностью 1,4 км., расположенная по адресу: ...

трансформаторная подстанция 0<данные изъяты> год ввода 1991, расположенная по адресу: ..., о чем составлены соответствующие акты.

На основании приказа от (дата) «Об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации активов» ПАО «МРСК Центра» были проведены мероприятия, связанные с определением текущей рыночной стоимости выявленных объектов, с установлением возможных собственников (владельцев) выявленных бесхозяйных электросетевых объектов.

В результате проведенной работы вышеуказанные объекты приняты на забаланс ПАО «МРСК Центра».

В печатном издании «Руднянский голос» от (дата) ПАО «МРСК Центра» было размещено объявление о розыске собственников электросетевого имущества, в том числе указанной трансформаторной подстанции и линии электропередач, и предложено собственникам обратиться в филиал «Смоленскэнерго» или сообщить имеющуюся информацию о собственнике объектов.

Кроме того, вышеуказанная информация была размещена на официальном сайте администрации МО «Руднянский район» Смоленской области (л.д. 28).

Также ПАО «МРСК Центра» обратилось в адрес МТУ Росимущества в Калужской. Брянской и Смоленской областях, Департамент имущественных и земельных отношений

Смоленской области, Администрацию МО «Руднянский район» Смоленской области с запросом о принадлежности вышеназванного имущества.

МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в письме от (дата) сообщило об отсутствии в реестре федерального имущества сведений о воздушной линии и трансформаторной подстанции, указанных в обращении.

Аналогичные сведения об отсутствии данных в соответствующих реестрах сообщил Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в письме (дата) , а также администрация МО «Руднянский район» Смоленской области в письме от (дата)

Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о признании имущества бесхозяйным суд пришел к правильному выводу, что спорное имущество - электрические сети является недвижимым имуществом.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, определяют линию электропередачи как электрическую линию, выходящую за пределы электростанции или подстанции и предназначенную для передачи электрической энергии. При этом выделяется два вида линий электропередачи - воздушная и кабельная.

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительного устройства, а для ответвлений - ответвительная опора и линейный портал или линейный ввод распределительного устройства (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Трансформаторная подстанция (ТП) - электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) в ОКОФ к группировке «СООРУЖЕНИЯ» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Также из положений ч. 2 ст. 89 ЗК РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

Согласно п. 6 Постановления, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

После согласования границ охранной зоны федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, направляет в течение 5 рабочих дней в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о согласовании гранил охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, с приложением текстового и графического описаний местоположения границ такой зоны, а также перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Согласно ч. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю также подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В случае если конструктивные особенности линии электропередач обладают признаками, закрепленными в статье 130 ГК РФ, такие линии электропередач будут относиться к объектам недвижимого имущества и их государственный кадастровый учет будет осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме того, такие объекты в составе единой системе также подлежат учету неразрывно с установлением для них в ЕГРН обременений или предоставления участков для размещения охранных зон.

В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

При этом основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе технический план (часть 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен статьей 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии со статьей 26 Закона № 218-ФЗ) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона № 218-ФЗ). При этом в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости).

Следовательно, по общему правилу линии электропередач независимо от их мощности и вида являются сооружениями и относятся к недвижимому имуществу. В отдельных случаях отнести их к движимому имуществу можно только в том случае, если в отношении них не возможно будет изготовить технический план, или орган государственного кадастрового учета при проведении правовой экспертизы при обращении с заявлением о проведении кадастрового учёта придёт к выводу, что линия электропередач не является недвижимым имуществом и по этому основанию откажет в государственной регистрации.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Суд пришел к правильному выводу, что заявленные в деле объекты, фактически используются для постоянной передачи электроэнергии потребителям, то есть, не брошены в технически неисправном, поврежденном или отключенном состоянии, когда они действительно могли бы представлять ценность как отдельные опоры или провода для целей их дальнейшего демонтажа, и именно являются неотъемлемой составной частью функционирующей единой энергосистемы включающей названные объекты электросетевого хозяйства с учетом присоединенных к ним МКД и других потребителей. Судом обоснованно отклонены представленные заключения специалистов (дата) г.г., как составленные, до введения в действие приведенных выше положений законодательства, а с другой стороны оценивающих объекты, подобные заявленным, исключительно с позиций технической возможности монтажа/демонтажа вне их неразрывной связи с действующей энергосистемой, как ее составляющих, и последствий подобных действий для других ее элементов, как с технической точки зрения, так и с точки зрения потенциальных энергопотребителей.

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет только орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Заявитель в данном случае, не является органом местного самоуправления и оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы заявителя, оспаривающие выводы суда, судебная коллегия признает несостоятельными, так как они являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Указанные в апелляционной жалобе заявителя доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «МРСК Центра» «Смоленскэнерго» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: