Судья – Петрова И.В.
Дело № 33-9711\2020 (№2 -257/2020)
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Ивановой Е.В., Бабиновой Н.А.,
с участием прокурора Третьяковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Мошевой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 9 ноября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Большесосновского муниципального района на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Большесосновского района к администрации Большесосновского муниципального района, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 о приеме на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района ФИО1.
Признать незаконным и расторгнуть трудовой договор от 04.02.2020 г. с ФИО1.
Прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района ФИО1, уволить с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения прокурора, пре6дставителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района обратился в суд с иском к администрации Большесосновского муниципального района о признании незаконным трудового договора, прекращении трудовых отношений с ФИО1, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Большесосновского района в соответствии с планом работы на первое полугодие 2020 года в аппарате, администрации Большесосновского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе. В ходе проведенной проверки было установлено, что ФИО1 на основании личного заявления от 03.02.2020 г. распоряжением администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 был назначен на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на неопределенный срок. С ФИО1 заключен трудовой договор от 04.02.2020 г. Указанная должность относится к главной должности муниципальной службы, для ее замещения необходимо иметь наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. Согласно должностной инструкции от 01.06.2020 председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность председателя Комитета назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет. ФИО1 имеет диплом от 29.03.2013 г. ** ФБОУ ВПО «***» квалификация инженер, по специальности «Судовождение». Из копии трудовой книжки от 03.04.2008 г. следует, что ФИО1 с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по специальности «моторист-рулевой» в ООО «Транслес» с 03.04.2008 г. по 24.11.2008 г., в ООО «Чайка» с 25.05.2009 г. по 10.06.2009 г., с 12.04.2010 по 13.07.2010 в ООО «Транслес», с 09.04.2012 г. по 29.04.2012 г. принят на должность водителя по совместительству в «МТМ-Строй», с 2014 года по 19.02.2020 года руководитель ИП ФИО1, с 04.02.2020 принят в администрацию Большесосновского муниципального района на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений. ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения главной должности муниципальной службы - председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п. 11 ст. 77, 84 ТК РФ. Также в ходе проверки было установлено, что ФИО1, будучи принятым распоряжением администрации Большесосновского муниципального района 04.02.2020 г. № 19-01-21 на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципальная района, осуществлял предпринимательскую деятельность, что в силу п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ является запретом для прохождения (поступления) муниципальной службы. Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ** ФИО1 на 04.02.2020 г. Был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с ОГРНИП **. Дата прекращения деятельности ИП 19.02.2020 г. ФИО1 должен был принять меры для урегулирования конфликта интересов – уведомить непосредственного нанимателя - главу муниципального района Т. о том, что, поступая на муниципальную службу, он предпринял меры для прекращения деятельности ИП, либо иным образом уведомить нанимателя о своем статусе. Однако, ознакомившись с журналом регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомления от ФИО1 не имеется. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (п. 3 ст. 14.1.).
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав муниципального образования состоит в том, что на руководящую должность структурного подразделения органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих. В соответствии с требованиями перечисленных выше норм материального права, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона о стаже и образовании, до их получения, поэтому с таким работником трудовой договор должен быть прекращен по основаниям, установленным п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ. Нарушения установленного законом порядка прохождения муниципальной службы, а также отсутствие контроля со стороны должностных лиц администрации Большесосновского муниципального района за соблюдением муниципальными служащими установленных законодательством ограничений могут создавать предпосылки для коррупционных проявлений, нарушениям основных принципов противодействия коррупции, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Просил суд признать незаконным и отменить распоряжение администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 о приеме на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района ФИО1; признать незаконным и расторгнуть трудовой договор от 04.02.2020 г. с ФИО1; прекратить трудовые отношения с исполняющим обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района ФИО1, уволить с муниципальной службы с момента вступления в законную силу решения суда в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Большесосновского района Верхокамкина Г.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, изложив доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика ФИО2 с иском прокурора не согласилась в полном объёме, пояснив, что ФИО1 принят на работу в соответствии с требованиями закона, так как он имеет высшее образование, при поступлении на муниципальную службу уведомил нанимателя о том, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявку через многофункциональный центр о прекращении деятельности.
