ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2572/20 от 02.12.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Прокопьева К.Е. УИД 18RS0003-01-2020-001312-80

1 инстанция № 2-2572/2020

Апелляционная инстанция № 33а-4307/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Захарчука О.В.,

судей Ахкямова Р.Р.,

Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 2 декабря 2020 года дело

по апелляционной жалобе административного ответчика ***

на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым

отказано в удовлетворении иска *** к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Удмуртской Республике о восстановлении срока для возврата излишне уплаченного налога, возврате излишне уплаченного налога.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р., объяснения ***, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике ФИО1, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики

установила:

*** (далее – ***, административный истец) обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике (далее по тексту – МИФНС , Инспекция, административный ответчик) о восстановлении срока для возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб., возложении обязанности по возврату излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб.

В обоснование иска приведены доводы о том, что ***ДД.ММ.ГГГГ обратился в МИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб.

ДД.ММ.ГГГГ от Инспекции поступило решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора страховых взносов, пеней, штрафа) от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием причины отказа: нарушение срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении трех лет со дня ее уплаты).

Истец считает отказ незаконным, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик не сообщил о факте излишне уплаченного налога в установленный срок. Об этом истцу стало известно во второй половине 2017 года в связи с наличием задолженности по уплате страховых взносов. О сумме переплаты по налогу на доходы физических лиц ответчик узнал из справки от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения пунктов 1,3,6 статьи 78, пункта 3 статьи 79, подпунктов 5,7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, истец просит восстановить срок для возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб., возложить на МИФНС обязанность возвратить излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе *** просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и процессуального права, а также на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств. В обоснование доводов указывает, что о наличии переплаты узнал из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ и справки о состоянии расчетов с бюджетом; истец являлся плательщиком ЕНВД. В его обязанности входила уплата ЕНВД, страховых взносов и он являлся налоговым агентом, платил НДФЛ на сотрудников. Причин проводить регулярные сверки с Инспекцией не было, минимальная отчетность, если были требования – не препятствовала безакцептному взысканию, полагаясь на добросовестность налогового органа. В отказе по возврату указано, что переплата образовалась ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что право на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц не утрачено, полагает возможным восстановление срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога в связи с наличием уважительной причины. Судом не установлено, когда Инспекция обнаружила факт излишней уплаты; Инспекция должна была и могла произвести зачет, при этом со счета списывали деньги, когда была переплата; Инспекция не доказала, что истец знал о переплате до получения им справки от ДД.ММ.ГГГГ; по мнению суда, истец исчислил эту сумму и заплатил, поэтому должен был знать о переплате, но истец не исчислял сам себе НДФЛ и не должен был исчислять. Он не знал, что платит НДФЛ за себя; в момент оплаты он не знал о создаваемой переплате.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем МИФНС представлен письменный отзыв.

Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ суд перешёл к рассмотрению апелляционной жалобы *** на решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по правилам административного судопроизводства, указав, что переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства является основанием для замены судьи (л.д.76-77).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе принято к производству судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, заинтересованное лицо, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.

В пунктах 3, 6, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В пункте 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Как усматривается из материалов дела, спор касается отказа налогового органа в возврате истцу излишне уплаченного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 53 667 руб. 40 коп.

Так, *** самостоятельно исчислил и уплатил НДФЛ:

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 5 362 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 1560 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 120 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 4 680 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 6 435 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 9 165 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 5 795 руб. 40 коп;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 510 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 510 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 510 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 510 руб.;

ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ) в размере 3 510 руб.

Итого: 53 667 руб. 40 коп.

ДД.ММ.ГГГГ*** обратился в Межрайонную ИФНС по УР с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес *** направлена справка о состоянии расчетов с бюджетом (форма 39-1).

ДД.ММ.ГГГГ*** посредством личного кабинета на сайте ФНС России обратился с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

Решением МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ*** отказано в возврате налога (сбора) на сумму 53 667 руб. 40 коп. по причине нарушения срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении трех лет со дня ее уплаты).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом, суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока исковой давности, поскольку о наличии излишне уплаченной суммы *** стало известно в 2007-2010 годах в момент уплаты налогов, а само по себе составление налоговым органом справки о состоянии расчетов с бюджетом - ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что заявитель до момента составления таковой не знал о наличии у него переплаты.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев административное дело в полном объеме по имеющимся в деле доказательствам, выводы суда первой инстанции признает ошибочными ввиду неправильного применения норм материального права.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса). В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции, в том числе в части срока исковой давности, и отсутствия оснований для его восстановления, по следующим основаниям.

Рассматривая позицию ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 173-О, исходит из того, что пропуск налогоплательщиком срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не препятствует ему обратиться с исковым заявлением о защите своих прав в судебном порядке и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что истец, настаивая на своей правовой позиции, ссылается на неполучение извещения налогового органа со сведениями о наличии у него излишне уплаченного налога.

Также суд апелляционной инстанции исходит из того, что налоговый орган не представил доказательства, свидетельствующие о направлении налогоплательщику уведомления о факте излишней уплаты налога, либо подтверждающие источник информации, из которого он мог реально узнать о произведенном перерасчете и размере установленной переплаты. При этом утверждение *** о том, что ему стало известно о возникшей переплате ДД.ММ.ГГГГ только при получении им справки о состоянии расчетов, не опровергнуто.

Таким образом, налоговая инспекция не исполнила императивное предписание, содержащееся в абзаце первом пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и не сообщила налогоплательщику об образовавшейся сумме переплаты налога в установленный законом срок, что при отсутствии иных доказательств его осведомленности об этом не является основанием для вывода о пропуске им срока на его возврат.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что изложенные в решении выводы о том, что о наличии излишне уплаченной суммы истцу фактически стало известно в 2007-2010 годах в момент уплаты налогов также являются необоснованными, поскольку в момент оплаты налога налогоплательщик не знал о наличии переплаты, акты сверок с налоговой инспекцией до 2017 года не создавались, Инспекция в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не оповестила налогоплательщика о переплате, что является основанием для восстановления срока.

С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований истца ввиду пропуска им установленного законом срока исковой давности законным и обоснованным признать нельзя. (Аналогичная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу ).

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

иск *** к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике о восстановлении срока для возврата излишне уплаченного налога, возврате излишне уплаченного налога удовлетворить.

Восстановить *** срок для возврата излишне уплаченного налога.

Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике возвратить из бюджета *** сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 53 667,40 руб.

Апелляционную жалобу *** - удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд, принявший решение.

Председательствующий О.В. Захарчук

Судьи Р.Р. Ахямов

Г.Р. Багаутдинова