ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2571/2023 от 11.10.2023 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья: Семеркина А.А. УИД 39RS0001-01-2023-001503-09

дело № 2-2571/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-5378/2023

11 октября 2023 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Яковлева Н.А.,

судей Королевой Н.С., Ганцевича С.В.

при секретаре Быстровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прокопенко И.Н. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 июня 2023 года по иску Прокопенко Игоря Николаевича к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» о признании незаконным действий по отказу в перерасчете пенсии, обязании перерасчета пенсии, установлении размера пенсии, взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение представителя ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» Ширяевой Е.И., полагавшей апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокопенко И.Н. обратился в суд с иском к Венному комиссару Калининградской области, указав, что обратился к ответчику с заявлением о перерасчете полагающейся ему пенсии за выслугу лет по причине ее неправильного расчета без учета пункта 14 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941. В удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии было отказано. Прокопенко И.Н. полагал отказ незаконным, поскольку пенсия должна выплачиваться исходя их оклада по воинскому званию (подполковник) и месячного оклада федерального государственного служащего в соответствии с замещаемей им должностью федеральной государственной гражданской службы (начальник отдела Балтийского флотского военного суда), с учетом особенностей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 04 января 2012 года №12 «О порядке пересмотра песий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу». При этом ответчиком в период с 01.10.2012 года по 01.12.2022 года повышение начисленной пенсии производилось не из расчета повышения денежного содержания в порядке, предусмотренном для военнослужащих, уволенных с военной службы с должностей федеральной государственной военной службы, а в порядке, предусмотренном для повышения денежного довольствия военнослужащим. Не были учтены при индексации пенсии Указы Президента Российской Федерации от 03.05.2012 года №572, от 17.10.2013 года №781, которыми повышены оклады месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы на 6,0 и 5,5 %. Истец полагал, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 04 января 2012 года №12 «О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу» в период после 1 января 2012 года пенсии уволенным со службы офицерам, которые были прикомандированы к аппарату военных судов и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, перерасчет назначенной им пенсии должен производится: при повышении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, учитываемого при исчислении пенсий, одновременно с его увеличением, и при увеличении (индексации) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих – с учетом вновь установленного (повышенного должностного оклада федерального государственного гражданского служащего соответствующей категории, в случае истца – начальника отдела флотского военного суда (подраздел 2 раздела 14 приложения 31 к Указу №763). Уточнив исковые требования, истец просил признать действия ФКУ «Военный комиссар Калининградской области», выразившиеся в отказе произвести перерасчет пенсии по выслуге лет Прокопенко И.Н. за период 1 октября 2012 года по 31 декабря 2022 года, неправомерными; обязать ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области», произвести перерасчет пенсии Прокопенко И.Н. с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2022 года, установив размер пенсии Прокопенко И.Н. по состоянию на 31 декабря 2022 года в размере 54 538,59 руб. в месяц; обязать ответчика произвести начисление и перечисление, установленным для перечисления пенсии за выслугу лет порядком, в пользу истца недоплаченной части пенсии за период с 1 октября 2012 года по 31 декабря 2022 года в сумме 380 766, 54 руб.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 июня 2023 года исковые требования Прокопенко Игоря Николаевича оставлены без удовлетворения.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 августа 2023 года устранены описки в мотивировочной части решения.

В апелляционной жалобе Прокопенко И.Н. просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме, настаивая на доводах иска о том, что в период после 1 января 2012 года пенсия уволенным со службы офицерам, которые были прикомандированы к аппарату военных судов и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет, перерасчет назначенной пенсии должен производиться одновременно при повышении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и при увеличении должностных окладов федеральных государственных служащих. При этом двойное повышение не имеет место, поскольку при очередном повышении должностных окладов гражданских служащих и повышении денежного довольствия военнослужащих, производится сверка должностного оклада, включаемого в подсчет пенсии согласно Указа Президента Российской Федерации от 04 января 2012 года №12 «О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу», что свидетельствует об отсутствии в его заявлении требований о повышении пенсии с 01 января 2018 года, 01 октября 2019 года, 01 октября 2020 года, поскольку повышение должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих производилось одновременно с повышением денежного довольствия военнослужащих в том же размере. Применяемый военным комиссариатом подход, поддержанный судом, при котором сравнивается должностной оклад (без увеличения его в 5,7 раз) по должности «начальник отдела», неверный, поскольку должностной оклад по должности начальник отдела будет всегда ниже реально включенного в подсчет пенсии должностного оклада. По стоянию на 01 октября 2012 года должностной оклад по должности «начальник отдела» был равен 5578 руб., а по состоянию на 01 октября 2013 года - 5885 руб. При этом включенный в подсчет пенсии должностной оклад составил 29993, 40 руб. Полагает, что позиция ответчика противоречит Указу Президента Российской Федерации от 04 января 2012 года №12. При этом лицам, уволенным с 01.11.2012 года и с 01.11.2013 года, пенсии выплачивались уже с увеличенных окладов, в этом случае лица, уволенные с одних и тех же должностей, получали бы разную пенсию.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» Ширяева Е.И. просила решение оставить без изменения.