В судебное заседание ФИО1 не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик администрация Большесосновского муниципального района, указав, что при приеме ФИО1 на работу им был представлен диплом о высшем профессиональном образовании, квалификация «инженер», специальность «Судовождение». Суд счел нарушением при приеме на работу ФИО1 несоответствие квалификационных требований для замещения должности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, ссылаясь на Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы. Однако он носит лишь рекомендательный характер. Кроме того, в период с 08.07.2020 г. по 20.08.20 ФИО1 проходил профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление», однако данное обстоятельство не отражено в решении суда. 03.09.20 г. ФИО1 получил диплом о профессиональной переподготовке № **, выданный ООО «Приволжский центр дополнительного профессионального образования», который предоставляет его обладателю право на ведение профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Также суд счел нарушением тот факт, что на момент приема на работу ФИО1 являлся ИП. Однако ФЗ от 02.03.2007 г. № 25ФЗ «О муниципальной службе в РФ» не предусматривает обязанности увольнения муниципальных служащих, нарушивших запрет на занятие предпринимательской деятельностью. Несоблюдение установленных запретов является дисциплинарным проступком. Увольнение не является обязательным. Поскольку при поступлении на госслужбу ФИО1 предпринимательскую деятельность прекратил, 04.02.20 г. подал документы через ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ», филиал Большесосновский, снял контрольно-кассовую технику с регистрационного учета, увольнение в данной ситуации как мера дисциплинарной ответственности не будет соответствовать тяжести совершенного проступка. В связи с изложенным просит решение от 12.08.2020 г. отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Большесосновского района указывал на то, что решение является законным и обоснованным не подлежащим отмене.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Прокуратуры Пермского края, который считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик на доводах апелляционной жалобы настаивает по изложенным в ней основаниям. Третье лицо ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на жалобу указал, что считает решение суда подлежащим отмене, поскольку доводы прокуратуры о его несоответствии занимаемой должности являются несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьей 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) установлено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно со ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
В силу ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Министерством труда и социальной защиты РФ утвержден «Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы».
В соответствии со ст. 5 Закона Пермского края 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются частью 4 настоящей статьи, в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Согласно ч. 4 названной статьи для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки: для главной группы должностей муниципальной службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 01.10.2014 № 510-01-07 утверждены Требования к должностям муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района.
Согласно п. 2.1 постановления администрации Большесосновского муниципального района от 25.01.2017 № 20 «О внесении изменений в постановление администрации Большесосновского муниципального района от 01.10.2014 № 510-01-07 «О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района» для замещения должностей муниципальной службы в администрации Большесосновского муниципального района устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки: для главной группы должностей муниципальной службы - наличие высшего образования, наличие стажа муниципальной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет (л.д.93).
Решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 19.12.2018 № 352 утверждено «Положение о комитете развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района» в пункте 5.1 которого указано, что комитет возглавляет председатель комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений.
Как установлено в ходе судебного заседании суда первой инстанции 17.03.2020 прокурором Большесосновского района принято решение № 30 о проведении проверки администрации Большесосновского муниципального района по исполнению законодательства о муниципальной службе, в ходе которой выявлены нарушения, в связи с чем, вынесено представление об их устранении (л.д. 25, 26-37).
Так в ходе проведения проверки установлено, что распоряжением администрации Большесосновского муниципального района от 04.02.2020 № 19-01-21 ФИО1 принят на муниципальную службу в Комитет развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность исполняющего обязанности председателя комитета на неопределенный срок, в этот же день с ним заключен трудовой договор (л.д.44, 45-51).
