ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2624/2021 от 15.08.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Галюкова М.И.

Дело №2-2624/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-7142/2022

г. Челябинск 15 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Мокроусовой Л.Н., Манкевич Н.И.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи ФИО13

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц связи при содействии Коломенского городского суда Московской области гражданское дело по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области об установлении факта подачи заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя заявителя -ФИО14., представителя прокуратуры – ФИО15 поддержавших заявленные требования, заинтересованного лица ФИО1 и его представителя - ФИО19., возражавших против удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) обратилось в суд с заявлением об установлении факта подачи ФИО1 заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации.

В обоснование требований указало, что 09 ноября 2008 года ФИО1 обратился в ГУ МВД России по Челябинской области (ранее - УФМС России по Челябинской области) с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации. Решением УФМС России по Челябинской области от 08 февраля 2009 года ФИО1 приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст.1 Соглашения между Российской Федерации и Киргизской Республикой от 28 марта 1996 года. Прокуратурой Челябинской области инициирована проверка законности получения гражданства Российской Федерации ФИО1, в ходе которой установлено, что ФИО1 17 ноября 2004 года ГУ МВД России по Московской области был привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Однако, 09 ноября 2008 года, при заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, ФИО1 в пункте 22 на вопрос: Выдворялись ли с территории Российской Федерации в течение пяти лет, предшествовавших дате обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации ? Указал: не выдворялся, что свидетельствует о недостоверности представленных им сведений.

Протокольным определением суда первой инстанции от 25 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Челябинской области.

Представитель заявителя ГУ МВД России по Челябинской области – ФИО16 действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении заявления настаивала по доводам, изложенным в нем.

Представитель заинтересованного лица - Прокуратуры Челябинской области – ФИО17 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления.

Заинтересованное лицо - ФИО1 участия в судебном заседании не принял, адвокат по назначению в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на не знание позиции ФИО1

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 17 марта 2021 года в редакции определения об исправлении описки от 04 мая 2021 года установлен факт сообщения ложных сведений при подаче заявления на получение гражданства Российской Федерации ФИО1

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом норм процессуального права, в связи с ненадлежащим его извещением о времени и месте рассмотрения дела. Полагает, что дело рассмотрено с нарушением подсудности, поскольку заявление должно быть подано по месту его жительства: , где он зарегистрирован с 20 ноября 2015 года. Полагает, что суд неправомерно ссылается в решении на факт вынесения Суд указывает на нахождение его в розыске, однако эти сведения никак не подтверждены, и не относятся к существу спора. Указывает, что уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течении продолжительного периода времени (с 2009 года по 2021 год) подтверждали принадлежность его к гражданству Российской Федерации посредством: выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, постановки на воинский учет. При этом, он имеет семью состоящую из супруги и троих детей, имеет несколько объектов недвижимости на территории Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя ГУ МВД России по Челябинской области – ФИО18 действующая по доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в том числе, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В соответствии со статьей 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Формы извещения лиц, участвующих в деле, установлены частью 1 статьи 113 названного Кодекса, предусматривающей, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.

Из материалов дела следует, что заявление ГУ МВД России по Челябинской области разрешено судом 17 марта 2021 года без надлежащего извещения заинтересованного лица ФИО1, поскольку ФИО1 извещался по адресу: При этом конверт, направленный по указанному адресу ФИО1 вернулся в суд первой инстанции, заинтересованному лицу, соответственно, вручен не был (л.д.35).

На момент вынесения обжалуемого судебного решения достоверных сведений о месте регистрации ФИО1 в материалах дела не имелось.

Судом первой инстанции сведения о месте жительства ФИО1 в период рассмотрения судебного спора не запрашивались, и не учтено, что по правилам ст. 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации извещение лиц, участвующих в деле, является обязательным.

В связи с чем, определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 июня 2022 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с не извещением ФИО1 о времени и месте судебного заседания.

Разрешая по существу требования заявления ГУ МВД России по Челябинской области об установлении факта сообщения заведомо ложных сведений и использования подложных документов для приобретения гражданства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В силу п. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 24 июля 2020 года на период возникновения спорных правоотношений) иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Как следует из материалов дела, 09 ноября 2008 года ФИО1 обратился в УФМС России по Челябинской области с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации. При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в пункте 22 ФИО1 на вопрос: Выдворялись ли с территории Российской Федерации в течение 5 лет, предшествовавших дате обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации? Ответил: «Нет» (л.д.8-14).

ФИО1 своей личной подписью заверил подлинность представленных документов и достоверность изложенных в заявлении данных и был предупрежден о правовых последствиях сообщения о себе заведомо ложных сведений, предусмотренных статьей 22 названного Федерального закона.

Решением УМФС России по Челябинской области от 08 февраля 2009 года ФИО1 приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.1 Соглашения между Российской Федерации и Киргизской Республикой от 28 марта 1996 года (л.д. 15-16).

Согласно сведениям информационной базы ГУ МВД России по Челябинской области в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 17 ноября 2004 года ГУ МВД России по Московской области вынесено постановление по ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафы 1000 рублей с выдворением (л.д.17).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, являлся лицом, на которого возложена обязанность по предоставлению достоверных сведений. ФИО1 при подаче заявления о принятии в гражданство Российской Федерации были представлены ложные сведения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления ГУ МВД России по Челябинской области об установлении факта сообщения ФИО1 заведомо ложных сведений при оформлении гражданства Российской Федерации.

Судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

На основании статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации является прием в гражданство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ, гражданство Российской Федерации прекращается: вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Вместе с тем, указанным Федеральным законом определено, что под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего закона (1 июля 2002 года); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с приведенным федеральным законом (ст. ст. 3 и 5 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Соответственно, само по себе установление факта предоставления заявителем при обращении с заявлением о приеме в гражданство подложных документов или заведомо ложных сведений не должно являться безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку из содержания положений ст. ст. 3, 5, 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" следует, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ).

В силу положений пунктов 20 и 20.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 64, при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия с целью выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган обращается с исковым заявлением в судебную инстанцию общей юрисдикции об установлении факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации.

Таким образом, законом предусмотрена процедура принудительного прекращения гражданства Российской Федерации у лица, его приобретшего, посредством отмены соответствующего решения уполномоченного государственного органа в случае установления недобросовестности действий заявителя при подаче документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации, в частности представления им либо подложных документов, либо заведомо ложных сведений.В этой связи каждый из перечисленных выше юридических фактов в случае его установления в судебном порядке является самостоятельным основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Применительно к настоящему гражданскому делу, в силу закрепления в законе необходимости установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации возможность установления соответствующего факта в каком-либо ином порядке отсутствует.

В связи с чем, ГУ МВД России по Челябинской области обратилось в суд с заявлением об установлении факта сообщения ФИО1 заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации.

Следовательно, для установления данного юридического факта, порождающего соответствующие правовые последствия, достаточно установления поддельности представленных лицом документов или наличия в этих документах ложных сведений.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 33 вышеуказанного Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

В силу требований части 4 статьи 35 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ), предусмотрена форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документах применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации.

В силу требований п. 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325 заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя.

Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым (п. 3 Положения).

Согласно требованиям п. 5 Положения вместе с заявлением (приложения № 1-6, 8) представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора. Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в разделах II, II.1, III и VI настоящего Положения.

В соответствии с требованиями п. 14 Положения иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение № 1) представляют:

а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона:

- вид на жительство;

- один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

- один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

- свидетельство о рождении заявителя;

- паспорт гражданина Российской Федерации родителя, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства либо копию данного паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, засвидетельствованную в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате;

- один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

Согласно абз. 4 п. 10 вышеприведенного Положения документом, подтверждающим наличие законного источника средств к существованию и величину дохода, за период проживания на территории Российской Федерации с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением является справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовой договор, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение о получении алиментов, справка о наличии вклада в кредитной организации с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что сообщение заведомо ложных сведений как основание для отмены ранее принятого решения по вопросам гражданства характеризуется следующими признаками:

1) речь идет о сведениях, которые используются для принятия решения по вопросам гражданства, то есть с данными сведениями Закон связывает возможность приобретения или прекращения гражданства (к примеру, сведения, указываемые заявителем, относящиеся к его анкетным (биографическим) данным, семейному положению, образованию, трудовой деятельности, прохождению военной или альтернативной гражданской службы, привлечению к уголовной ответственности, и иные);

2) данные сведения должны носить ложный характер. Под ложными сведениями понимаются сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам окружающей действительности. При этом под сообщением ложных сведений может пониматься как сообщение сведений, искажающих действительность, так и умолчание о фактах, которые могут повлиять на принятие юридически значимого решения по вопросам гражданства;

3) заявитель должен не просто сообщить ложные сведения, но он должен знать о ложности предоставляемых им сведений и осознавать, что он использует ложные сведения для принятия выгодного ему решения по вопросам гражданства.

Таким образом, определяющее значение имеет ложность предоставления сведений, то есть их несоответствие фактическим обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность приобретения гражданства, а также заведомость таковых сведений для самого лица, обратившегося с заявлением о приобретении гражданства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в своих постановлениях указывал, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации, выявленные после его приобретения, не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку из содержания частей первой и второй статьи 22 Федерального закона № 62-ФЗ вытекает, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 данного Федерального закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепляет полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.

Согласно приведенной норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такой документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (ч. 5 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем, из ответа начальника ГУ МВД России по Челябинской области от 01 августа 2022 года, предоставленного по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что согласно сведениям специализированного программного обеспечения (СПО) «Мигрант-1» ФИО1 17 ноября 2004 года УФМС России по Московской области был привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, однако сведения о судебном органе, принявшим решение, отсутствуют. 20 июля 2022 года в адрес УВМ ГУ МВД России по Московской области был направлен запрос об истребовании копий материалов дела, послуживших основанием для административного выдворения ФИО1 Согласно ответу от 27 июля 2022 года, ликвидационной комиссией УФМС России по Московской области архивные материалы по неразрешению въезда в Российскую Федерацию в отношении ФИО1 на ответственное хранение в УВМ ГУ МВД России по Московской области не передавались, в следствии чего, предоставить копии запрашиваемых материалов не представилось возможным.

При этом, в силу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Конституционным Судом Российской Федерации указывалось, что установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, от учета при принятии в соответствии со ст. 41 Закона о гражданстве решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении российского гражданства (Определения от 15 января 2019 года №2-О, от 25 октября 2016 года №2211-О).

Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что ФИО1 были сообщены заведомо ложные сведения при приеме в гражданство Российской Федерации.

Согласно показаниям ФИО1, данных в суде апелляционной инстанции, при обращении с заявлением о принятии гражданства Российской Федерации и по настоящее время, он не знал о привлечении его к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. ГУ МВД России по Челябинской области данная позиция заинтересованного лица не опровергнута, поскольку соответствующее постановление в суд представлено не было.

Данный факт применительно к приведенным законоположениям имеет юридическое значение. Указанные обстоятельства судом первой инстанции не были учтены при принятии решения, что повлекло вынесение неправомерного судебного акта.

Ссылка заявителя на то, что ФИО1 находится в федеральном розыске в связи

В связи с чем, решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 17 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области об установлении факта подачи заведомо ложных сведений при приобретении гражданства Российской Федерации ФИО1 отказать.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 года.