ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2564/20 от 24.11.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Костина О.В. Дело № 33-6724/2020

1-я инстанция № 2-2564/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2020 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,

при секретаре Щербина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кречмер Ларисы Дмитриевны к администрации Ханты-Мансийского района о разрешении индивидуального трудового спора,

по апелляционной жалобе Кречмер Ларисы Дмитриевны на решение Ханты-Мансийского районного суда от 06.08.2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения истца Кречмер Л.Д. и ее представителя Пириевой О.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Гук О.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Кречмер Л.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что работает в администрации Ханты-Мансийского района в должности <данные изъяты>. В соответствии с должностной инструкцией, распоряжением администрации Ханты-Мансийского района № 272-р от 19.03.2019 года она непосредственно координирует и курирует комитета экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (далее также – Комитет). Распоряжением ответчика № 547-р от 11.06.2020 года ей был снижен размер ежемесячного денежного поощрения на 100 %. Полагает, Поручение принято с нарушением Инструкции по делопроизводству, выходит за рамки полномочий вверенного ей Комитета. 26.05.2020 года в адрес главы района было направлено письмо, содержащее информацию о нарушении процедуры согласования проекта поручения, предложения в рамках компетенции Комитета, причины ограничивающие возможность исполнения поручения в полном объеме. Запрошенные ею Положение об отделе специальных мероприятий администрации и должностные инструкции работников данного отдела представлены не были. В связи с незаконными действиями ответчика испытывает нравственные страдания, была вынуждена уйти в неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, обратиться за квалифицированной юридической помощью. Просит признать незаконным и обязать ответчика отменить распоряжение администрации Ханты-Мансийского района № 547-р от 11.06.2020 года; взыскать с ответчика в ее пользу ежемесячное денежное поощрение за июнь 2020 года в размере 100 % - 34 036 рублей с учетом подоходного налога, компенсацию за задержку выплаты ежемесячного денежного поощрения в размере 1,65 рублей, компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей, компенсацию судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Кречмер Л.Д., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, в том числе приводя доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом было оставлено без удовлетворения ходатайство о передаче дела по подсудности и предоставлении ответчиком документов, содержащих государственную тайну. Поручение главы района не соответствовало положениям Инструкции по делопроизводству в части согласования его проекта. Она сообщила главе района о неправомерности поручения, председателем Комитета были запрошены необходимые документы, которые не были предоставлены. Установленная в решении суда дата ее ознакомления с распоряжениями суженных заседаний Правительства ХМАО-Югры не соответствует действительности. Поручение было утверждено ранее ее ознакомления с методическими рекомендациями по разработке мобилизационного плана экономики, отсутствуют доказательства, указывающие на принадлежность поручений к полномочиям комитета экономической политики. Судом не учтена подготовка проекта распоряжения суженого заседания администрации Ханты-Мансийского района «О рабочей группе по разработке Мобилизационного плана экономики муниципального образования Ханты-Мансийский район ХМАО-Югры на 2021-2025 годы» начальником отдела специальных мероприятий. Передача полномочий отдела специальных мероприятий заместителю главы района, либо председателю комитета экономической политики не предусмотрена. Выводы суда о наличии у нее доступа к необходимой информации для обеспечения своевременного исполнения поручения главы района не соответствуют Инструкции по делопроизводству. Распоряжения суженных заседаний Правительства ХМАО-Югры от 21.02.2020 года № 02-рсз, № 03-рсз не были отписаны на исполнение и переданы в работу ей либо председателю Комитета. Полагает, ответчик создал препятствия в надлежащем исполнении ею и председателем комитета экономической политики поручения. Отдельные положения поручения в установленный срок были исполнены в пределах компетенции Комитета. Полагает, судом неверно определены рамки функциональных обязанностей комитета экономической политики.

В письменных возражениях ответчик администрация Ханты-Мансийского района просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

Проверив материалы дела на основании ст.327.1. ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что Кречмер Л.Д. проходит муниципальную службу в должности заместителя главы Ханты-Мансийского района.

Распоряжением главы Ханты-Мансийского района № 547-р от 11.06.2020 года «О снижении ежемесячного денежного поощрения в июне 2020 года» было постановлено произвести снижение истцу размера денежного поощрения на 100 %. Распоряжение обосновано отсутствием организации эффективной работы Комитета в рамках разработки Мобилизационного плана экономики на средне-срочный период района в части предоставления Комитетом предложений по формированию персонального состава и положения о рабочей группе по разработке Мобилизационного плана экономики во исполнение п.п.1.2.1 и 1.2.2 п.1.2 поручения главы района № 2/20 от 19.05.2020 года (регламентировано п.3.12 должностной инструкции); неосуществлением контроля за своевременным выполнением п.п.1.2.1 и 1.2.2 п.1.2 поручения главы района № 2/20 от 19.05.2020 года, способствующим несвоевременной организации разработки Мобилизационного плана экономики в рамках решения вопроса местного значения во исполнение и на основании Федерального закона от 06.10.03 года № 131-ФЗ и региональных нормативно-правовых актов (регламентировано п.3.15 должностной инструкции); несоблюдением должностной инструкции в части п.1.3, 1.4, предусматривающих осуществление деятельности по контролю, координации и курированию в отношении Комитета, в т.ч. во исполнение Комитетом поручения главы района.

Оспаривая законность указанного распоряжения, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

Решение суда первой инстанции обосновано выводами о том, что поскольку истец в установленный срок не исполнила поручение руководителя, отданное в пределах компетенции руководителя и истца, то ответчик правомерно уменьшил размер ежемесячного денежного поощрения.

Судебная коллегия находит указанные выводы по существу верными, основанными на надлежащей оценке имеющихся доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с трудовым договором истец обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (п.2.3.). Работодатель имеет право требовать от истца надлежащего исполнения трудовых обязанностей (п.3.1.).

В соответствии с должностной инструкцией истец обеспечивает контроль за реализацией полномочий администрации района в сфере экономической политики, информационных технологий и проведения административной реформы на территории Ханты-Мансийского района (п.1.3.); непосредственно координирует и курирует деятельность, в частности, комитета экономической политики (п.1.4.). Истец непосредственно подчинена главе Ханты-Мансийского района (п.1.9.). На истца возложены должностные обязанности: организовывать эффективную работу Комитета, согласно положению о комитете экономической политики (п.3.12.); своевременно и надлежащим образом выполнять поручения главы Ханты-Мансийского района (п.3.13.). Осуществлять контроль за своевременным выполнением поручений, указов Президента Российской Федерации, федеральных и национальных проектов Российской Федерации, поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, федеральных, региональных нормативно-правовых актов; обеспечивать своевременное направление информации об их исполнении в соответствующий адрес Комитетом (п.3.15.).

В соответствии с Распределением обязанностей между главой и заместителями главы Ханты-Мансийского района (приложение к распоряжению главы Ханты-Мансийского района № 272-р от 19.03.2019 года) истец обеспечивает контроль за реализацией полномочий администрации района в сфере экономической политики, информационных технологий и проведения административной реформы (п.6.1.); непосредственно координирует и курирует деятельность, в частности, Комитета (п.6.2.); осуществляет контроль за подготовкой проектов муниципальных правовых актов, муниципальных и ведомственных программ по курируемым направлениям (п.6.4.).

В соответствии с п.23 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями ст.ст.6, 8, 23 Устава Ханты-Мансийского района, организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, отнесены к вопросам местного значения муниципального района, полномочия в сфере которых осуществляет администрация района, возглавляемая главой района.

Поручением главы Ханты-Мансийского района № 2/20 от 19.05.2020 года (далее – Поручение), во исполнение требований распоряжений суженных заседаний Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.02.2020 года № 02-рсз «Об утверждении методических указаний по разработке Мобилизационного плана экономики муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021 – 2025 годы», от 21.02.2020 года № 03-рсз «О рабочей группе по разработке Мобилизационного плана экономики муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021-2025 годы», председателю Комитета (ФИО)6 было поручено предоставить предложения (в письменном виде) по формированию: персонального состава рабочей группы по разработке Мобилизационного плана экономики муниципального образования на 2021-2025 годы (п.1.2.1.); положения о рабочей группе по разработке Мобилизационного плана экономики муниципального образования на 2021-2025 годы (п.1.2.2). Копии разработанных проектов документов предоставить в отдел специальных мероприятий администрации района. Срок исполнения – 30.05.2020 года (п.1.2.). Истцу было поручено обеспечить контроль за соблюдением установленных сроков исполнения, качества подготовленных материалов в координируемом и курируемом Комитете. Срок исполнения – период подготовки проекта Мобилизационного плана экономики муниципального образования на 2021-2025 годы (п.2).

Согласно положениям ст.12 Регламента администрации Ханты-Мансийского района (приложение к Распоряжению администрации Ханты-Мансийского района от 18.01.2012 года № 38-р) рабочие группы являются одним из видов коллегиальных органов, которые создаются в целях разработки проектов муниципальных правовых актов, выработки механизмов реализации полномочий по вопросам местного значения, предложений по оптимизации управленческих процессов в администрации района. Их компетенция, порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их создании. В состав, в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов администрации, руководители и специалисты иных органов местного самоуправления района, а также по согласованию могут включаться депутаты Думы района, представители органов местного самоуправления других муниципальных образований, представители общественных организаций и объединений, иных органов и организаций.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в т.ч. докладной запиской № 158дсп от 01.06.2020 года, заключением от 04.06.2020 года, и по правилам ст.56 ГПК РФ доказательствами не опровергнуто, в установленный срок копии необходимых проектов документов в отношении персонального состава вышеуказанной рабочей группы и положения о такой рабочей группе в отдел специальных мероприятий администрации района представлены не были (представлено предложение о включении в состав рабочей группы лишь председателя Комитета).

В жалобе истец приводит доводы, изложенные ранее в ее объяснениях и служебных записках работодателю, о неправомерности содержащихся в поручении требований, отсутствии возможности их исполнения. Между тем, указанные доводы были предметом надлежащей оценки суда первой инстанции, соответствующие выводы суда достаточно подробно изложены в решении, их правильность материалами дела и доводами жалобы не опровергается.

В частности, в соответствии с Положением о комитете экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (приложение к Постановлению администрации Ханты-Мансийского района № 7 от 16.01.2019 года) Комитет является органом администрации Ханты-Мансийского района, осуществляющим функции, в частности, по реализации экономической политики в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития района, мобилизационной подготовки экономики, находится в ведении заместителя главы Ханты-Мансийского района (п.1.1., 1.2). Комитет разрабатывает мобилизационный план экономики на среднесрочный период (п.п.44 п.2.1.1.); проводит мероприятия по мобилизационной подготовке экономики района (п.п.45 п.2.1.1.); готовит проекты муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района (п.п.1 п.2.1.5.). С целью реализации полномочий в установленной сфере Комитет имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения; инициировать создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), в т.ч. межведомственных, в установленной сфере деятельности Комитета; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Комитета, специалистов из других отраслевых (функциональных) органов администрации Ханты-Мансийского района, научные и иные организации, ученых и специалистов (п.п.2.2.2 - 2.2.4 п.2.2.). В полномочия председателя Комитета, осуществляющего руководство деятельностью Комитета на основе единоначалия, входит организация исполнения муниципальных правовых актов Ханты-Мансийского района в пределах предоставленных Комитету полномочий (п.3.1, 3.5).

Из положений Инструкции по делопроизводству в администрации Ханты-Мансийского района (приложение к Постановлению администрации Ханты-Мансийского района № 356 от 30.11.2017 года) следует, что подлежат согласованию в установленном порядке лишь поручения главы района, подготовленные заместителями главы района, руководителями органов администрации района по собственной инициативе (п.7.3.1., 7.3.3, 7.3.4.). Исходя из возложенных на истца должностных обязанностей и приведенных выше норм, у истца не имелось оснований для отказа от исполнения вышеуказанного поручения главы Ханты-Мансийского района.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец была лишена возможности исполнить требования вышеуказанного поручения, в т.ч. в связи с отсутствием у нее либо председателя Комитета необходимых документов или сведений. На недостаточность установленного срока исполнения Поручения истец не ссылалась.

В письме главы Ханты-Мансийского района № 156дсп от 28.05.2020 года истцу были разъяснены изложенные в ее служебных записках вопросы относительно вышеуказанного Поручения, в т.ч. требования к его исполнению, порядок ознакомления с необходимыми сведениями (документами), подтверждена обязательность и сроки исполнения Поручения.

Согласно ст.ст.22, 191 ТК РФ, ст.26 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд, в частности, выдавать премию. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п.5 ч.1 ст.16 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» денежное содержание муниципального служащего состоит, в т.ч., из денежного поощрения (ежемесячного, по результатам работы за квартал, год).

В соответствии с трудовым договором истец имеет право на оплату труда и иные выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (п.2.1.). Работодатель имеет право поощрять истца за добросовестный и эффективный труд; оценивать качество работы истца, контролировать ее работу по срокам и объему (п.3.1.); обязан соблюдать законодательство о труде, о муниципальной службе, иные законы и нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия соглашений и настоящего договора; выплачивать истцу в полном размере причитающееся денежное содержание (п.3.2.). Денежное содержание истца состоит, в т.ч., из ежемесячного денежного поощрения в размере 3,2 должностного оклада, которое выплачивается на основании распоряжения Работодателя в соответствии с положением, регулирующим оплату труда муниципальных служащих. Такое поощрение может быть снижено (не выплачено полностью) в соответствии с перечнем упущений, согласно положению, регулирующим оплату труда муниципальных служащих (п.4.2.4.).

В соответствии со ст.8 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района (приложение к Решению Думы Ханты-Мансийского района № 8 от 25.03.2011 года), условиями выплаты ежемесячного денежного поощрения в установленном размере являются, в частности, качественное, своевременное выполнение лицами, замещающими должности муниципальной службы, функциональных обязанностей, установленных должностной инструкцией, квалифицированная подготовка документов; качественное, своевременное выполнение планов работы, поручений, распоряжений руководителя органа местного самоуправления, непосредственного руководителя; муниципальных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию лица, замещающего должность муниципальной службы (п.5). Ежемесячное денежное поощрение может быть снижено (не выплачено полностью) в соответствии с перечнем упущений. За некачественное, несвоевременное выполнение планов работы, постановлений, распоряжений, решений и поручений установлен процент снижения за каждый случай упущения (в процентах от максимального размера поощрения) до 100 % (п.п.2 п.6).

С учетом вышеизложенных обстоятельств и приведенных выше норм материального права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения ответчика незаконным и для удовлетворения производных требований истца.

Поскольку материалами дела не подтверждается, что настоящее гражданское дело связано с государственной тайной, согласно ст.ст.24, 26, 56, 57, 59 ГПК РФ подлежат отклонению доводы жалобы о нарушении судом правил подсудности и неправомерном отказе в истребовании документов, содержащих государственную тайну.

Иные доводы жалобы также не основаны на имеющихся доказательствах и требованиях закона, правильность выводов суда по существу спора не опровергают, поэтому подлежат отклонению. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 06.08.2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи коллегии Мироненко М.И.

Назарук М.В.