Прокопенко И.Н. судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался. С учетом изложенного, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что подполковник Прокопенко И.Н. проходил военную службу с 05 августа 1983 года по 28 февраля 2010 года. Согласно послужному списку личного дела, последняя занимаемая должность подполковника Прокопенко И.Н. в период с 28 сентября 2003 года по 28 февраля 2010 года - «начальник отдела - главный бухгалтер Балтийского флотского военного суда».

14 июля 2009 года подполковник Прокопенко И.Н. с рапортом обратился к председателю Балтийского флотского военного суда об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» в связи с желанием проходить государственную гражданскую службу в должности начальника отдела - главного бухгалтера Балтийского флотского военного суда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от 10 декабря 2009 года № 1603 подполковник юстиции Прокопенко И.Н., прикомандированный к военным судам, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт «ж» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) с правом ношения военной формы и знаков различия.

Приказом Балтийского флотского военного суда от 25 февраля 2010 года № 53 подполковник Прокопенко И.Н., начальник отдела Балтийского флотского военного суда, исключен из списков личного состава военнослужащих Балтийского флотского военного суда с 28 февраля 2010 года.

Согласно денежному аттестату АУ № 038717 подполковник Прокопенко И.Н. на день исключения из списков личного состава Балтийского флотского военного суда удовлетворен денежным довольствием по 28 февраля 2010 г. включительно:

оклад по должности - 6839,30 руб. (с учетом повышения в 1,3 согласно Указу Президента РФ № 692дсп от 14.06.2003 г. (5261 руб. х 30%).

оклад по воинскому званию - 2848,00 руб.

ежемесячная надбавка за выслугу лет 70%- 6781,11 руб.

и из этих окладов с 01 марта 2010 г. ему была назначена пенсия за выслугу 26 лет в размере 11198,52 руб.

При увольнении с военной службы указанной категории военнослужащих, а также судьям военных судов, военнослужащим, прикомандированным к аппаратам военных судов, Военной коллегии или Судебного департамента, назначается пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Пенсии указанным лицам назначаются исходя из должностных окладов по замещаемым ими должностям.

Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 установлено, что пенсии, назначаемые уволенным военнослужащим, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

На основании подпункта «д» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, которые были прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, аппарату Конституционного Суда Российской Федерации, аппарату Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, центральному аппарату Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, центральному аппарату Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и получали наряду с должностным окладом оклад по воинскому или специальному званию и процентную надбавку за выслугу лет или ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего (ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет)), - получаемые ко дню увольнения должностной оклад по замещавшейся в указанных органах должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), оклад по воинскому или специальному званию и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего или ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в порядке, предусмотренном подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.

При этом с 1 января 2012 г. должностной оклад по последней должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности государственной службы Российской Федерации), замещавшейся офицерами и лицами начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, аппарате Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, центральном аппарате Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и центральном аппарате Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, определяется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону №306-ФЗ от 07 ноября 2011 года размеры окладов по воинским званиям и окладов по типовым воинским должностям, проходящих службу по контракту и призыву, установлены постановлением Правительства РФ №992 от 05 декабря 2011 года «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходивших военную службу по контракту». Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 5).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям (часть 7).

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" порядок пересмотра в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона размеров пенсий лицам, которым при увольнении с военной службы пенсии были назначены исходя из должностных окладов по замещаемым ими должностям федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, аппаратах Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, и их семьям устанавливается Президентом Российской Федерации.

