Судья Аникина Л.А. дело № 33-7518/20 (№ 2-2553/20)
УИД 22RS0068-01-2020-002400-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 ноября 2020 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Тенгерековой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 9 июля 2020 года по делу
по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Центрального района города Барнаула обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, об оспаривании действий.
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО1 является ветераном труда Алтайского края и инвалидом *** группы. ФИО1 принадлежит на праве собственности ***3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>. По информации КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее также по тексту УСЗН по г. Барнаулу) в период с 01.04.2008 по 31.12.2016 ФИО1 предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по двум основаниям, как ветерану труда на оплату жилого помещения и как инвалиду 2 группы на оплату коммунальных платежей. С 01.01.2017 выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется только по основанию «инвалид 2 группы» на оплату коммунальных услуг (водоотведение, горячее водоснабжение (вода/подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода/подогрев), отопление, холодное водоснабжение ОДН, холодное водоснабжение, электроснабжение (электроплита), электроснабжение ОДН). Как ветеран труда до 01.01.2017 истец являлся получателем денежной компенсации на оплату жилого помещения (вывоз ТБО, содержание и ТО общего имущества, ремонт и эксплуатация лифтов, домофон). Выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию «ветеран труда» прекращена на основании ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан».
По мнению прокурора в силу буквального толкования положения ч.1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» в редакции закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. ФИО1 имеет одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда) и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид). Одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, истец не относится.
Таким образом, ФИО1 был вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в его собственности в период с 01.01.2017 по 02.11.2018.
В связи с чем, действия ответчика по прекращению в период с 01.01.2017 по 02.11.2018 предоставления ФИО1 меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными.
Прокурор полагает, что ФИО1 вправе получать в указанный период меры социальной поддержки, предусмотренные Законом края от 03.12.2004 № 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в его собственности.
Прокурор просит признать незаконными действия УСЗН по г. Барнаулу, выразившееся в прекращении с 01.01.2017 по 02.11.2018 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», обязать УСЗН по г. Барнаулу предоставить ФИО1 меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» за период с 01.01.2017 по 02.11.2018.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального района г.Барнаула от 9 июля 2020 года исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула удовлетворены.
Признаны незаконными действия КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», выразившиеся в прекращении с 01.01.2017 по 02.11.2018 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения (коммунальных услуг) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
На КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» возложена обязанность предоставить ФИО1 меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения (коммунальных услуг) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» с 01.01.2017 по 02.11.2018 путем выплаты денежных средств.
В апелляционной жалобе ответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу»просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что суд пришел к ошибочному выводу о неправомерности прекращения предоставления ФИО1 мер социальной поддержки как ветерану труда ввиду того, что частью 1 статьи 6 Закона № 61-ЗС (в редакции Закона № 87-ЗС) исключено их суммирование только в отношении граждан, относящихся к нескольким льготным категориям именно по законодательству Алтайского края. Судом не принято во внимание, что право выбора основания получения мер социальной поддержки, в частности компенсации ЖКУ граждан, являющихся одновременно федеральными и краевыми льготниками, должно оцениваться с учетом совокупности норм федерального и краевого законодательства. Федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения на основе принципа разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. С 01.01.2017 года ФИО1 являющимся получателем ежемесячной денежной выплаты по федеральному основанию (как инвалид), компенсация ЖКУ по региональному основанию (как ветеран труда) предоставлению не подлежит.
Судом при рассмотрении спора применена не подлежащая применению норма части 1 ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 №87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан», закрепившая, что за лицами, которые по состоянию на 31.12.2016 учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получили меры социальной поддержки Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанным законом без учета изменения, внесенных Законом №87-ЗС. ФИО1 никогда не был учтен в краевом регистре, поскольку не получал ежемесячную денежную выплату как ветеран труда, его право на получение компенсации на жилищные услуги как ветерана труда было обусловлено исключительно действовавшими до 01.01.2017 нормами закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указал на ошибочность вывода суда о незаконности действий органа социальной защиты и невозможность суммирования льгот только исключительно предоставляемых по законодательству Алтайского края. Ссылаясь на положения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями. Статья 13 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», статья 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Судом при рассмотрении спора применена не подлежащая применению норма части 1 ст.16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 №87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан», закрепившая, что за лицами, которые по состоянию на 31.12.2016 учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получили меры социальной поддержки Законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанным законом без учета изменения, внесенных Законом №87-ЗС. ФИО1 никогда не был учтен в краевом регистре, поскольку не получал ежемесячную денежную выплату как ветеран труда, его право на получение компенсации на жилищные услуги как ветерана труда было обусловлено исключительно действовавшими до 01.01.2017 нормами закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» ФИО2, представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края ФИО3 просили решение районного суда отменить.
Прокурор Беспалова М.И. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что ФИО1, является ветераном труда, а также является инвалидом *** группы.
ФИО1 на праве собственности принадлежит 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул.***
Как инвалид, ФИО1 является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (водоотведение, водоотведение ОДН, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление (центр. без ПУ), холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН), в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как ветеран труда до 01.01.2017 истец являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на капитальный ремонт, вывоз ТБО, обслуживание общедомовых приборов учета, ремонт и эксплуатация лифтов, содержание и ТО общего имущества, уборка внутри подъездов), на основании положений Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
С 01.01.2017 выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда ФИО1 прекращена, в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан».
Разрешая исковые требования прокурора в интересах ФИО1, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства, пришел к выводу о наличии у материального истца права на получение льгот по двум основаниям как ветерана труда и инвалида, в той части, в которой законодательное регулирование по одному из законов предоставляет больше гарантий. Кроме того, вывод суда о наличии у истца права на получение льгот по двум законам основан на том, что как ветеран труда ФИО1 является получателем льгот из краевого бюджета, как инвалид из федерального бюджета, тогда как суммирование льгот не допускается в случае их предоставления в рамках Закона о ветеранах.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В силу п. «ж» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
Согласно положениям статей 10, 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (далее - Закон Алтайского края № 61-ЗС).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края № 61-ЗС для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 6 указанного закона (в редакции Закона Алтайского края от 30.11.2016 № 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, суд пришел к верному выводу, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Вместе с тем, по состоянию на 01.01.2017 материальный истец имел одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относился.
Законом Алтайского края от 02.11.2018 № 89-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», вступившим в силу со 02.11.2018, в закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» внесены изменения.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края № 61-ЗС в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица не влияют на существо постановленного решения суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалоб не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи