ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-259/2021 от 16.02.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Котляров М.Е.

дело № 33-3-1501/2022

дело № 2-259/2021

УИД 26RS0032-01-2021-000540-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

16 февраля 2022

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Осиповой И.Г.,

судей Свечниковой Н.Г., Луневой С.П.,

при секретаре Гиляховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Степновского муниципального округа ФИО1 на решение Степновского районного суда Ставропольского края от 25 октября 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,

установила:

Прокурор Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края, на предмет соблюдения требований законодательства об образовании.

Требования мотивированны тем, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5», являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно, расходы на них выделялись Степновскому муниципального округу Ставропольского края в рамках ежегодной субвенции. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Степновского муниципального округа в полной мере не выполняется. Неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

Просил суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 1 года со дня вступления в силу решения суда оборудовать лингафонные кабинеты.

Обязать управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края выделить денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края.

Решением Степновского районного суда Ставропольского края от 25 октября 2021 года исковые требования прокурора Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий – удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе главы администрации Степновского муниципального округа ФИО1, просит решение Степновского районного суда от 25 октября 2021 года отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что в бюджете Степновского муни­ципального округа Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов не запланированы, поступление собственных доходов в бюджет Степновского муниципального округа Ставропольского края остается очень низким. Проводить оптимизационные мероприятия на содержание органов местного самоуправления Степновского муниципального округа Ставропольского края и находящихся в их ведении муниципальных учреждениях невозможно, так как на содержание всех этих учреждений предусмотрено только приоритетные статьи расходов: оплата труда, оплата коммульных услуг, приобретение продуктов питания, организация подвоза детей в образовательные организации, социальные выплаты (меры социальной поддержки), уплата налоговых платежей.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурора Степновского района просит решение Степновского районного суда от 25 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор Дремова М.Д. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, согласно Устава МКОУ «СОШ № 5», утвержденного постановлением администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края от 22.12.2020г. № 26, деятельность учреждения направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основными задачами учреждения является, в частности, обеспечение доступности получения качественного общего образования; основная образовательная программа разрабатывается учреждением на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Лицензией и приложениями к ней, выданной Министерством образования Ставропольского края, со сроком - бессрочно, подтверждается право МКОУ «СОШ № 5» на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении, уровень образования: начальное, основное и среднее общее образование, дополнительное образование - дополнительное образование детей и взрослых.

В ходе проведенной прокуратурой Степновского района проверки деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края на предмет соблюдения требований законодательства об образовании, установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5», являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

Удовлетворяя заявленные исковые требований, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.2, 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г., которым утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и который является обязательным, и установив факт того, что в МКОУ «СОШ № 5» не оборудованы лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, пришел к обоснованному выводу, что осуществление деятельности общеобразовательного учреждения в отсутствие оборудованных лингафонных кабинетов не обеспечивает реализацию в полной мере федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нарушает права и законные интересы учащихся, в связи с чем возложил на МКОУ «СОШ № 5» обязанность оборудовать в помещении общеобразовательного учреждения лингафонные кабинеты, так как исполнение указанных требований нормативно-правовых актов является обязанностью общеобразовательных учреждений в силу закона и Устава учреждения, выполнение этой обязанности направлено на получение учащимися учреждения общедоступного и бесплатного основного общего образования.

Поскольку Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание Управления образования и реализацию возложенных на Управление образования функций, суд обоснованно возложил обязанность по финансированию оснащения лингафонных кабинетов в помещении общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ № 5» на Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда в силу следующего.

В ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3).

На основании п. 24 приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в виде лингафонных кабинетов, обеспечивающих изучение иностранных языков.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

В соответствии с п.26 вышеуказанного приказа, информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 и частью 2 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (при ведении образовательной деятельности). Право на осуществление образовательной деятельности возникает у образовательной организации с момента выдачи лицензии. При этом создание условий для осуществления образовательной деятельности не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что Управление образования администрации Степновского муниципального округа наделено правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежали удовлетворению, так как учащимся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» с. Соломенское, Степновского муниципального округа Ставропольского края в связи с отсутствием лингафонных кабинетов не обеспечивается в должной мере реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование и отсутствии оснований у суда первой инстанции для отказа в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете Степновского муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов не запланированы, отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие или недостаточность финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на его обоснованность и законность.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Степновского районного суда Ставропольского края от 25 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: