Судья ФИО
Дело № 2-2623/2022
Дело № 33-568/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 июля 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.10.2022, которым постановлено:
Исковые требования Ануфриева И.В., <...> года рождения, уроженца <...>, ЕАО (паспорт серии <...>), Ануфриевой Е.С., <...> года рождения, уроженки <...>, ЕАО (паспорт серии <...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 1077901002740) внести изменения в выданное 05.08.2022 Ануфриеву И.В., <...> года рождения, уроженцу <...>, ЕАО (паспорт серии <...>), Ануфриевой Е.С., <...> года рождения, уроженки г. Биробиджан, ЕАО (паспорт серии <...>), свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...>, в графе «стоимость 1 кв.м. общей площади жилья» указать «116 846 рублей», в графе «Размер выплаты» указать « 4 627 101 рубль 60 копеек».
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ануфриев И.В., Ануфриева Е.С. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения.
Требования мотивировали тем, что 05.08.2022 им выдано свидетельство № <...> о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации 2020 года из расчёта площади утраченного жилого помещения 39,6 кв.м, исходя из стоимости одного квадратного метра 78 184 рублей. Принадлежащая им квартира, расположенная по адресу: <...>, внесена в Перечень утраченных жилых помещений, утверждённый губернатором ЕАО, во втором квартале 2022 года. Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.03.2022 № 215/пр средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на второй квартал 2022 года по ЕАО составила 105 513 рублей.
Просили обязать ОГБУ «МФЦ» внести изменения в выданное свидетельство от 05.08.2022 № 00000000646 о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения, в графе «стоимость 1 кв.м общей площади жилья» указать 105 513 рублей, в графе «размер выплаты» указать 4 178 314 рублей 80 копеек.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО3 уточнила исковые требования, просила указать стоимость 1 кв.м 116 846 рублей, размер выплаты - 4 627 101 рубль 60 копеек.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя. Суду представил отзыв, в котором указал, что истцы установили по решению суда право на получение мер господдержки, то есть на правоотношения, возникшие на дату чрезвычайной ситуации (сентябрь 2020 года). В связи с чем не имеет правового значения довод, когда спорное жилое помещение включили в Перечень. У истцов не возникает право на выплату в большем размере, свидетельство выдано верно, с правильным расчётом суммы, увеличение стоимости одного квадратного метра является недопустимым.
Истцы ФИО1, ФИО2, представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Мотивируя жалобу, указало, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
Сославшись на подпункт «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов), указало, что при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, определённые Минстроем России по субъектам Российской Федерации на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений подписан губернатором ЕАО 29.09.2020, остальные перечни являются дополнением к этому документу.
Разрешая настоящий иск, суд не применил положения вышеуказанного постановления, тем самым своим решением подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения на дату введения режима чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 13.01.2023 решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.10.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОГБУ «МФЦ» - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 13.01.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Истцы ФИО1, ФИО2, представитель ответчика ОГБУ «МФЦ», представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 14.09.2020 на территории Еврейской автономной области распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг введён режим чрезвычайной ситуации.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.04.2022 удовлетворены исковые требования прокурора города Биробиджана ЕАО в интересах ФИО1, ФИО2 к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту архитектуры и строительства правительства ЕАО.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году.
На мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО возложена обязанность направить в департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО сведения о жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, для включения в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году.
На департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО возложена обязанность включить сведения о данном жилом помещении в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году.
Решение суда подлежало немедленному исполнению, вступило в законную силу 17.05.2022.
05.08.2022 истцу ФИО1, как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО 2020 года, на семью из двоих человек, включая истца ФИО2, выдано свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> на сумму 3 096 086 рублей 40 копеек, исходя из общей площади жилого помещения 39,6 кв.м и стоимости одного кв.м общей площади жилья 78 184 рубля.
Материалами дела подтверждается, что утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в утверждённый губернатором Еврейской автономной области перечень утраченных жилых помещений в III квартале 2022 года.
Приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на III квартал 2022 года в Еврейской автономной области в размере 116 846 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что перечень жилья, утраченного в результате ЧС, в который включено жилое помещение истцов, утверждён губернатором ЕАО 13.07.2022, пришёл к выводу о том, что размер выплаты следует определять исходя из стоимости 1 кв. метра площади жилья, установленной приказом Минстроя России от 20.06.2022 № 501/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2022 года» - 116 846 рублей и изменил размер положенной истцам выплаты на 4 627 101 рубль 60 копеек.
При этом суд руководствовался Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов в редакции, действовавшей до 01.01.2022, в соответствии с которой выплата на цели приобретения или строительства жилого помещения должна рассчитываться по показателям средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения на дату утверждения высшим должностным лицом субъекта РФ соответствующего перечня утраченных в результате ЧС жилых помещений.
Судебная коллегия не согласилась с выводом суда об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ОГБУ «МФЦ» о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения на основании нижеследующего.
Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждены Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Перечень формируется департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
В пункте 2 названного распоряжения правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов для определения предельного объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В соответствии с редакцией подпункта «а» пункта 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, действующей с 01.01.2022, при расчёте размера трансферта учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
Поскольку прежняя редакция пункта 11 Правилпредоставления иных межбюджетных трансфертов утратила силу с 01.01.2022, она не подлежала применению при разрешении спора.
Учитывая, что право истцов на получение мер социальной поддержки признано решением суда от 07.04.2022, свидетельство, удостоверяющее право на получение данной выплаты, выдано 05.08.2022, то есть в период действия редакции Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, устанавливающих, что при определении размера межбюджетного трансферта, направленного на эти цели, необходимо исходить из показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации, спорная выплата должна быть исчислена исходя из стоимости 1 кв.м - 78 184 рубля (установленной на момент введения режима ЧС).
Кроме того, перечень утраченных жилых помещений был утверждён губернатором ЕАО 29.09.2020, 13.07.2022 в него были внесены дополнения, в силу чего ссылку истцов на то, что выплата должна быть рассчитана исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной на 13.07.2022, следует признать несостоятельной.
С учётом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что согласно Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов размер выплаты подлежит определению в соответствиисо средней рыночной стоимостью 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определённой Минстроем России, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. В выданном 05.08.2022 истцу ФИО1 свидетельстве выплата рассчитана исходя из данной стоимости - 78 184 рубля за 1 кв.м.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04.10.2022 отменить, вынести по делу новое решение, которым:
«Исковые требования ФИО1 (паспорт серии <...>), ФИО2 (паспорт серии <...>) к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения».
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи В.Ю. Тараник
ФИО4
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02.08.2023.