Дело № 33-2570/2022 докладчик Огудина Л.В.
(суд 1 инстанции № 2-257/2022) судья Пруцкова Е.А.
УИД 33RS0003-01-2021-003484-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Глебовой С.В.
судей Огудиной Л.В. и Михеева А.А.
при секретаре Зориной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 10.08.2022 гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 29.03.2022, которым исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области удовлетворены частично. Постановлено:
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 периоды: с 27.06.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа; с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка; с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии; с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ Владимирской области «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 11 дней в 2002 году, 3 дня в 2003 году, 4 дня в 2004 году.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в страховой стаж ФИО1 периоды: с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе; с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 28.01.2021.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимир Владимирской области от 06.05.2021 №17067 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
В остальной части исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области – ФИО2, подержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО3, представителя третьего лица - ГАУКВО Центр классической музыки – ФИО4 и представителя третьего лица Владимирской областной профсоюзной организации работников культуры – ФИО5, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с реорганизацией ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, определением судьи первой инстанции от 07.02.2022, занесенным в протокол судебного заседания (л.д. 172-174) с согласия истца произведена замена ответчика на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ГУ ОПФР по Владимирской области).
В обоснование исковых требований указано, что решением ответчика от 06.05.2021 №17067 истцу отказано в назначении пенсии досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату обращения стаж творческой работы отсутствует. Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд и, уточнив исковые требования (т.1 л.д. 150-151, 192-193), просил: 1) признать незаконным решение ответчика от 06.05.2021 № 17067 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа; 2) обязать ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 05.05.1985 по 16.04.1987 прохождения военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа; с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка; с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе; с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии; с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы в должности артиста оркестра ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси»; 3) обязать ответчика включить в страховой стаж периоды: с 20.08.1990 по 01.09.1992 работы преподавателем в Бестюбинской средней школе; с 22.09.1992 по 10.04.1997 работы в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии; 4) обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 28.01.2021.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО3 поддержали требования, изложенные в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГУ ОПФР по Владимирской области - ФИО2, действующая на основании доверенности от 10.01.2022 (т.1 л.д. 171), иск не признала. Полагала, что истцу не может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа по Спискам. Поддержала позицию, изложенную в решении об отказе в установлении пенсии (т.1 л.д. 18-21).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области «Центр классической музыки» (далее – ГАУК ВО «Центр классической музыки») – ФИО4, действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 88), полагала исковые требования о включении в специальный стаж периодов с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 работы истца в должности артиста оркестра ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» подлежащими удовлетворению. Вопрос о разрешении остальных требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что истец в указанные периоды действительно работал в ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» в должности артиста оркестра, музыкальный инструмент тромбон. Данное Учреждение является профессиональным художественным коллективом, что закреплено региональными и локальными нормативными актами; имеет соответствующий код ОКВЭД – 92.31.21 (Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений). Представила отзыв на исковое заявление (т.1 л.д. 89-90).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Владимирской областной профсоюзной организации работников культуры (далее – ВОПО работников культуры) – председатель ФИО5, действующая на основании постановления от 14.01.2020 «О выборах председателя Владимирской областной организации Российского профсоюза работников культуры» (т.1 л.д. 143), полагала иск подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – ОПФР по Владимирской области не согласно с решением суда в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы истца: с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 - в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка; с 22.09.1992 по 10.04.1997 - в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии; с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 - в должности артиста оркестра ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси», а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 28.01.2021, в связи с чем просит его в обжалуемой части отменить как незаконное. Указано, что действующим законодательством предусмотрено право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не любых артистов, играющих на духовых инструментах, а только при соблюдении следующих условий: осуществление трудовой деятельности в профессиональных художественных коллективах и выполнение работы в режиме постоянной занятости, не менее 80% рабочего времени, в связи с чем оспариваемые периоды работы истца не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Указано, что в период с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 истец занимал должность «артист оркестра», которая не поименована в качестве должностей работников, пользующиеся правом на назначение пенсии в досрочном порядке; материалы дела не содержат доказательств выполнения истцом работ, предусмотренных Списком №447 постоянно, не менее 80% рабочего времени. Указано, что в период с 21.02.1989 по 10.05.1989 истец проходил службу по контракту, в связи с чем им не могло быть выполнено требование о выполнении работ, предусмотренных Списками, постоянно, не менее 80% рабочего времени. Также указано, что в периоды с 22.09.1992 по 10.04.1997, с 03.08.1998 по 28.05.1999, с 01.08.2000 по 27.01.2021 истец не осуществлял трудовую деятельность в должности, поименованной Списком №447, постоянно не менее 80% рабочего времени, поскольку по своему правовому статусу ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» не является театром либо театрально-зрелищной организацией, что исключает возможность включения в специальный стаж по Списку №447 спорного периода работы истца; Владимирский Губернаторский симфонический оркестр не является профессиональным художественным коллективом. Указано, что 18.05.2018 в ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» была проведена оценка условий труда, установившая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости работникам, занимающим должность «артист оркестра», однако невозможно установить тождественность выполняемых работ до проведения специальной оценки условий труда и после её проведения, поскольку вопросы установления тождественности профессий, должностей и организаций входят в исключительную компетенцию Минтрудсоцзащиты России. Указано, что периоды работы истца с 03.08.1998 по 28.05.1999 и с 01.08.2000 по 27.01.2021 не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, работодатель своевременно, на протяжении двадцати лет, представляя в территориальный орган Пенсионного фонда России индивидуальные сведения на истца, не указывал, что в спорные периоды он занят на работах, дающих право на назначение пенсии в досрочном порядке, то есть не признавал и не подтверждал данный стаж в качестве льготного. По мнению ответчика, суд руководствовался недопустимыми доказательствами при включении указанных периодов работы истца в специальный стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика – ФИО1 полагает решение суда законным и обоснованным. По мнению истца, суд правильно оценил представленные документы и включил оспариваемые периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии (т.2 л.д.37-41).
Представитель третьего лица - ВОПО работников культуры в отзыве полагает решение суда законным и обоснованным, указывая, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцом своего права на пенсионное обеспечение и является незаконным (т.2 л.д.44-47).
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу требования ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона №400-ФЗ).
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992), в силу ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п.2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств – до 13.03.1992.
Статьей 11 Федерального закона №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2002 и действовавшего до 01.01.2015, - даты вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены п.п. 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ № 1015).
Пунктами 59, 60 Правил № 1015 установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Казахстане) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 13.03.1992, подтверждаются документами, содержащими сведения о трудовом стаже, без легализации. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, подтверждаются путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.
Кроме того, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, **** года рождения, обратился в ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от 06.05.2021 №17067 истцу в назначении пенсии досрочно отказано в связи с отсутствием требуемого стажа; на дату обращения стаж творческой работы отсутствует (т.1 л.д. 18-21).
Удовлетворяя требования истца о включении в страховой страж периодов работы с 20.08.1990 по 01.09.1992 - преподавателем в Бестюбинской средней школе и с 22.09.1992 по 10.04.1997 - в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды работы истца имели место на территории Республики Казахстан, в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению вышеуказанные нормы международного права и международные договоры РФ, и учитывал, что периоды работы отражены в трудовой книжке ФИО1, период работы в Бестюбинской средней школе имел начало до 13.03.1992 и не прерывался до 01.09.1992, а период работы в Кустанайской областной филармонии приходится на время после 13.03.1992 и подтвержден справкой КГКП Костанайская областная филармония им. Е.Умурзакова от 15.07.2021 № 01-12/346, в которой подтвержден период работы истца с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии (до 1997г. - Кустанайская областная филармония) (т. 1 л.д. 167).
При этом суд не нашел оснований для включения в специальный стаж истца как артиста периода работы с 20.08.1990 по 01.09.1992 преподавателем в Бестюбинской средней школе, поскольку должность «преподаватель» не поименована Списком № 447, а средняя школа не является профессиональным художественным коллективом.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Удовлетворяя требование ФИО1 о включении в специальный стаж периода с 05.05.1985 по 16.04.1987 прохождения им военной службы по призыву в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа в качестве музыканта оркестра, суд руководствовался абз. 2 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 №447, в соответствии с которым в стаж творческой работы артистов театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности, и справкой № 27, выданной 19.01.2022 Военным комиссариатом Владимирской области Минобороны России, согласно которой истец проходил военную службу по призыву в период с 27.06.1985 по 16.04.1987 в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа в звании рядовой, музыкант военных оркестров (т.1 л.д. 152), а также указанный период отражен в военном билете истца (т.1 л.д. 23-40).
В данной части решение суда также не обжалуется и, соответственно, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая требования истца о включении периода работы с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии в специальный стаж, суд правомерно исходил из следующего.
Нормы Соглашения от 13.03.1992 применяются и в случае установления права на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, то есть в отношении прав граждан на досрочную страховую пенсию по старости применяется российское пенсионное законодательство, что также подтверждается п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», в соответствии с которым для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).
Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, в силу которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Подпунктом «о» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 №447 (далее – Список № 447), с применением положений п. 2 указанного постановления. При этом, начиная с 01.01.2019 в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1(1) статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 3 Списка № 447 при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка): артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Кроме того, п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 №447 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с этим суд обоснованно принял во внимание, что указанный период работы истца приходится на период до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – 08.12.2000 (т.1 л.д. 70), в связи с чем особые условия труда могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В трудовой книжке (т.1 л.д. 15) указано, что ФИО1 22.09.1992 принят инструменталистом (тромбон). Согласно справке КГКП Костанайская областная филармония им. Е.Умурзакова от 15.07.2021 №01-12/346 истец с 22.09.1992 по 10.04.1997 работал в должности артиста-инструменталиста Костанайской областной филармонии (до 1997г. - Кустанайская областная филармония) (т.1 л.д. 167).
При этом установлено, что указание в наименовании должности «инструменталист» означает артист, играющий на музыкальном инструменте. Общеизвестным обстоятельством является то, что тромбон относится к духовым инструментам.
С учетом изложенного, суд сделал вывод о том, что период работы истца с 22.09.1992 по 10.04.1997 в должности артиста-инструменталиста Кустанайской областной филармонии подлежит зачету в специальный стаж.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда в указанной части.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии законодательство связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда. Профессиональные риски – вероятность негативных последствий в процессе трудовой деятельности, которые представляют реальную опасность для здоровья и жизни. Они связаны с воздействием вредных и опасных факторов на людей в ходе выполнения производственных задач.
Так, артист оркестра – это музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте, имеющий специальное образование и обладающий навыками ансамблевого музицирования.
Дипломы об образовании и записи в трудовой книжке, карте специальной оценки условий труда за 2018г. свидетельствуют о том, что ФИО1 играл на тромбоне, который относится к духовым инструментам в соответствии с Классификатором ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 №301.
Согласно пп. 3.3 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 №190 (действовало в спорный период времени до принятия Правил №516), специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой. В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
С учетом доводов жалобы судебной коллегией истребована и приобщена к материалам дела справка КГКП Костанайская областная филармония им. Е.Умурзакова от 22.07.2022 на уточняющий запрос суда о подтверждении сведений об игре истца на духовых инструментах в течение не менее 80% рабочего времени и копия заявления ФИО1 от 22.09.1992 о приеме на работу, из которых со ссылкой на ведомости по начислению заработной платы следуют аналогичные сведения о периоде работы истца в областной филармонии в должности инструменталиста (тромбон) (т.3 л.д.228, 230,231). Также истцом представлена и приобщена к делу афиша филармонии за 1992г. об участии в концерте в качестве музыканта, играющего на тромбоне (т.3 л.д.223).
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29).
Между тем, ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списком №447, в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
Поскольку по делу бесспорно установлено и подтверждено работодателем, что в период с 22.09.1992 по 10.04.1997 истец осуществлял трудовую деятельность в должности инструменталиста (тромбон) Кустанайской областной филармонии, связанную с игрой на духовом инструменте в профессиональном художественном коллективе в течение всего рабочего дня, а также данный период имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, судебная коллегия полагает, что спорный период работы обоснованно включен судом в специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии по старости. При этом, вопреки доводам жалобы судебная коллегия соглашается с данной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств.
Разрешая требования о включении в специальный стаж истца периода с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 работы в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка, суд исходил из того, что данный период работы истца приходится на период до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – 08.12.2000 (т.1 л.д. 70), в связи с чем особые условия труда могут быть подтверждены документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Проанализировав и оценив записи в трудовой книжке ФИО1 о том, что с 05.10.1988 он принят в Алма-Атинский госцирк на должность артиста оркестра (тромбон-3), уволен 21.11.1988, принят на ту же должность 02.12.1988, уволен 01.08.1990 (т.1 л.д. 14), архивные справки КГУ «Государственный архив города Алматы» Управления культуры г. Алматы от 19.04.2021 № 04-12/2799 и от 19.04.2021 № 04-12/2800, в которых подтверждены периоды работы истца с 05.10.1988 по 21.11.1988 и с 02.12.1988 по 01.08.1990 в должности артиста оркестра (тромбон-3) Алма-Атинского государственного цирка (т.1 л.д. 68, 69), а также учитывая, что указанные периоды работы истца имели место до 01.01.1992, что исключает необходимость доказывания занятости истца в течении полного рабочего дня, суд сделал обоснованный вывод о том, что представленных истцом по данным периодам работы доказательств достаточно для включения спорных периодов в специальный стаж истца.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка с 21.02.1989 по 10.05.1989, поскольку в соответствии со справкой Военного комиссариата от 25.02.2021 № 89 (т.1 л.д.152) ФИО1 в указанный период времени проходил военную службу по контракту в составе 12 оркестра штаба Средне-Азиатского военного округа в звании рядовой, музыкант военных оркестров. Как пояснил истец в суде апелляционной инстанции, работу в оркестре цирка и военную службу по контракту он совмещал, в оркестре цирка играл в вечернее время во время представлений.
Согласно п. 7 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8 (ред. от 27.12.1983) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах» (вместе с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 №5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»), пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках № 1 и № 2, следует назначать: а) по списку № 2 - если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке № 1 и в списке № 2; б) на общих основаниях - если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке № 1 или в списке № 2, а другая не предусмотрена списками.
С учетом изложенного, отсутствия в документах военного комиссариата и материалах дела сведений, позволяющих сделать вывод о том, что истец играл только на духовых инструментах в период военной службы по контракту, период работы истца в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка с 21.02.1989 по 10.05.1989 не мог быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку одна из выполняемых совмещаемых работ не предусмотрена Списком №447, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе истцу во включении данного периода в специальный стаж.
При этом доводы ответчика о том, что Списком № 447 не предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для артистов, играющих на духовых инструментах в цирках, обоснованно отклонены судом, поскольку в период работы истца в оркестре цирка действовало постановление Совмина СССР от 28.12.1967 № 1169 «Об объединении решений Правительства СССР о пенсиях за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов», в соответствии с которым пенсии за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене назначаются играющим на духовых инструментах артистам концертных организаций, концертных эстрадных оркестров, оркестров цирков.
Таким образом, за исключением вышеуказанного периода военной службы по контракту, судебная коллегия находит решение суда о включении иных периодов работы истца в оркестре Алма-Атинского цирка правильным.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периода его работы в должности артиста оркестра ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» (в настоящее время – ГАУК ВО «Центр классической музыки») с 03.08.1998 по 28.05.1999, с 01.08.2000 по 27.01.2021, за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы – 11 дней в 2002г., 3 дня в 2003г., 4 дня в 2004г., отраженных на лицевом счете истца, суд установил, что указанный период отражен в трудовой книжке ФИО1, но не закодирован работодателем как работа в особых условиях.
При этом представителем работодателя - ГАУК ВО «Центр классической музыки» - правопреемник Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси, в подтверждение работы истца в особых условиях представлены суду: справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 22.12.2011 № 12-02-23/411463, в соответствии с которой Учреждению присвоен код 92.31.21 – деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений (т.1 л.д. 43-44); карта специальной оценки условий труда № 19 по должности артист оркестра (духовая группа) от 18.05.2018 (т.1 л.д. 45-47), по результатам которой установлено, что работники, занятые на данной должности, имеют право на досрочное назначение пенсии; уточняющая справка от 05.02.2021 № 20 (т.1 л.д. 62); Устав ГАУК ВО «Центр классической музыки», в соответствии с п. 2.2 которого предметом деятельности Центра является создание, публичное исполнение, съемка и запись на все виды материальных носителей концертов и концертных программ симфонической, хоровой и оперной музыки во Владимирской области и за ее пределами, осуществление постановок в жанре музыкального театра, организация, участие в проведении гастролей, конкурсов, фестивалей и других культурно-массовых мероприятий (т.1 л.д. 104-119). Также представитель подтвердил, что Владимирский Губернаторский симфонический оркестр является профессиональным художественным коллективом.
Судом установлено, что Губернаторский симфонический оркестр создан постановлением Губернатора области №797 от 16.11.1998, как профессиональный симфонический оркестр, входящий в структуру Центра хоровой музыки комитета по культуре администрации области. Основными целями придания оркестру статуса «Губернаторский» являются, в том числе создание совместных концертных программ с камерным хором и капеллой мальчиков Центра хоровой музыки. На содержание оркестра выделялись средства государственного бюджета; штатное расписание оркестра утверждается директором Центра хоровой музыки.
В Положении о Губернаторском симфоническом оркестре указано, что работа сотрудников оркестра осуществляется по контракту, заключаемому для выполнения государственного заказа, в рамках которого оркестр обеспечивает подготовку и исполнение 7-8 концертных программ в сезоне.
Профессиональность данного коллектива подтверждается письмом Департамента культуры области от 2005г., Почетной грамотой Департамента от 2008г., информацией Департамента культуры Владимирской области от 24.09.2021 (т.1 л.д.102-103).
В связи с изложенным, наличие штатного расписания, государственного заказа, показателей отчетности, продажа билетов на мероприятия подтверждают, что оркестр работает на профессиональной основе и относится к профессиональным художественным коллективам.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции факт того, что Владимирский Губернаторский симфонический оркестр является профессиональным художественным коллективом, подтвержден совокупностью исследованных и приобщенных к материалам дела дополнительных доказательств.
Так, постановлением Губернатора области от 12.12.2008 № 872 с 01.01.2009 коллективу Владимирского губернаторского симфонического оркестра присвоен статус особо ценного объекта культурного достояния Владимирской области (т.3 л.д.221), государственное учреждение культуры включено в Отчет об основных итогах работы сферы культуры Владимирской области, в котором отражена деятельность и профессиональных концертных организаций - на стр. 47 назван Центр классической музыки (т.3 л.д.222). Указанные документы представлены в суд апелляционной инстанции и приобщены к материалам дела.
Таким образом, вопреки доводам жалобы судебная коллегия находит, что с момента своего основания Губернаторский симфонический оркестр занимался деятельностью в качестве профессионального коллектива, то есть является профессиональным художественным коллективом, и с учетом положений Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного Госкомитетом СССР по статистике 01.01.1976, с изменениями, внесенными Госстандартом РФ, в котором в разделе «концертные организации и коллективы» отрасли «культура и искусство» объединены такие учреждения как филармонии, концертные объединения, оркестры, хоры и т.п., ГКОУ ВО «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» (в настоящее время – ГАУК «Центр классической музыки») фактически соответствует Списку №447.
Кроме того, согласно уточняющей справке ГАУК ВО «Центр классической музыки» от 08.07.2022 № 43 ФИО1 занимает должность артиста оркестра, играющего на духовых инструментах, – музыкальный инструмент тромбон; на протяжении всего периода работы в учреждении осуществлял трудовую деятельность на полную ставку в течение всего рабочего дня, в соответствии с п.21 ч. 1 ст. 20 Федерального закона №400-ФЗ имеет право на назначение досрочной страховой пенсии. Указано, что ГАУК ВО «Центр классической музыки» является концертной организацией, имеет код основной экономической деятельности 90.01-Деятельность в области исполнительных искусств, а Владимирский Губернаторский симфонический оркестр является профессиональным художественным коллективом (т. 2 л.д.63). В данной справке, в отличие от представленной в суд первой инстанции, указаны основания её выдачи. Одновременно представлены подтверждающие документы, в том числе: дополнительные трудовые соглашения, штатное расписание, табели учета рабочего времени, карточки-справки ф.0504417, карточки-справки формы 417, карта СОЦТ №19, коллективные договоры, положения о системе оплаты труда, выплате надбавок и премировании, расчетные листки (с указанием на получение истцом надбавки за выслугу лет) (т.2-т.3).
Согласно должностной инструкции артиста, утвержденной ГБУК «Центр классической музыки» 05.08.2013, режим работы артиста оркестра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Центре (т.2 л.д.126-127).
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка Учреждения с приложениями, представленными за все периоды работы истца, рабочее время симфонического оркестра – репетиции оркестра с 10.30 по 14.00, остальное рабочее время полностью отведено для самостоятельного изучения оркестровых партий (т.2 л.д. 128-131, т.3 л.д.5оборот-10, 23об.-31, 175об.-183).
Также работодателем 18.05.2018 была проведена специальная оценка условий труда, установившая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости работникам, занимающим должность артист оркестра (Духовая группа). При этом специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Ссылка в жалобе на невозможность до проведения аттестации установить право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости несостоятельна, поскольку в материалы дела представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что обязанности истца, связанные с игрой на духовом инструменте в симфоническом оркестре, а также в оркестрах филармонии и цирка, не изменялись, и иной работы им не выполнялось, профессиональная деятельность носила однородный характер, при этом представителем ГАУК ВО «Центр хоровой музыки» подтверждена полная занятость истца в течение рабочего дня.
Доводы апеллянта о том, что спорные периоды работы истца отражены в индивидуальных сведениях без кода, не могут служить основанием для отмены решения суда с учетом следующего.
Как установлено в суде апелляционной инстанции ГАУК ВО «Центр классической музыки» неоднократно обращался в пенсионный орган по данному вопросу, а в 2022 г. направил в адрес ответчика документы с данными корректировки сведений, в том числе на истца, в целях кодирования деятельности артистов, играющих в оркестре на духовых инструментах, для получения льготной пенсии, которые не были приняты. В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в случае устранения недостатков, имевшихся в оформлении представленных документов, они все равно не были бы приняты для права на льготную пенсию, поскольку, по мнению ответчика, данный оркестр и само Учреждение культуры, в структуру которого он входит, не относятся к перечню организаций, указанных в Списке № 447, о чем в 2020г. были даны разъяснения (т.3 л.д. 235-236, т.4 л.д. 1-32, 25оборот, л.д. 34).
Таким образом, отражение периода работы истца в индивидуальных сведениях без кодирования вызвано причинами, не зависящими от истца и его работодателя.
Кроме того, из содержания определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 №16-КГ19-6 следует, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в совокупности они подтверждают работу истца в качестве артиста, играющего на духовых инструментах в профессиональном художественном коллективе постоянно, не менее 80% рабочего времени, в связи с чем полагает решение суда в указанной части законным и обоснованным.
Выполнение работодателем в трудовой книжке истца записи его должности не в точном соответствии с её названием по Списку № 447, о чем указано в жалобе, в настоящем случае не может являться основанием для отказа истцу в защите пенсионных прав и повлечь отмену решения суда в обжалуемой части.
Также вопреки доводам жалобы суд не устанавливал тождественность должностей и организаций, а установил тождественность фактически выполняемой истцом работы в оркестре занимаемой им должности артиста, играющего тромбоне, то есть на духовом инструменте, в организации, являющейся концертной согласно коду ОКВЭД (т.1 л.д.43). Исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Вопреки доводу жалобы наименование артиста, играющего на музыкальных инструментах, инструменталистом не меняет сути его должностных обязанностей и требований к работе, что подтверждается Классификатором профессий и должностей (КОД по ОКПДТР 20162 артист-солист-инструменталист).
Учитывая положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с которыми страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, исходя из того, что с заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратился 28.01.2021, суд, установив возникновение у истца права на пенсию в 2016г., правомерно назначил ему досрочную страховую пенсию с даты обращения с заявлением.
При этом исключение судебной коллегией периода работы истца с 21.02.1989 по 10.05.1989 не повлечет изменение указанной даты для назначения пенсии по старости истцу.
Судебная коллегия находит выводы суда в обжалуемой части верными, основанными на правильном применении норм материального права. Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен и истолкован закон. Существенного нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции в отношении представленных доказательств и установленных по делу обстоятельств, несостоятельны, поскольку в силу ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Необходимая совокупность доказательств по делу судом первой инстанции исследована, и им дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Таким образом, за исключением отмены решения суда в части периода с 21.02.1989 по 10.05.1989, в остальной обжалуемой части решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 29.03.2022 отменить в части обязанности Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы ФИО1 в должности артиста оркестра Алма-Атинского государственного цирка с 21.02.1989 по 10.05.1989, и в указанной части в удовлетворении данного требования ФИО1 отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 29.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Глебова
Судьи: Л.В. Огудина
А.А. Михеев
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.08.2022.