Из исследованной судом копии личного дела № ** следует, что ФИО1 была составлена анкета, содержащая, в том числе, сведения о наличии высшего образования, полученного в ФБОУ ВПО «***», квалификация инженер судовождения, сведения о трудовой деятельности за период с апреля 2008 года по апрель 2012 года, также в графе трудовая деятельность указано на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с 08.04.2014 по 2020.
Согласно копии диплома от 29.03.2013 г. КА № ** ФИО1 окончил ФБОУ ВПО «***» квалификация инженер, по специальности «Судовождение» (л.д.52).
Из копии трудовой книжки от 03.04.2008 г. следует, что ФИО1 с 2008 года по 2012 год осуществлял трудовую деятельность по специальности «моторист-рулевой» в ООО «Транслес» с 03.04.2008 г. по 24.11.2008 г., в ООО «Чайка» с 25.05.2009 г. по 10.06.2009 г., с 12.04.2010 по 13.07.2010 в ООО «Транслес», с 09.04.2012 г. по 29.04.2012 г. принят на должность водителя по совместительству в «МТМ-Строй», с 2014 года по 19.02.2020 года руководитель ИП ФИО1, с 04.02.2020 принят в администрацию Большесосновского муниципального района на должность и.о. председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений (л.д.53-58).
Согласно должностной инструкции от 01.06.2020 председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района на должность председателя Комитета назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж муниципальной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее трех лет (л.д.59-68).
Принимая решение об удовлетворении иска о прекращении трудовых отношений с ФИО1, суд исходил из анализа и оценки представленных доказательств, а именно документов об образовании ФИО1, сведений о трудовой деятельности. При этом судом учтены положения действующего законодательства, которые устанавливают обязательные квалификационные требования к замещению должности муниципальной службы, в части наличия высшего образования, по определенному профилю, и стажа работы.
Суд обоснованно не принял во внимание наличие у ФИО1 высшего образования по специальности «Судовождение», поскольку исходя из «Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ в разделе «Общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления «Регулирование жилищно-коммунального хозяйства и строительства» в качестве рекомендуемых специальностей, направления подготовки для определения стажа работы по специальности, направлению подготовки: «Государственное и муниципальное управление» данный вид специальности не значится.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод, содержащийся в решении об отсутствии доказательств, подтверждающих, что ФИО1 при поступлении на муниципальную службу имел стаж работы не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Судом обоснованно отклонено обстоятельство подачи ФИО1 документов в ФГБОУ высшего образования «Удмуртский государственный университет» о поступлении на заочную форму обучения, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», поскольку, поскольку подача документов не свидетельствует о поступлении либо начале обучения, а также не подтверждает наличие требуемой к занимаемой должности квалификации, а именно наличие высшего образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем подал заявление, являются несостоятельными.
Согласно подп. 3.1 п.1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Обстоятельства, свидетельствующие о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя после поступления на муниципальную службу, не подтверждают законность заключения трудового договора.
Доводы об уведомлении ФИО1 работодателя о наличии конфликта интересов при поступлении на государственную службу были предметом исследования в суде первой инстанции, подробно проанализированы и обоснованно отклонены, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Указание заявителя на то, что нарушение ФИО1 п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 25-ФЗ, является лишь основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, но не может служить основанием к расторжению трудового договору, судебная коллегия признает ошибочным. Согласно ч. 2.3. ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Пунктом 11 части первой статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).
Согласно части первой статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. В частности, в соответствии с абзацами четвертым и шестым части первой этой статьи трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, а также в случае заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования. Нарушение прав муниципального образования состоит в том, что на руководящую должность структурного подразделения органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Как обоснованно установлено судом в ходе рассмотрения, на момент назначения на должность исполняющего обязанности председателя Комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района ФИО1 не соответствовал предъявляемым квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения главной должности муниципальной службы - председателя комитета развития инфраструктуры, имущественных и земельных отношений администрации Большесосновского муниципального района, в связи с чем его назначение на указанную должность противоречит действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, что является недопустимым.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений ном материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия находит решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Большесосновского районного суда Пермского края от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Большесосновского муниципального района без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: