Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2021 г.
Судья Тищенко Г.Н. | № 33-3099-2021 УИД 51RS0003-01-2021-003862-60 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 17 ноября 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Захарова А.В.
судей Булыгиной Е.В.
ФИО1
при секретаре Таушанковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2645/2021 по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., возражения против доводов жалобы истца ФИО2 и его представителя ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее - ГУ - УПФ в г. Мурманске, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 09 февраля 2021 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») в связи с работой спасателем в течение 15 лет.
Решением пенсионного органа от 18 февраля 2021 года № * ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж работы в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти не зачтены периоды: с 13.03.2011 по 18.03.2011, с 10.02.2013 по 04.03.2013, с 11.05.2014 по 03.07.2014, с 12.10.2014 по 18.10.2014, с 11.05.2015 по 02.07.2015, с 27.09.2015 по 09.10.2015, с 01.08.2016 по 28.08.2016, с 02.07.2017 по 15.07.2017, с 08.09.2019 по 28.09.2019.
В стаж на соответствующих видах работ в качестве спасателя пенсионным органом не зачтены периоды профессионального обучения, периоды получения дополнительного профессионального образования, периоды командировок для участия в соревнованиях как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, участие в которых и прохождение которых является для спасателя обязательным. На обучение и в командировки он направлялся работодателем, что подтверждается копиями приказов работодателя. В указанные периоды за ним сохранялись должность спасателя, средняя заработная плата и осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями статей 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Просил обязать ГУ - УПФ в г. Мурманске включить в его стаж в качестве спасателя периоды с 13.03.2011 по 18.03.2011, с 10.02.2013 по 04.03.2013, с 11.05.2014 по 03.07.2014, с 12.10.2014 по 18.10.2014, с 11.05.2015 по 02.07.2015, с 27.09.2015 по 09.10.2015, с 01.08.2016 по 28.08.2016, с 02.07.2017 по 15.07.2017, с 08.09.2019 по 28.09.2019 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 09 февраля 2021 года. Взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО2 о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворены.
На ГУ-УПФР в г. Мурманске возложена обязанность включить в стаж работы в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти периоды работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды командировок: с 13.03.2011 по 18.03.2011, с 10.02.2013 по 04.03.2013, с 11.05.2014 по 03.07.2014, с 12.10.2014 по 18.10.2014, с 11.05.2015 по 02.07.2015, с 27.09.2015 по 09.10.2015, с 01.08.2016 по 28.08.2016, с 02.07.2017 по 15.07.2017, с 08.09.2019 по 25.09.2019, с 01.01.2021 по 08.02.2021.
На ГУ-УПФР в г. Мурманске возложена обязанность назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 09 февраля 2021 г.
С ГУ-УПФР в г. Мурманске в пользу ФИО2 взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Мурманске - ФИО4, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части, полагает, что оснований для включения спорных периодов (нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках) в стаж работы в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти не имеется.
Указывает, что ФИО2 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года и необходимого возраста.
Ссылаясь на подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 указывает, что основными критериями предоставления права на досрочную пенсию являются постоянная работа не менее 15 лет спасателями соответствующих формирований МЧС России в должностях, предусмотренных Перечнями и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приводит довод о том, что основным документом, подтверждающим участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя. При отсутствии книжки спасателя необходимый факт подтверждается другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не соглашаясь с решением суда в части включения спорных периодов в стаж работы обращает внимание, что если в календарном году (учетном периоде) у спасателя профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России не было ни одного участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, то оснований для включения такого периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее 40 лет, не имеется.
Приводя положения статей 11, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года отмечает, что в стаж работы в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти и в стаж работы в районах Крайнего Севера не зачтены спорные периоды, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о территориальных условиях и сведения об условиях для досрочного назначения пенсии.
Указывает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем заявленные периоды не являются работой, выполняемой в льготных условиях в течение полного рабочего дня, поэтому отсутствуют правовые основания для зачета спорных периодов в специальный стаж работы.
Ссылаясь на пункт 5 «правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 полагает, что в стаж работы, дающей досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Мурманске, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения заявленных требований, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральным законом «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Условия и порядок зачета работы в качестве спасателей в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, урегулированы положениями частей 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, подпункта "и" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", а также перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечнем должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Лица, имеющие право на льготное пенсионное обеспечение являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Критериями оценки занятости работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, являются: занятость спасателей в составе профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, право на страховую пенсию досрочно до достижения возраста 40 лет, предусмотрено для лиц, выполнявших работу спасателями не менее 15 лет.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 5 названных Правил в стаж на соответствующих видах работ также включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, т.е. периоды, когда отсутствует факт непосредственного выполнения функциональных обязанностей работником согласно занимаемой должности на основании трудового договора с работодателем.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 985н.
Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, достоверности сведений индивидуального персонифицированного учета об особом характере условий труда, сведения о наличии такого стажа, в том числе дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», пунктом 22, п.п. «б» пункта 31 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 повышение квалификации является обязанностью спасателя и обязательным условием осуществления деятельности спасателей, поэтому повышение квалификации должно включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Статьей 13 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрено, что привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций; по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно должностной инструкции спасателя от 20 ноября 2010 года № 21, спасатель отвечает за поддержание на должном уровне личной физической, специальной, медицинской подготовки (пункт 2.6). Согласно пункту 3.17 должностной инструкции спасатель обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку.
Тем самым, суд верно указал, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации (курсах усовершенствования) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Возможность включения периодов нахождения в командировках в связи выполнением должностных обязанностей по занимаемой должности, на курсах повышения квалификации предусмотрена ст. ст. 169, 139 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14 сентября 2005 года ФИО2, _ _ года рождения принят в Мурманский поисково-спасательный отряд филиала СЗРПСО поиска и спасения на водных объектах МЧС России на должность спасателя, 09 ноября 2005 года ему присвоен 3 класс спасателя, 22 мая 2007 года присвоена квалификация спасатель второго класса, 02 сентября 2015 присвоена квалификация спасатель первого класса. В указанной должности истец работает до настоящего времени в аварийно-спасательном формировании, занимает штатную должность спасателя в Мурманском поисково-спасательном отряде - филиале ФГКУ «СЗРПСО МЧС России».
09 февраля 2021 года, реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО2 обратился в ГУ - УПФ в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 18 февраля 2021 года ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого стажа работы.
05 июля 2021 года УПФР в г. Мурманске принято решение № * во изменение решения от 18 февраля 2021 года, согласно которому ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого стажа работы.
Из указанного решения следует, что стаж на соответствующих видах работ составляет - 14 лет 03 месяца 20 дней (необходимых 15 лет не выработано). Таким образом, пенсионным органом принято решение об отказе в назначении пенсии.
Пенсионным органом не были приняты к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета: с 13.03.2011 по 18.03.2011, с 10.02.2013 по 04.03.2013, с 11.05.2014 по 03.07.2014, с 12.10.2014 по 18.10.2014, с 11.05.2015 по 02.07.2015, с 27.09.2015 по 09.10.2015, с 01.08.2016 по 28.08.2016, с 02.07.2017 по 15.07.2017, с 08.09.2019 по 28.09.2019 в связи с отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счета сведений о льготном характере работ (код 27-СП).
При этом материалами дела, а также уточняющей справкой работодателя Мурманский Арктический комплексный аварийно-спасательный центр МЧС России (филиал ФГКУ «Северо-Западный» региональный поисково-спасательный отряд МЧС России) подтверждено, что в периоды: с 10.02.2013 по 04.03.2013, с 11.05.2014 по 03.07.2014, с 11.05.2015 по 02.07.2015, с 27.09.2015 по 09.10.2015 ФИО2 находился на курсах повышения квалификации с отрывам от производства с сохранением средней заработной платы; с 13.03.2011 по 18.03.2011, с 12.10.2014 по 18.10.2014, с 01.08.2016 по 28.08.2016, с 02.07.2017 по 15.07.2017, с 08.09.2019 по 25.09.2019 ФИО2 находился в командировках с сохранением средней заработной платы.
Кроме того, уточняющей справкой работодателя Мурманский Арктический комплексный аварийно-спасательный центр МЧС России (филиал ФГКУ «Северо-Западный» региональный поисково-спасательный отряд МЧС России) подтверждено, что ФИО2 в период с 01.01.2021 по 09.02.2021 работал полный рабочий день, на полную ставку, в командировки не отлучался, находился на рабочем месте по месту дислокации Мурманского АКАСЦ МЧС России.
Разрешая спор и приходя к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в стаж работы в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в командировках, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами материального права, представленным по делу доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности.
Оснований не согласиться с выводами суда в обжалуемой части решения, подробно мотивированными, соответствующими нормам права и основанными на исследованных доказательствах, у судебной коллегии не имеется, поскольку в спорные периоды повышения квалификации и командировок за истцом сохранялось рабочее место и заработок, а участие в этих мероприятиях являлось необходимым по должности спасателя,
При этом неотражение работодателем в подаваемых на индивидуальный лицевой счет работника кода особых условий труда не может негативно отражаться на праве истца на досрочное пенсионное обеспечение.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении спорных периодов в стаж работы ФИО2 дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом материалами дела подтверждается занятость истца в составе аварийно-спасательного формирования и участие его в ликвидации чрезвычайных ситуаций, к которым привлекался личный состав Мурманского поисково-спасательного отряда - филиала ФГКУ «СЗРПСО МЧС России».
Судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы, связанные с необходимостью ежегодного подтверждения участия в ликвидациях чрезвычайных ситуаций не могут свидетельствовать о незаконности и необоснованности решения суда, поскольку спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках сами по себе не предполагают непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а являются иными периодами, на которые за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, тем более что на указанные мероприятия, являющиеся обязательными, истец направлялся самим работодателем.
Установив необходимую продолжительность специального стажа (с учетом включения спорных периодов, а также работы истца в той же должности с 01.01.2021 по дату обращения в пенсионный орган) суд признал за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию п.16 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ с даты обращения 09 февраля 2021 г., доводов о несогласии с решением в указанной части в жалобе не содержится.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске – без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |