Судья Малиновская И.Э. Дело № 33 – 3320/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.,
судей: Шнытко С.М., Степанова С.А.
при секретаре (помощнике судьи) Игнатовой Г.А.
при участии прокурора Павленко Н.В., представителя ответчика Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2604/2019 по иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта,
по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 12 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ответчика Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» ФИО1, возражения прокурора Павленко Н.В.,
установила:
Прокурор Дорогобужского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта системы отопления в полном объеме - проведение работ по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), не оснащенных отключающими устройствами (запирающей арматурой), находящихся в квартирах собственников, нанимателей в доме <данные изъяты>, ссылаясь на то, что в 2018г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> проводился капитальный ремонт общего имущества, в том числе капитальный ремонт системы отопления, в рамках которого предусмотрен ряд работ, за исключением работ по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах. Согласно ответу НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» от 15.02.2019г. № 0857 в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, которой не были предусмотрены работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах, как не относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, данные работы не производились. При проведении капитального ремонта, согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013г. №1145, запланирован ремонт, в том числе внутридомовых инженерных систем теплоснабжения. Однако работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах граждан, не произведены. Согласно ответу <данные изъяты> от 18.02.2019г. №78 обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), находящиеся в квартирах граждан в многоквартирном доме <данные изъяты> отключающими устройствами (запирающей арматурой), не оснащены. Поэтому относятся к общедомовому имуществу системы отопления и должны были быть заменены в процессе проведения капитального ремонта системы отопления в 2018г.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что многоквартирный <данные изъяты> был включен в Региональную программу в ее первой редакции с проведением в плановый период 2034-2038 следующих видов работ по капитальному ремонту: внутридомовых инженерных систем, крыши и фасада. В последующем в Региональную программу, в том числе в отношении капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, были внесены изменения в части уточнения и дополнения видов работ и переноса сроков их проведения, а именно, в плановые периоды 2017-2019 предусмотрено выполнение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета; в период 2035-2037 - капитального ремонта крыши, подвального помещения, фасада. Фонд капитального ремонта данного многоквартирного дома формируется на счете Регионального оператора в соответствии с положениями ч.7 ст.170 ЖК РФ на основании постановления Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области от 19.09.2014г. № 567. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта в доме лежит на Региональном операторе. Региональный оператор, осуществляя свою деятельность, руководствуется Региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными Планами, являясь исполнителем программы. В краткосрочном плане реализации Региональной программы в отношении дома <данные изъяты> установлен конкретный срок проведения капитального ремонта – 2017г., дата завершения выполнения работ - декабрь 2018г., проведение следующих видов работ: ремонт инженерных систем и установка узлов учета горячего и холодного водоснабжения. Региональный оператор в соответствии с нормами жилищного законодательства обязан обеспечить проведение тех работ по дому, которые предусмотрены региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами ее реализации с соблюдением установленных указанными документами сроков, объемов, стоимости работ.
Выполнять работы в объемах, в сроки и по стоимости, не предусмотренные Региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами, Региональный оператор не вправе. Проведению работ по капитальному ремонту инженерных систем вышеуказанного дома и установке узлов учета в данном доме предшествовало выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения данных работ. Проектно-сметной документацией работы по замене элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах, предусмотрены не были. Общая стоимость работ по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного дома <данные изъяты> и установке узлов учета составила <данные изъяты> что не превышает установленную краткосрочным планом реализации региональной программы стоимость капитального ремонта данного многоквартирного дома. Утвержденный краткосрочный план никем не оспорен. Выполнение дополнительного перечня работ по смене радиаторов в квартирах с установкой перемычек и терморегуляторов значительно превысило бы предусмотренную краткосрочным планом стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества вышуказанного многоквартирного дома, что недопустимо. Работы по капитальному ремонту отопления в этом доме приняты, замечаний к объему, качеству выполненных работ у комиссии отсутствовали. От собственников претензий относительно объема и качества выполненных работ не поступало. Основания для замены радиаторов, находящихся в квартирах, отсутствуют и в силу того, что данное оборудование не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Региональный оператор не проводит замену обогревательных приборов (радиаторов) в квартирах при капитальном ремонте системы отопления, а также считает, что замена радиаторов в квартирах приведет к нецелевому использованию денежных средств фонда капитального ремонта
Дело рассмотрено в отсутствие извещенного о времени и месте слушания дела представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: ООО «УК Дорогобуж-Сервис».
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 12 июля 2019 года суд постановил:
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» в срок до 1 сентября 2020 провести капитальный ремонт системы отопления в полном объеме: провести работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), не оснащенных отключающими устройствами (запирающей арматурой), находящихся в квартирах собственников, нанимателей в доме <данные изъяты>
В апелляционной жалобе Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» просит отменить решение и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (пп.2 ч.2 ст.168 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ, а также пп. «д» ч.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. №491 (далее - Правила) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с ч.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п.6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из материалов дела видно, что по обращению семьи Ф-вых проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории Дорогобужского района Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013г. №1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 годы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 12 марта 2018г. №124 внесены изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 годы, согласно которому ремонт внутридомовых инженерных систем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> запланирован на 2018г.
При проведении капитального ремонта, согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 года, утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013г. № 1145, запланирован ремонт, в том числе внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.
Судом установлено, что работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), находящихся в квартирах граждан, произведены не были.
Разрешая спор, суд отметил, что находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ), в связи с чем, указанные элементы системы отопления (радиаторы) не относятся к общему имуществу дома.
Обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые не имеют отключающих устройств, расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают единую систему отопления многоквартирного дома и включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Согласно ответа ООО «УК Дорогобуж-Сервис» обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), находящиеся в квартирах граждан в многоквартирном доме <данные изъяты>, отключающими устройствами (запирающей арматурой) не оснащены.
Принимая решение и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции оценил представленные сторонами доказательства, правомерно исходил из того, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), не оснащенные отключающими устройствами (запирающей арматурой), расположенные в квартирах собственников и нанимателей жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, относятся к общедомовому имуществу и должны были быть заменены в процессе проведения капитального ремонта системы отопления в 2018г.
Таким образом, как верно посчитал суд, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» работы по капитальному ремонту системы отопления в указанном многоквартирном доме выполнены не в полном объеме, несмотря на то, что в соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права.
При этом доводы НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» о том, что основания для замены радиаторов, находящихся в квартирах, отсутствуют, так как данное оборудование не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку, как следует из Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007г. № 16273-СК/07, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. При отсутствии у находящихся в квартире радиаторов отключающих устройств, они входят в состав внутридомовой системы отопления и являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, так как предназначены для обслуживания более одного помещения.
Также суд верно отметил, что поскольку квартиры в доме <данные изъяты> не оснащены указанными отключающими устройствами, находящиеся в них радиаторы конструктивно предназначены для обслуживания более одного помещения и относятся к общему имуществу многоквартирного дома, вследствие чего обязанность по проведению капитального ремонта системы отопления в полном объеме (замена обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности возлагается на НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что Региональный оператор, который в соответствии с нормами жилищного законодательства обязан обеспечить проведение тех работ по дому, которые предусмотрены региональной программой и принятыми в ее развитие краткосрочными планами ее реализации с соблюдением установленных указанными документами сроков, объемов, стоимости работ, не мог провести указанные работы, чтобы не превысить стоимость работ.
Постановлением Администрации Смоленской области от 12 марта 2018г. №124 был запланирован ремонт внутридомовой системы отопления спорного дома. Поэтому то обстоятельство, что ответчик не включил в данную систему обогревающие элементы, не может служить основанием к отказу в иске.
Ссылка в жалобе Регионального оператора на то, что не могли такие работы выполняться в силу того, что радиаторы отопления, не оснащенные
запирающими устройствами, расположенные вне мест общего пользования, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, ошибочны, чему в решении суда дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что в результате обследования подрядной организацией ООО «ПриборМонтажСервис» было установлено, что замена отопительных приборов в квартирах не требуется, не могут быть приняты во внимание, так как в суд первой инстанции соответствующие сведения не представлены, в суде апелляционной инстанции мотивированных ходатайств не заявлено.
При этом бремя доказывания того, что радиаторы вне мест общего пользования не нуждаются в замене, лежит на ответчике, так как требования процессуального истца – прокурора основаны на иных обстоятельствах – на факте того, что обогревающие элементы относятся к общему имуществу, а потому подлежат замене.
Кроме того, данный довод жалобы расходится с позицией Регионального оператора о том, что радиаторы отопления, не оснащенные запирающими устройствами, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, поэтому при разработке проектно-сметной документации не предусматривались работы по замене обогревающих элементов системы отопления (радиаторов), не оснащенных отключающими устройствами (запирающей арматурой), находящихся в квартирах.
В жалобе ошибочно истолкована позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547 и решении от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725. Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ). Соответственно без отключающих устройств обогревающие элементы входят в общедомовую систему отопления и являются общим имуществом. Аналогичная позиция изложена и в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2016 г. №91-АД16-1.
По существу, доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 12 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи