ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2567/19 от 25.11.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Санкина Н.А. Дело №2-2567/2019

Докладчик Фролова Е.М. № 33-4211/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

судейКрючковой Е.Г. и Климко Д.В.,

при секретаре Чумариной В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление истца прокурора Левобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 августа 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора Левобережного района города
Липецка к администрации города Липецка, администрации Липецкой области,
администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании
дорог автомобильными дорогами общего пользования регионального и местного
значения и возложении обязанности по их включению в перечни автомобильных дорог,
отказать».

Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Левобережного района г. Липецка обратился с иском (с учетом уточнения) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липецкой области о признании дороги, ведущей к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 2,1 км от съезда с федеральной трассы Р119 (Орел-Тамбов) (координаты 52.627712, 39.751640) до границы городского округа Липецк автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Липецкой области, внесении сведений об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области»; к администрации г. Липецка о признании дороги, ведущей к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 4,2 км от границы городского округа г. Липецк автомобильной дорогой общего пользования местного значения, внесении сведений об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк».

В обоснование иска прокурор указал, что от остановки «Автостанция «Сокол» до остановки «Сады Цементник» и остановки «Сады Металлург-4» установлен регулярный маршрут городского автобуса № 43, который пролегает по ул. Баумана г. Липецка, затем по федеральной трассе Р119 (Орел-Тамбов) и от съезда с трассы (координаты 52.627712, 39.751640 - поворот на «Парус») до остановки «Сады «Металлург-4» с заездом до остановки «Сады Цементник». Дорога после съезда с федеральной трассы Р119 (Орел-Тамбов) к садоводствам «Метуллруг-4» и «Цементник» на балансе МУ «УГС г. Липецка» не числится. Вместе с тем, участок дороги, протяженностью 2.1 км от съезда с федеральной трассы Р-119 «Орел-Тамбов» до границы городского округа город Липецк по своим критериям относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области, однако в соответствующий «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области» не включен. Участок дороги протяженностью 4,2 км, ведущий к указанным садоводствам, расположен в границах городского округа города Липецк, проезд по данному участку дороги осуществляется неограниченным кругом лиц на личном транспорте, а также по указанной дороге проходит маршрут № 43 городского общественного транспорта. Дорога находится в ненадлежащем техническом состоянии, указанный участок дороги включен в перечень объектов подлежащих ремонту и механизированной уборке на 2019 год в рамках муниципального задания для МБУ «Управление благоустройства города Липецка». Территория садоводств «Металлург-4» и «Цементник» входит в границы городского округа город Липецк. В соответствии с п. 9 ч. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» указанная дорога (4,2 км) является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Отсутствие её в утвержденном «Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк», утв. Постановлением администрации г. Липецка от 22.08.2012 г. № 1620, препятствует учёту указанного имущества при решении вопроса о бюджетном финансировании его содержания.

К участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация Грязинского муниципального района Липецкой области, третьих лиц: Управление дорог и транспорта Липецкой области, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка», ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управление лесного хозяйства Липецкой области, СНТ «Металлург – 4».

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционном представлении истец прокурор Левобережного района г. Липецка просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

До начала рассмотрения данного апелляционного представления по существу судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда на разрешение участников процесса поставлен вопрос о передаче данного дела в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Представитель прокуратуры Левобережного района возражала против передачи дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда.

Представители администрации г. Липецк, администрации Липецкой области, Управления дорог и транспорта Липецкой области, ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области», Управления лесного хозяйства Липецкой области, СНТ «Металлург-4» полагались в решении вопроса о передаче дела на усмотрение суда.

Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.ч. 1 и 2 ст. 46).

Данная норма непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина или иного лица по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии с п. «о» ст. 71 (пункт "о") Конституции РФ они определяются федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из разъяснений, содержащихся п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

К полномочиям высшего органа исполнительной власти относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, что следует из положений Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...».

В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания искового заявления прокурором Левобережного района г. Липецка заявлены требования о признании дороги, ведущей к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник» протяженностью 2,1 км от съезда с федеральной трассы Р119 (Орел-Тамбов) (координаты 52.627712, 39.751640) до границы городского округа Липецк автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Липецкой области и возложении на администрацию Липецкой области обязанности внести сведения об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области»; признании дороги, ведущей к садоводствам СНТ «Металлург-4» и СНТ «Цементник», протяженностью 4,2 км от границы городского округа г. Липецк автомобильной дорогой общего пользования местного значения и возложении на администрацию г. Липецка обязанности внести сведения об указанной дороге в «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк».

Постановлением администрации Липецкой области от 23.12.2011 N 456 (ред. от 24.08.2017) утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Липецкой области и Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Липецкой области".

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Липецк утвержден постановлением администрации города Липецка от 22.08.2012 г. № 1620.

Дороги, в отношении которых прокурором заявлены требования, ни в один из указанных перечней не включены.

Таким образом, иск основан на бездействии администрации Липецкой области – высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, и администрации г. Липецка – органа местного самоуправления, властные полномочия которых предусматривают принятие решений по вопросам о признании названных дорог дорогами общего пользования регионального и местного значения, и которые не приняты до настоящего момента, а также о понуждении к реализации публично-властных полномочий (совершению действия) – внесению сведений о дорогах в соответствующий перечень, что затрагивает публичные интересы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного спора судом неправильно определен вид судопроизводства, поскольку указанные требования подлежали рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда полагает, что производство по апелляционному представлению истца прокурора Левобережного района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 20 августа 2019 года, возбужденное в рамках гражданского судопроизводства, подлежит прекращению, а дело по данному апелляционному представлению необходимо передать на рассмотрение в административную коллегию Липецкого областного суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

производство по апелляционному представлению истца прокурора Левобережного района г. Липецка на Советского районного суда г. Липецка от 20 августа 2019 года, возбужденное в рамках гражданского судопроизводства, прекратить.

Дело по иску прокурора Левобережного района г. Липецка к администрации г. Липецка, администрации Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании дорог автомобильными дорогами общего пользования регионального и местного значения и возложении обязанности по их включению в перечни автомобильных дорог передать на рассмотрение в административную коллегию Липецкого областного суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Председательствующий:

Судьи: