Председательствующий: Кирьяш А.В. Дело № 33-4872/2020
(№ 2-2575/2020)
55RS0003-01-2020-003201-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Беспятовой Н.Н., Магденко И.Ю.,
при секретаре Курдюмовой К.В.
рассмотрела в судебном заседании 13 октября 2020 года
дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Омской области» на решение Ленинского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 ича к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска, Военному комиссариату Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 В.ичем право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку до 20 тонн личного имущества к избранному месту жительства.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Омской области» выдать ФИО1 ичу на проезд и перевозку до 20 тонн личного имущества к избранному месту жительства.
В удовлетворении остальной части требований, - отказать.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Омской области» государственную пошлину в бюджет г. Омска в размере 300,00 рублей».
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, обратился в суд иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Военному комиссару по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска, Военному комиссариату Омской области о возложении обязанности выдать воинские перевозочные документы.
В обоснование иска указал, что, являясь подполковником запаса, <...> обратился в Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского административных округов <...> области с заявлением о выдаче воинских перевозочных документов к избранному месту жительства формы № <...> на себя и супругу - ФИО2 от станции Омск Западно-Сибирской железной дороги до станции Псков Октябрьской железной дороги, а также требование формы № <...> на свое имя для перевозки домашних вещей в одном 20-ти тонном контейнере от станции Омск Западно-Сибирской железной дороги до станции Псков, Октябрьской железной дороги. <...> Военным комиссаром в выдаче указанных документов было отказано со ссылкой на то, что отсутствует справка с записью о том, что при увольнении в запас воинские перевозочные документы (ВПД) на проезд и перевозку личного имущества ему не выдавались. Однако при увольнении в запас в 2003 году из войсковой части № <...>, дислоцированной в <...> в г. Омске, он вместе с семьей проживал со своей семьей в <...>,11, где и проживает по настоящее время. После увольнения в запас свое место жительства не менял, ВПД не пользовался. Войсковая часть № <...>, в которой он служил, расформирована в 2009 году, соответственно, получить вышеуказанную справку не имеет возможности.
Просил обязать надлежащего ответчика выдать воинские перевозочные документы к избранному месту жительства формы № <...> на него и супругу - ФИО2 от аэропорта г. Омск до аэропорта <...> и требование формы № <...> на имя истца для перевозки домашних вещей в одном 20-ти тонном контейнере от станции Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги до станции Березняки – Октябрьской железной дороги.
Определением Ленинского районного суда г. Омска от <...> к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Омской области».
Истец ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФИО3 иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске отказать.
Ссылаясь на п.68 Порядка случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием, утв. Приказом Министра обороны РФ от 27.12.2017 №815, в обоснование жалобы вновь указывает, что при подаче заявления о выдаче воинских перевозочных билетов к новому месту жительства истцом не было представлено требование (справка) Форма № <...>, в котором должна быть произведена запись о том, что при его увольнении с военной службы воинские перевозочные документы не выдавались, поэтому основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Военного комиссариата по ЛАО и ОАО г. Омска, ФКУ «Военный комиссариат Омской области» ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании п.1 ст.20 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Согласно п. 1.2 ст. 20 названного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, указанные в абзацах 6 - 10 пункта 5 статьи 2, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе, в том числе при увольнении военнослужащего - гражданина с военной службы - к избранному месту жительства (п. 2).
В силу п. 9 ст. 20 Федерального закона от <...> №76-ФЗ расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение ст. 20 названного Федерального закона, утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
В соответствии с п. 3 приведенного Постановления, Министерство обороны РФ и иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возмещает расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) в том числе, военнослужащим в связи с переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы.
Пунктом 5 Постановления установлено, Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Проездные и перевозочные документы для проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также перевоза их личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Приказом командующего воздушно-десантными войсками № <...> от <...> подполковник ФИО1 ич уволен с военной службы в запас по п/п «А» п.1 ст.51 Федерального закона по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе.
При увольнении с военной службы ФИО1 место жительство не избирал; служба проходила в г. Омске, после увольнения с военной службы ФИО1 до настоящего времени проживает в г. Омске.
<...>ФИО1 обратился к начальнику отдела военного комиссариата Омской области по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска с заявлением о выдаче ему и его супруге воинских перевозочных документов для следования к избранному месту жительства из г. Омска до станции Псков – товарный Октябрьской железной дороги.
Как следует из ответа Военного комиссара Омской области по Ленинскому и Октябрьскому АО г. Омска от <...>, ФИО1 было отказано в выдаче воинских перевозочных документов в связи с непредставлением истцом требования (справки) формы № <...>.
С отказом выдать перевозочные документы истец не согласен.
В соответствии с действовавшим до 20.04.2000 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 №806 «О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, установленных Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предписано было выдавать воинские перевозочные документы, денежные средства военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и провоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и провоза личного имущества.
В силу п. 2 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ №200 от 06.06.2001, воинские перевозочные документы выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.
К воинским перевозочным документам согласно п. 3 Руководства относятся:
Требование формы 1 - для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
Требование-накладная формы 2 - на оформление перевозки воинских эшелонов, транспортов, грузов, караулов, железнодорожного подвижного состава, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации, направляемого в плановый ремонт и возвращающегося из ремонта, личного имущества военнослужащих и членов их семей.
В соответствии с пп. «в» п. 11 указанного Руководства основанием для выдачи воинских перевозочных документов являются другие документы (неиспользованные воинские перевозочные документы, справки о неполучении воинских перевозочных документов, копии свидетельств о браке, об усыновлении (удочерении), справки о регистрации по месту жительства (пребывания), о возврате билетов в транспортные организации, подтверждения начальников военных сообщений на видах транспорта о произведенном перерасчете, расчеты на доплаты и т.п.).
Пунктом 35 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ №200 от 06.06.2001, предусмотрено, что воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества выдаются в порядке, определенном настоящим Руководством:
в военных комиссариатах - гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих.
Согласно п.69 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ №200 от 06.06.2001 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы военнослужащего. О выданных увольняемому военнослужащему воинских перевозочных документах (денежных средствах) на проезд и перевозку личного имущества производится запись в денежном аттестате, предписании.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
В период увольнения ФИО1 с военной службы действовал Приказ Министра обороны СССР 06.06.2001 №200 «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них», содержащий аналогичные положения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяют сделать вывод о том, что военнослужащие, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства. Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы. Военнослужащим, не избравшим при увольнении с военной службы места жительства, воинские части выдают требования формы 1, 2, в которых при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались.
Судом установлено, что требование формы 1 у истца отсутствует.
Из материалов дела следует, что ФИО1 уволен с военной службы в запас по п/п «А» п. 1 ст.51 по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» по приказу Командующего воздушно-десантными войсками, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, направлен на учет в Ленинский РВК г. Омска, где состоит по настоящее время.
В личном деле ФИО1 отсутствуют сведения документы о том, что при увольнении в запас ему выдавалось требование формы № <...>, а также сведения об использовании права на бесплатный проезд. Из копии лицевого счета следует, что ФИО1 вместе с супругой с 1985 года постоянно проживают по месту регистрации: г. Омск, <...>,11.
Соединив фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд первой инстанции установил, что ФИО1 не реализовал право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества к избранному месту жительства и постановил правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Поскольку полномочия по выдаче воинских перевозочных документов в силу приведенных положений закона возложены на военные комиссариаты, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является ФКУ «Военный комиссариат Омской области».
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выдачи перевозочных документов без требования формы №1, судебной коллегией отклоняются. В ходе разбирательства дела судом было установлено, что невозможность получения истцом в настоящее время указанного требования обусловлена объективными причинами, а именно расформированием воинской части. При этом, судом было установлено, что у истца имеется нереализованное право на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Принимая во внимание, что ФКУ «Военный комиссариат Омской области» относится к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ при выступлении по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, абзац пятый резолютивной части обжалуемого решения надлежит исключить.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Омской области» – без удовлетворения.
Абзац пятый резолютивной части обжалуемого решения исключить.
Председательствующий
Судьи: