ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-262/2021 от 10.11.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Старикова А.А. Дело (УИД) № 39RS0014-01-2021-000548-19

Производство № 2-262/2021

(№ 33-5274/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 ноября 2021 г. г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Ольховского В.Н.,

судей Мариной С.В., Яковлева Н.А.

при секретаре Улюкаевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения «Ремстрой контроль» на решение Полесского районного суда Калининградской области от 11 августа 2021 г. по иску прокурора Полесского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Полесский городской округ», МБУ «Ремстрой контроль» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований государственных стандартов при эксплуатации детского игрового оборудования,

заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя МБУ «Ремстрой контроль» Воробьевой Л.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Маркеловой Г.И., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Полесского района Калининградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Полесский городской округ» и МБУ «Ремстрой контроль», указав, что в соответствии с договором № 8 от 06 апреля 2019 г. администрация МО «Полесский городской округ» передала в оперативное управление МБУ «Ремстрой контроль» оборудование детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской в г. Полесске. Согласно пункту 4.1 данного договора МБУ «Ремстрой контроль» обязуется обеспечить сохранность, реконструкцию и восстановление в отношении закрепленного за ним имущества. В силу пункта 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 обязанность контроля технического состояния оборудования, его соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта возложена на эксплуатанта этого оборудования.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований действующих норм и правил оборудование детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской в г. Полесске, находится в неисправном состоянии, что нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Прокурором в адрес МБУ «Ремстрой контроль» было внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако эти нарушения не были устранены.

Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконным бездействие МБУ «Ремстрой контроль», выраженное в необеспечении базовой отметки заглубления на игровом оборудовании «Качалка-балансир» (год выпуска 2011, заводской номер КБ-785), «Песочница» (год выпуска 2011, заводской номер ПС-006005), «Паровозик с одним вагончиком» (год выпуска 2011), «Качалка на пружине «Лягушонок» (год выпуска 2011), «Детский спортивный комплекс» (год выпуска 2011), установленном на детской игровой площадке в сквере вблизи дома 8 по ул. Калининградской г. Полесска Калининградской области, в соответствии с пунктами 3.14, 4.3.33.2 ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1148-ст.; обязать ответчиков в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу обеспечить на вышеуказанном игровом оборудовании наличие базовой отметки заглубления в соответствии с пунктами 3.14, 4.3.33.2, 4.3.33.3 ГОСТ Р 52169-2012, утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1148-ст; а также обеспечить на данной детской игровой площадке наличие информационных табличек или досок, содержащих правила и возрастные требования при пользовании оборудованием «Качалка-балансир», «Песочница», «Паровозик с одним вагончиком», «Качалка на пружине «Лягушонок», «Детский спортивный комплекс» в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013, утвержденного Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. № 182-ст.

Решением Полесского районного суда Калининградской области от 11 августа 2021 г. иск прокурора удовлетворен: признано незаконным бездействие МБУ «Ремстрой контроль», выраженное в необеспечении базовой отметки заглубления на игровом оборудовании «Качалка-балансир» (год выпуска 2011, заводской номер КБ-785), «Песочница» (год выпуска 2011, заводской номер ПС-006005), «Паровозик с одним вагончиком» (год выпуска 2011), «Качалка на пружине «Лягушонок» (год выпуска 2011), «Детский спортивный комплекс» (год выпуска 2011), установленном на детской игровой площадке в сквере вблизи дома 8 по ул. Калининградской г. Полесска Калининградской области, в соответствии с пунктами 3.14, 4.3.33.2 ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1148-ст.

На МБУ «Ремстрой контроль» и администрацию МО «Полесский городской округ» возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу обеспечить на игровом оборудовании «Качалка-балансир» (год выпуска 2011, заводской номер КБ-785), «Песочница» (год выпуска 2011, заводской номер ПС-006005), «Паровозик с одним вагончиком» (год выпуска 2011), «Качалка на пружине «Лягушонок» (год выпуска 2011), «Детский спортивный комплекс» (год выпуска 2011), установленном на детской игровой площадке в сквере вблизи дома 8 по ул. Калининградской г. Полесска Калининградской области, наличие базовой отметки заглубления в соответствии с пунктами 3.14, 4.3.33.2, 4.3.33.3 ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. № 1148-ст; обеспечить на детской игровой площадке в сквере вблизи дома 8 по ул. Калининградской г. Полесска Калининградской области, наличие информационных табличек или досок, содержащих правила и возрастные требования при пользовании оборудованием «Качалка-балансир» (год выпуска 2011, заводской номер КБ-785), «Песочница» (год выпуска 2011, заводской номер ПС-006005), «Паровозик с одним вагончиком» (год выпуска 2011), «Качалка на пружине «Лягушонок» (год выпуска 2011), «Детский спортивный комплекс» (год выпуска 2011) в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. № 182-ст.

МБУ «Ремстрой контроль» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на то, что согласно пункту 4.3.33.3 ГОСТ Р 52169-2012 базовая отметка заглубления наносится изготовителем оборудования способом, обеспечивающим ее сохранность в течение периода эксплуатации оборудования. Таким образом, базовая отметка заглубления наносится изготовителем, который должен обеспечить ее сохранность в течение всего срока эксплуатации. Изготовитель вышеуказанного детского оборудования к участию в деле не привлекался. МБУ «Ремстрой контроль» является эксплуатантом и должен обеспечить безопасность использования оборудования. В то же время истцом не доказано снижение безопасности вышеуказанного детского оборудования, не представлено доказательств отсутствия базовой отметки на этом оборудовании. Кроме того, в жалобе указано на ошибочность вывода суда о несоответствии установленной на детской игровой площадке информационной таблички требованиям ГОСТ. Ответчик считает, что согласно требованиям норм действующего законодательства объем информации, подлежащей указанию на таких табличках, определяется эксплуатантом. Требований же о размещении на информационных табличках инструкции по использованию оборудования или информации о его технических характеристиках действующее законодательство не содержит.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание условий для организации досуга жителей муниципального, городского округа; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Согласно части 1 статьи 51 данного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пункт 2 данной статьи наделяет органы местного самоуправления правом передавать муниципальное имущество, в том числе во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, а в соответствии с пунктом 4 указанной статьи муниципальные образования в целях решения вопросов местного значения могут создавать муниципальные учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 данного Федерального закона финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Пунктом 9 статьи 9.2 указанного Закона предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.

Из материалов дела усматривается, что в 2018 г. администрацией МО «Полесский городской округ» было создано муниципальное бюджетное учреждение «Ремстрой контроль».

В соответствии с пунктом 1.65 Устава МБУ «Ремстрой контроль» учредителем и собственником имущества данной организации является муниципальное образование «Полесский городской округ». Полномочия учредителя осуществляет администрация МО «Полесский городской округ» (пункт 1.5 Устава). Указанное учреждение создано с целью управления ремонтными и строительными работами общественных, жилых и прочих строений городского округа, жилищно-коммунальным хозяйством объектов округа, ведения контроля (технического надзора) в сфере строительства (пункт 2.1 Устава). Предметом и задачей деятельности учреждения является реализация полномочий органа местного самоуправления «Полесский городской округ» по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения (пункт 2.2 Устава).

06 апреля 2019 г. администрация МО «Полесский городской округ» заключила с МБУ «Ремстрой контроль» договор № 8, в соответствии с которым в оперативное управление МБУ «Ремстрой контроль» передано детское игровое оборудование детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской г. Полесска, в том числе «Качалка-балансир» (год выпуска 2011, заводской номер КБ-785), «Песочница» (год выпуска 2011, заводской номер ПС-006005), «Паровозик с одним вагончиком» (год выпуска 2011), «Качалка на пружине «Лягушонок» (год выпуска 2011), «Детский спортивный комплекс» (год выпуска 2011).

Согласно пункту 4.1 данного договора МБУ «Ремстрой контроль» обязуется обеспечить сохранность, реконструкцию и восстановление в отношении закрепленного за ним имущества за счет средств учреждения.

Как отражено в акте приема-передачи от 06 апреля 2019 г., являющемся приложением к вышеуказанному договору, техническое состояние данного муниципального имущества являлось удовлетворительным, претензий к его состоянию стороны не имели.

В силу части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.

Основными нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию оборудования детских игровых площадок, являются ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1148-ст, и ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. N 182-ст.

Пунктом 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что контроль за техническим состоянием оборудования, контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт оборудования детских игровых площадок осуществляет эксплуатант.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ Р 52301-2013 эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета:

конструкции оборудования;

требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем;

установки, обслуживания и ремонта оборудования;

климатических условий и условий эксплуатации оборудования.

Пунктом 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 предусмотрено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе его эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняются. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируется и удаляется с игровой площадки.

Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие:

правила и возрастные требования при пользовании оборудованием;

номера телефонов службы спасения, скорой помощи;

номер (а) телефона (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р 52169-2012 базовая отметка заглубления – это отметка, показывающая уровень заглубления оборудования, которую, в силу пункта 4.3.33.3. ГОСТ Р 52169-2012 изготовитель наносит на оборудование способом, обеспечивающим ее сохранность в течение периода эксплуатации оборудования.

Из материалов дела следует, что в противоречие с требованиями вышеуказанных норм права оборудование детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской в г. Полесске, находится в неисправном состоянии, в том числе в части соблюдения базовых отметок заглубления элементов игрового оборудования и наличия информационных табличек или досок, установленных в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013, что, вопреки изложенным в апелляционной жалобе доводам, полностью подтверждается представленными суду доказательствами, в частности материалами проведенной прокуратурой района в апреле 2021 г. проверки (с приложением многочисленных фотографий), по результатам которой прокурором Полесского района в адрес руководителя МБУ «Ремстрой контроль» было внесено представление об устранении выявленных нарушений, а в отношении должностного лица – мастера МБУ «Ремстрой контроль» ФИО1. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодека РФ об административных правонарушениях.

Вступившим в законную силу постановлением начальника отдела (инспекции) государственного контроля и надзора в Калининградской области СЗМТУ Росстандарт от 10 июня 2021 г. № 06/0-11/ДЛ ФИО2. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, – нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушения, допущенные при эксплуатации оборудования, расположенного на вышеуказанной детской игровой площадке.

Вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Установив данные обстоятельства, и принимая во внимание, что наличие вышеуказанных нарушений в содержании оборудования детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской в г. Полесске, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в основном детей, защита прав которых согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации является важнейшим приоритетом государственной политики России, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и возложил на МБУ «Ремстрой контроль» (к компетенции которого в силу требований вышеуказанных норм права и договора отнесено содержание оборудования вышеуказанной детской игровой площадки в соответствии с требованиями технических регламентов) обязанность устранить недостатки эксплуатационного состояния этого оборудования, установив в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ разумный и достаточный срок для исполнения данного решения.

При этом, исходя из того, что согласно требованиям вышеуказанных норм права и условиям договора от 06 апреля 2019 г. обязанность по содержанию оборудования детской игровой площадки, расположенной в сквере вблизи дома № 8 по ул. Калининградской в г. Полесске, в исправном состоянии возложена на его эксплуатанта – МБУ «Ремстрой контроль», необходимости в привлечении к участию в деле изготовителя этого оборудования, на что указано в апелляционной жалобе, не имеется.

Изложенный МБУ «Ремстрой контроль» в апелляционной жалобе довод о том, что согласно требованиям норм действующего законодательства объем информации, подлежащей указанию на табличках, определяется самим эксплуатантом, а требований о размещении на этих табличках инструкции по использованию оборудования или информации о его технических характеристиках действующее законодательство не содержит, также нельзя признать обоснованным, поскольку решением суда на ответчиков не возложена обязанность разместить на информационных табличках инструкцию по использованию оборудования или информацию о его технических характеристиках, а указано лишь на необходимость обеспечить наличие на игровом оборудовании информационных табличек или досок, содержащих правила и возрастные требования при пользовании оборудованием в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013, что полностью отвечает содержанию этого пункта.

При таких обстоятельствах решение суда является законным. Оснований для его отмены не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Полесского районного суда Калининградской области от 11 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи