Дело № 2-2551/2023
УИД03RS0005-01-2023-002223-89
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-13342/2023
17 августа 2023 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Решетниковой Л.В.,
судей Абубакировой Р.Р., Якуповой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щукиным О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Фирма «Башмет», обществу с ограниченной ответственностью «Строй Сити», Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании привести защитные сооружения в исправное состояние,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Уфы обратился в суд с иском с учетом уточнения к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО «Фирма «Башмет», ООО «Строй Сити», Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан», об обязании привести защитные сооружения в исправное состояние, в котором просит обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан провести в отношении защитного сооружения инв. №..., расположенного по адресу: адрес (далее – защитное сооружение) мероприятия направленные на его приведение в исправное состояние и готовность к приему укрываемых:
- предусмотреть в защитном сооружении помещение для хранения продуктов площадью не менее 12 кв. м. (согласно требованиям абз. 1 п. 5.3.4 Свода правил СП 88.13330.2022);
- предусмотреть в защитном сооружении 1 санитарный пост в виде пространства, выгороженного ширмами или быстровозводимыми перегородками вблизи входов в сооружение площадью 8 кв.м (согласно требованиям п. 5.1.1, п. 5.2.6 Свода правил СП 88.13330.2022);
- предусмотреть в защитном сооружении емкости, обеспечивающие запас питьевой воды, исходя из расчета 2 л. в сутки на каждого укрываемого, т.е. не менее 1000 л. в сутки (согласно требованиям абз. 3 п. 12.6.2, абз. 1 п. 12.6.3 Свода правил СП 88.13330.2022);
- оборудовать защитное сооружение измерительными приборами, предусмотренными приложением 18 к Приказу МЧС РФ от lдата№..., а именно психрометром, тягонапоромером;
- оборудовать защитное сооружение противопожарным инвентарем, предусмотренным приложением 18 к Приказу МЧС РФ от дата№..., а именно ящиком с песком в количестве 1 шт., огнетушителем углекислотным в количестве 1 шт.;
- обеспечить герметизацию защитного сооружения путем замены уплотнительных элементов на входных дверях (согласно требованиям абз. 3 п. 3.2.1 Свода правил СП 88.13330.2022);
- произвести покраску дверей защитного сооружения в серый цвет (согласно требованиям п. дата Свода правил СП 88.13330.2022);
- на всех дверях защитного сооружения указать их порядковые номера белой краской с наружной и внутренней стороны (согласно требованиям п. 6.2.2 Свода правил СП 88.13330.2022).
Обязать ООО «Фирма «Башмет» создать звено по обслуживанию защитного сооружения в мирное время (согласно требованиям приложения №... к п. 1.4 Приказа МЧС РФ от дата№...).
В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что защитное сооружение, расположенное по адресу: адрес, инв. №... принято в эксплуатацию в дата, находится на балансе ООО «Фирма «Башмет». В мирное время сооружение используется как слесарная мастерская, бытовое и складское помещение. Проведенной проверкой выявлены следующие нарушения при эксплуатации вышеуказанного защитного нарушения: вопреки п. 5.3.4, 5.5.15 Свода правил (СП 88.13330.2022) отсутствует помещение для хранения продовольствия; в нарушение п.6.1 Приказа МЧС РФ от дата№..., п.5.2.3 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствуют нары для укрываемых; вопреки п. 5.1.1, 5.2.6 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует санитарный пост; в нарушение п. 12.6.2 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует емкость для запаса воды; вопреки п.6.1 Приказа от дата№..., п. 12.2.17 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует тягонапоромер ТНЖ; в нарушение п. 5.3, 12.2, 12,3 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует фильтровентиляционное оборудование; вопреки п. 1.4. Приказа от дата№..., Приложение №... к п. 1.4 Правил отсутствует звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; в нарушение п.6.1.1, 6.4.3, Приложение №... Приказа МЧС РФ от дата№... отсутствуют психрометр, термометр; вопреки п. 16.13 Свода правил СП 88.13330.2022, п.3.5.1 Приказа (Приказ МЧС РФ от дата№... отсутствуют первичные средства пожаротушения; в нарушение пп.3.2.1, 3.2.10, 3.2.11, 4.2.3, 4.2.4, 5.1.6, 6.2.2 Приказа (Приказ МЧС РФ от дата№... окраска дверей не соответствует НТД, маркировка дверей отсутствует, частичное высыхание, растрескивание, коррозионные повреждения полотна двери, притворов двери, заклинивание механизма задраивания, не обеспечивает герметизацию. Таким образом, обстоятельства неготовности защитных сооружений к приему укрывающихся угрожает безопасности неопределённого круга лиц.
Определением суда первой инстанции от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Строй-Сити».
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 4 мая 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Фирма «Башмет», ООО «Строй Сити» об обязании привести защитные сооружения в исправное состояние отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, и.о. прокурора Октябрьского района г. Уфы подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что только в ходе судебного заседания установлено, что объект гражданской обороны находится по адресу: адрес. В ходе судебного заседания было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле Управления гражданской защиты по Октябрьскому району МБУ УГЗ г. Уфы, которые также принимали участие при оценке содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, в котором необоснованно отказано судом. Не было вынесено на обсуждение ходатайство о предоставлении возможности повторного осуществления выезд по установленному в судебном заседании адресу: адрес, с целью подтверждения нахождения защитного сооружения гражданской обороны по указанному адресу.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями подпункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в связи с не извещением ООО «Строй Сити» о дате и времени судебного заседания в суде первой инстанции, а также не привлечением судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Минземимущество РБ), суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Минземимущество РБ привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с разрешением спора по существу.
Протокольным определением от дата судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Башкортостан (далее – Территориальное управление), Администрация городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее – Администрация г. Уфы).
От ответчика Минземимущество РБ поступило возражение и дополнение к нему на исковое заявление, где указано, что Минземимущество РБ является ненадлежащим ответчиком, поскольку фактическое управление и распоряжение защитным сооружением гражданской обороны, расположенным по адресу: адрес инв. №..., осуществляется Территориальным управлением Росимущества в РБ, в то время как указанное защитное сооружение гражданской обороны находится на балансе и осуществляет эксплуатацию ООО «Фирма «БашМет».
Ответчиком Территориальным управлением представлено возражение на иск, в котором указано, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №..., расположенное по адресу: адрес включено в Перечень №..., как необходимое для осуществления органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность Республики Башкортостан или муниципальных образований. Согласно Перечню №... защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером №... передается в собственность городского округа г. Уфа. Согласно выписке ЕГРН правообладателем объекта недвижимости с кадастровым №... является Республика Башкортостан. Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком и не является субъектом, к полномочиям которого относится содержание защитных сооружений гражданской обороны.
От и.о. прокурора Октябрьского района г. Уфы ФИО3 отказ от исковых требований требований в части обеспечения защитного сооружения сборно-разборными двухъярусными нарами и проведению работ по установке фильтрвентиляционного оборудования.
Лица, участвующие в деле не возражали отказу в указанной части исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Воробьев А.С. доводы искового заявления с учетом уточнений и апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковое заявление.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и.о. прокурора Октябрьского района г. Уфы ФИО3 представил заявление об отказе требований в части обеспечения защитного сооружения сборно-разборными двухъярусными нарами и проведению работ по установке фильтрвентиляционного оборудования.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказа истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу статьи 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам частей второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса.
Изучив представленное заявление об отказе от иска в части, принимая во внимание, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять отказ истца и.о. прокурора Октябрьского района г. Уфы ФИО3 от исковых требований в части обеспечения защитного сооружения сборно-разборными двухъярусными нарами и проведению работ по установке фильтрвентиляционного оборудования и прекратить производство по делу в части указанных требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон «О гражданской обороне») под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (статья 2 Федерального закона «О гражданской обороне»).
Аналогичное требование закреплено пунктами «а», «г» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).
В силу статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение.
Согласно с пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
Согласно преамбуле Федерального закона «О гражданской обороне» настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Из пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309 следует, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Исходя из требований пункта 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденное приказом Министерства по гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям от 21 июля 2005 г. №575 содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно положениям пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. №583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования.
Согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по адресу: адрес под инв. №... числится защитное сооружение гражданской обороны - убежище.
Из паспорта убежища №..., расположенного по адресу: адрес, дата приемки в эксплуатацию убежища – дата, организацией эксплуатирующей убежище является ООО «Фирма «БашМет», вместимости убежища – 500 человек.
На убежище, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: адрес, инвентарный №... имеется технический паспорт рег. №... от дата
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата собственником нежилого помещения – убежище с кадастровым номером №..., (ранее инв. №...) расположенное по адресу: адрес, площадью ... кв.м., является адрес, право собственности зарегистрировано дата№....
Статус названного объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и нахождением на учете, следовательно, на данный объект распространяются требования Федерального закона «О гражданской обороне».
Полномочия собственника в отношении защитного сооружение инв. №..., расположенного по адресу: адрес осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
дата по договору о передаче государственного имущества в доверительное управление №... ДУ ООО «Фирма БашМет» приняло на себя обязательства по сохранению государственного имущества, а также осуществлять содержание и эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы, органов Госпожарнадзора, Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, гражданской обороны и иных контролирующих организаций, а также в соответствии с отраслевыми нормами и правилами технической эксплуатации, установленными для этого вида переданного имущества. Своевременно принимать безотлагательные меры по устранению ситуаций, создающих или могущих создать угрозу сохранности государственного имущества, его технического, экологического и санитарного состояний. Использовать имущество согласно назначению, указанному в пункте 2.1 договора. Производить капитальный и текущий ремонт переданного по настоящему договору государственного имущества за счет собственных средств и нести расходы по его содержанию (пункт 3.2.4).
Из справки от дата следует, что защитное сооружение гражданской обороны №... состоит на балансе ООО «Фирма БашМет»
Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны при использовании защитного сооружения №..., расположенного по адресу: адрес, принятое в эксплуатацию в дата., находящееся на балансе ООО «Фирма «БашМет».
В судебном заседании установлено, что в акте оценке от дата, акте проверки от дата допущена ошибка в указании адреса защитного сооружения инв. №..., вместо верного адреса: адрес, неверно указан адрес: адрес.
В ходе проведения проверки прокуратурой выявлены следующие нарушения:
- п. 5.3.4, 5.5.15 Свода правил (СП 88.13330.2022) отсутствует помещение для хранения продовольствия;
- п.6.1 Приказа МЧС РФ от дата N 583, п.5.2.3 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствуют нары для укрываемых;
- п. 5.1.1, 5.2.6 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует санитарный пост;
- п. 12.6.2 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует емкость для запаса воды;
- п.6.1 Приказа от дата N 583, п. 12.2.17 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует тягонапоромер ТНЖ;
- п. 5.3, 12.2, 12,3 Свода правил СП 88.13330.2022 отсутствует фильтровентиляционное оборудование;
- п. 1.4. Приказа от дата N 583, Приложение N 1 к п. 1.4 Правил отсутствует звено по обслуживанию ЗС ГО;
- п.6.1.1, 6.4.3, Приложение №... Приказа МЧС РФ от дата N 583 отсутствуют психрометр, термометр;
- п. 16.13 Свода правил СП 88.13330.2022, п.3.5.1 Приказа (Приказ МЧС РФ от дата N 583 отсутствуют первичные средства пожаротушения;
-пп.3.2.1, 3.2.10, 3.2.11, 4.2.3, 4.2.4, 5.1.6, 6.2.2 Приказа (Приказ МЧС РФ от дата N 583 окраска дверей не соответствует НТД, маркировка дверей отсутствует, частичное высыхание, растрескивание, коррозионные повреждения полотна двери, притворов двери, заклинивание механизма задраивания, не обеспечивает герметизацию.
Согласно Акту оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. №... от дата убежище ограничено готово к использованию по назначению.
Руководствуясь статьями 1, 2, 9 Федерального закона «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от дата№..., пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., пунктами 2.1, 2.2 договора от дата, установив, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, тогда как с учета как защитное сооружение гражданской обороны не снято, такого статуса не утратило, помещение не отвечает требованиям о постоянной готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования защитного сооружения, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении иска и.о. прокурора Октябрьского района г. Уфы.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от дата № 218-ФЗ государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Надлежащим лицом, которым допущено неправомерное бездействие, повлекшее приведение защитного сооружения гражданской обороны в состояние, непригодное для его использования по прямому назначению, ответственным за содержание объекта гражданской обороны - убежища №..., расположенного по адресу: адрес, является собственник - Минземимущество РБ, а в части требования создать звено по обслуживанию защитного сооружения в мирное время – балансодержатель убежища ООО «Фирма БашМет».
В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста ФИО4, который пояснил что в защитном сооружении, возможно, предусмотреть помещение для хранения продуктов, оно ранее было там, санитарный прост также возможно предусмотреть, проектных решений для этого не требуется. Защитное сооружение необходимо оснастить измерительными приборами, которые могут лежать на столе. Звено по обслуживанию защитного сооружения в мирное время достаточно из 4-х человек исходя из п. «а» приложения №... к Приказу МЧС России от дата№..., обязанностью данного создания звена является балансодержателя.
Неисполнение ответчиками – Министерством земельных отношений Республики Башкортостан, ООО «Фирма БашМет» требований закона создает угрозу нарушения конституционных прав граждан и возложении обязанности на ответчика устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, приведении сооружения в соответствие с требованиями закона.
Доводы ответчика Минземимущества РБ о том, что они не являются надлежащими ответчика не основан на законе, исходя из требований статьи 210 ГК РФ. Заключенный дата договор о передаче государственного имущества Минземимуществом РБ в доверительное управление №... ООО «Фирма БашМет» не свидетельствует о том, что данное защитное сооружение гражданской обороны инв. №... было передано в надлежащем состоянии для использования его по назначению как убежище. Акт приема-передачи ООО «Фирма БашМет» спорного помещения именно как объекта гражданской обороны не составлялся, собственником Минземимущество РБ не представлено доказательств того, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище на дату передачи было в надлежащем состоянии для использования его по назначению.
Спорный объект не является федеральной собственностью в связи с чем, Территориальное управление не является субъектом, к полномочиям которого относится содержание защитных сооружений гражданской обороны.
Также на ответчика ООО «Строй Сити» ввиду отсутствия у него прав на защитное сооружение – убежище инв. №... не могут быть возложены обязанности по приведению убежища в пригодное состояние в связи с его назначением.
Защитное сооружение гражданской обороны с инв. №..., расположенное по адресу: адрес включено в Перечень №..., как необходимое для осуществления органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которое подлежит передаче в собственность Республики Башкортостан или муниципальных образований. Согласно Перечню №... защитное сооружение гражданской обороны с инв. №... передается в собственность городского округа г. Уфа, однако до настоящего времени, как пояснил представитель ответчика Минземимущества РБ, передача не состоялась, в связи с чем, к Администрации ГО г. Уфы исковые требования не могут быть удовлетворены.
Таким образом, исковые требования к ООО «Строй Сити», Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
принять отказ прокурора Октябрьского района г. Уфы от исковых требований в части установления обязанности привести защитное сооружение инв №... расположенное по адресу: адрес в соответствии с п. 6.1 Приказа МЧС Российской Федерации от дата№..., п. 5.2.3, Свода правил СП 88.13330.2022 обеспечить комплектацию сборно-разборными 2-х ярусными нарами; в соответствии с п. 5.3, 12.2, 12.3 Свода правил СП 88.13330.22 провести работу по установке фильтровентиляционного оборудования.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора адрес в части установления обязанности привести защитное сооружение инв №... расположенное по адресу: адрес в соответствии с п. 6.1 Приказа МЧС Российской Федерации от дата№..., п. 5.2.3, Свода правил СП 88.13330.2022 обеспечить комплектацию сборно-разборными 2-х ярусными нарами; в соответствии с п. 5.3, 12.2, 12.3 Свода правил СП 88.13330.22 провести работу по установке фильтровентиляционного оборудования - прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основания не допускается.
Решение Октябрьского районного суда адрес от 4 мая 2023 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан провести в отношении защитного сооружения инв. №..., расположенного по адресу: адрес, следующие мероприятия, направленные на его приведение в исправное состояние и готовность к приему укрываемых:
- предусмотреть в защитном сооружении помещение для хранения продуктов площадью не менее 12 кв. м (согласно требованиям абз. 1 п. 5.3.4 Свода правил СП 88.13330.2022),
- предусмотреть в защитном сооружении 1 санитарный пост в виде пространства, выгороженного ширмами или быстровозводимыми перегородками вблизи входов в сооружение площадью 8 кв.м (согласно требованиям п. 5.1.1, п. 5.2.6 Свода правил СП 88.13330.2022);
- предусмотреть в защитном сооружении емкости, обеспечивающие запас питьевой воды, исходя из расчета 2 л. в сутки на каждого укрываемого, т.е. не менее 1000 л. в сутки (согласно требованиям абз. 3 п. 12.6.2, абз. 1 п. 12.6.3 Свода правил СП 88.13330.2022);
- оборудовать защитное сооружение измерительными приборами, предусмотренными приложением 18 к Приказу МЧС Российской Федерации от дата№..., а именно психрометром, тягонапоромером;
- оборудовать защитное сооружение противопожарным инвентарем, предусмотренным приложением 18 к Приказу МЧС Российской Федерации от дата№..., а именно ящиком с песком в количестве 1 шт., огнетушителем углекислотным в количестве 1 шт.;
- обеспечить герметизацию защитного сооружения путем замены уплотнительных элементов на входных дверях (согласно требованиям абз. 3 п. 3.2.1 Свода правил СП 88.13330.2022);
- произвести покраску дверей защитного сооружения в серый цвет (согласно требованиям п. дата Свода правил СП 88.13330.2022);
- на всех дверях защитного сооружения указать их порядковые номера белой краской с наружной и внутренней стороны (согласно требованиям п. 6.2.2 Свода правил СП 88.13330.2022).
Обязать ООО «Фирма «Башмет» создать звено по обслуживанию защитного сооружения в мирное время (согласно требованиям приложения №... п. «а» к п. 1.4 Приказа МЧС Российской Федерации от датаг. №...).
В удовлетворении исковых требований к ООО «Строй Сити», Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан отказать.
Председательствующий судья Л.В. Решетникова
Судьи Р.Р. Абубакирова
Н.Н. Якупова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 августа 2023 г.
Справка: судья Мосунова О.Л.