При этом по состоянию на 22 декабря 2016 г. такие порядки не установлены.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. № 12 «О порядке пересмотра пенсий некоторых категорий лиц, проходивших военную службу (службу)» установлено, что размеры пенсий лицам, которым при увольнении с военной службы (службы) до 1 января 2012 года пенсии были назначены в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, исходя из должностных окладов по замещавшимся ими должностям федеральной государственной гражданской службы в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, и их семей подлежат пересмотру с 1 января 2012 года. При этом, должностной оклад по замещавшимся должностям федеральной государственной службы Российской Федерации, исходя из которого выплачивается пенсия по состоянию на 31 декабря 2011 года, пересматриваются с применением к нему повышающего коэффициента 5,7. Кроме того, назначенные на основании настоящего Указа пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, учитываемого при исчислении пенсий, одновременно с его увеличением. В случае увеличения (индексации) после 1 января 2012 года должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих пенсии, исчисленные в соответствии с настоящим Указом, подлежат пересмотру в случае, если указанные лица в связи с увеличением (индексацией) должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих приобретут право на получение пенсии в большем размере.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. № 12 месячные оклады федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы не устанавливались и не повышались.

Должностные оклады военнослужащих повышались на основании Постановлений Правительства Российской Федерации с 1 января 2018 г. и в последующем. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. № 12 производился перерасчет денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсий на основании законодательных актах в соответствующий период.

В период с 01.01.2012 г. по 01.10.2022 г. размер должностного оклада и оклада по воинскому званию истца были проиндексированы: с 01.01.2018 г. в 1,04 раза (Постановление Правительства от 21.12.2017 г. № 1598), с 01.10.2019 г. в 1,043 раза (Постановление Правительства от 27.06.2019 г. № 820), с 01.10.2020 г. в 1,03 раза (Постановление Правительства от 27.06.2020 г. № 939), с 01.10.2021 г. в 1,037 раза (Постановление Правительства от 24.05.2021 г. № 772), с 01.10.2022 г. в 1,04 раза (Постановление Правительства от 21.04.2022 г. № 719).

При этом, как следует из личного дела подполковника Прокопенко И.Н., с 01.01.2012 года оклад по воинской должности для исчисления пенсии был увеличен в 5,7 раза и составил 38991, 42 руб., что привело к увеличению размера пенсии до 26213, 67 руб. (размер пенсии истца с 01 марта 2010 года составлял 11198, 52 руб.).

Учитывая, что размеры пенсий военнослужащих, исчисленные из установленных Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 572 окладов федеральных государственных гражданских служащих значительно ниже, чем исчисленные с 1 января 2012 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2012 г. № 12, оснований для пересмотра пенсий данной категории с 1 октября 2012 г. не имелось.

Указом Президента Российской Федерации «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной службы» от 3 мая 2012 г. № 572 предусмотрено в соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» повысить с 1 октября 2012 г. в 1,06 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих.

Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 572 и подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 781 были повышены с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, установленные указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» и увеличенные в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. № 594, от 19 сентября 2019 г. № 463, от 13 июля 2020 года № 455.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021 №749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных и государственных гражданских служащих» с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 19.06.2003 года №692дсп «О материальной поддержке некоторых категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» и Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2022 года №657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» должностной оклад «начальника отдела» окружного (флотского) военного суда с 01 октября 2022 года установлен в размере 26677, 30 руб., что значительного меньше оклада, из которого исчисляется пенсия Прокопенко И.Н. в настоящее время, в размере 46975, 50 руб.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для пересмотра размера пенсии истца с 01 октября 2012 года и с 01 октября 2013 года по 31 декабря 2022 года не имеется, поскольку размер пенсии военнослужащего, исчисленный из установленных вышеназванными Указами Президента Российской Федерации окладов федеральных государственных гражданских служащих значительно ниже, чем исчисленный с 01 января 2012 года в соответствии с Указом Президента РФ от 04 января 2021 года №12.

Является правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для применения к расчету денежного довольствия военнослужащего индексов повышения должностного оклада федерального государственного гражданского служащего, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации N 572 от 3 мая 2012 года, N 781 от 17 октября 2013 года и иных Указов о повышении должностного оклада государственным служащим, поскольку действие данных Указов не распространяется на военнослужащих и приравненных к ним лиц, при этом доводы истца об одновременном применении индексов, установленных Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации к пенсии военнослужащих основаны на неправильном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по стоянию на 01 октября 2012 года должностной оклад по должности «начальник отдела» был равен 5578 руб., а по состоянию на 01 октября 2013 года равен 5885 руб., не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные размеры должностных окладов исчислены истцом с учетом их увеличения на коэффициенты, установленные Указами Президента Российской Федерации N 572 от 3 мая 2012 года, N 781 от 17 октября 2013 года, которые не могут быть примерны при расчете пенсии военнослужащих, индексация которой осуществляется с учетом соответствующих Постановлений Правительства Российской федерации, которые были применены при индексации получаемой истцом пенсии.

Доводы апелляционной жалобы основанием отмены решения суда не являются, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи