ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-265/20 от 18.08.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 августа 2020 года по делу № 33-4867/2020

Судья в 1-й инстанции ФИО1, дело № 2-265/2020

УИД 91RS0004-01-2019-001251-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Гоцкалюка В.Д.

Судей

Бондарева Р.В.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации города Алушты Республики Крым о понуждении заключить договор аренды,

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2020 года,

у с т а н о в и л а:

ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации г. Алушты о понуждении заключить договор аренды.

Требования мотивированы тем, что 30 июля 2007 года он заключил с Партенитским поселковым советом договор аренды земельного участка площадью 0,0030 га. = 30 м.кв., расположенный по адресу: <адрес>, сроком до 08 декабря 2009 года. Указанный договор прошел государственную регистрацию 27 ноября 2007 года. На основании дополнительного соглашения № 1 к указанному выше договору аренды земли его срок продлен до 01 сентября 2014 года. В июле 2016 года он обратился в Администрацию города Алушты с заявлением о заключении договора аренды земельного участка вместо договора аренды, который закончился в сентябре 2014 года, однако ему было отказано в связи с тем, что внесены изменения в Закон в части предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов арендатору земельного участка, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по договору, если срок действия договора истекает в период с 1 января 2013 года по 1 января 2017 года, а именно п. 5 ст. 22.1. Закона утратил силу.

Данный отказ как и последующий оформленный постановлением Администрации г. Алушты от 03 сентября 2018 года № 1879 принятый по тем же основаниям отменены судебными решениями с указанием рассмотреть поданное им заявление с учетом законодательства действующего на момент подачи им обращения.

Просил обязать Администрацию города Алушта не позднее тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда на основании его заявления от 29 декабря 2016 года № 02.9-10/188 заключить договор аренды земельного участка площадью 30 м.кв., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , с учетом положений статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторый вопросах земельных отношений» в редакции от 23 ноября 2016 года, на следующих основных условиях: предмет договора - земельный участок площадью 30 м.кв., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; Срок договора - 10 лет; арендная плата 2 108,61 рублей в год или 175,72 рублей в месяц и цена выкупа - 35 143,50 рублей; условия выкупа земельного участка - арендованное имущество переходит в собственность арендатора до истечения срока аренды при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2020 года в удовлетворении иска ФИО4 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Обжалуемое решение считает незаконным, принятым с нарушением норм процессуального и материального права. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не основаны на материалах дела.

Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что решением Партенитского поселкового совета № 38-43 от 08 декабря 2004 года утвержден проект отвода землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,00030 га и техническая документация по землеустройству об установлении границ в натуре для размещения временного металлического гаража по <адрес>. Данный земельный участок предоставлен Ермаку В.Ф. в аренду.

30 июля 2007 года между Партенитским поселковым советом и Ермаком В.Ф. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, площадью 0,0030 га в районе газлольдерной по <адрес>, сроком до 08 декабря 2009 года.

В соответствии с дополнительным соглашением №1 к договору аренды земли, прошедшему государственную регистрацию 27 ноября 2007 года № 6, срок действия данного договора аренды земельного участка продлен до 01 сентября 2014 года.

29.12.2016 года ФИО4 в лице представителя ФИО5 обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка площадью 0,0030 га в районе газлольдерной по <адрес> (л.д. 4).

Письмом начальника Управления земельных отношений Администрации г. Алушта от 02.02.2017 г. ФИО4 уведомлен о невозможности заключения договора аренды в виду внесения изменений в Закон Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Решением Алуштинского городского суда от 19 апреля 2018 года решение об отказе в заключении договора аренды оформленное письмом от 02 февраля 2017 года № 02-17-30/1 признано незаконным.

Постановлением Администрации г. Алушта от 03 сентября 2018 года №1879 Ермаку В.Ф. отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> газгольдерной, кадастровый , площадью 30 кв.м., в связи с тем, что ст.22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений» утратила силу 14 января 2017 года.

Решением Алуштинского городского суда от 06 декабря 2018 года признано незаконным постановление администрации города Алушта Республики Крым №1879 от 03 сентября 2018 года «О рассмотрении заявления гражданина ФИО4».

Постановлением Администрации города Алушты от 27 февраля 2020 года № 515 рассмотрено заявление ФИО4, постановлено отказать гражданину Ермаку В.Ф., в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 30 кв.м, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет нрава на приобретение земельного участка без проведения торгов, что является основанием для отказа в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В последующем после разрешения настоящего дела судом первой инстанции постановление Администрации города Алушты от 27 февраля 2020 года № 515, решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 июня 2020 года было отменено.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что срок действия договора аренды от 30 июня 2007 года истек до 01 января 2013 данный договор не попадает под действие пункта 5 статьи 22.1. Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015. Дополнительное соглашение к договору аренды земли, которое было оформлено и зарегистрировано в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли Партенитского поселкового совета от 04 июля 2012 года не принимается во внимание, поскольку было заключено после истечения срока основного договора аренды то есть вносило изменения уже в недействующий договор.

Однако с таким выводом суда первой инстанции не может согласится судебная коллегия.

В апелляционной жалобе ФИО4 указывает, что выводы суда первой инстанции об окончании срока договора аренды в 2009 году являются неправомерными.

Судебная коллегия полагает, данный довод заслуживающим внимания, поскольку как следует из материалов дела и неоднократно было установлено судебными решениями 30 июля 2007 года между Партенитским поселковым советом и Ермаком В.Ф. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, площадью 0,0030 га в районе газлольдерной по <адрес>, сроком до 08 декабря 2009 года.

В соответствии с дополнительным соглашением №1 к договору аренды земли, прошедшему государственную регистрацию 27 ноября 2007 года № 6, срок действия данного договора аренды земельного участка продлен до 01 сентября 2014 года, которое также прошло государственную регистрацию 01 июля 2012 года.

Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления дополнительным соглашением № 1 к договору аренды земли, заключенному между Партенитским поселковым советом и Ермаком В.Ф., прошедшему государственную регистрацию 27 ноября 2007 года № 6, продлил срок действия договора аренды земельного участка площадью 0,0030 га, для размещения временного металлического гаража по <адрес> до 01 сентября 2014 года.

Судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что срок действия договора закончился в 2009 году ввиду чего положения пункта 5 части 1 статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015, в редакции, действовавшей по состоянию на 29 декабря 2016 года, на него не распространяются.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение подлежит отмене.

Из искового заявления ФИО4 следует, что он просит возложить обязанность заключить с ним договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 30 кв.м, исходя из пункта 5 части 1 статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015, в редакции, действовавшей по состоянию на 29 декабря 2016 года, которая предоставляла ему право заключить такой договор без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1); условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4).

Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению.

В силу абзаца 1 пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует общие случаи, когда для одной из сторон заключение договора обязательно: статьи 426 и 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления о заключении договор аренды) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Случаи, при которых договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, предусмотрены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом, наряду с основаниями, предусмотренными в Земельном кодексе для заключения договора аренды земельного участка, на территории Республики Крым действует специальное нормативное регулирование, применяемое в предусмотренных случаях.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Статьей 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В силу преамбулы данного Закона, им предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

При этом, статья 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в редакции действовавшей на момент обращения ФИО4 с заявлением о заключении с ним договора аренды от 29 декабря 2016 года, указывала, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка:

1) для размещения объектов, которые предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;

2) предусмотренного инвестиционными соглашениями, заключенными в рамках Инвестиционной декларации Республики Крым, утвержденной Указом Главы Республики Крым от 11 сентября 2014 года N 272-У, обеспечивающими существенное увеличение занятости населения Республики Крым и (или) существенное увеличение налоговых доходов, а также инвестиционными соглашениями, заключенными в сфере капитального строительства на территории Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, при наличии согласования Главы Республики Крым;

3) предусмотренного соглашением о государственно-частном партнерстве;

4) необходимого для предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при наличии соответствующего решения Главы Республики Крым;

5) арендатору земельного участка, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по договору, если срок действия договора аренды истекает в период с 1 января 2013 года по 1 января 2017 года;

6) юридическому лицу, которому переданы функции Технического заказчика до вступления в силу Федерального конституционного закона на объекты строительства, имеющему необходимую документацию для осуществления строительных работ, перечень которой утвержден Советом министров Республики Крым, в случаях если застройка производилась на земельном участке, использовавшемся на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного до вступления в силу Федерального конституционного закона, срок которого истекает (истек) после 1 января 2013 года, и арендатор такого земельного участка не осуществил действия, установленные статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Предоставление земельного участка в случаях, установленных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, осуществляется на срок, заявленный заинтересованными лицами, но не превышающий трех лет, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", при условии подачи заявления о предоставлении земельного участка до 1 января 2017 года.

При предоставлении земельного участка в случае, установленном пунктом 6 настоящей статьи, сведения о юридических лицах, не осуществивших действия, установленные статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", запрашиваются самостоятельно органом, уполномоченным на распоряжение землей, в порядке межведомственного взаимодействия в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

В случае заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктами 5, 6 настоящей статьи существенным условием нового договора аренды является положение, в соответствии с которым плата за пользование земельным участком с момента окончания срока действия предыдущего договора до момента заключения нового договора засчитывается в арендную плату по новому договору аренды, размер которой не может быть меньше размера арендной платы, устанавливаемой в соответствии с нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Таким образом, на момент обращения в администрацию города Алушта с заявлением о заключении договора аренды, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключался без проведения торгов.

Статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень оснований для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Из взаимосвязанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 1 статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015, в редакции, действовавшей по состоянию на 29 декабря 2016 года, следует, что лицо может обратится с соответствующим заявлением о заключении договора аренды без проведения торгов, при наличии определенных оснований, а компетентный орган должен его рассмотреть и принять решение.

Однако данные нормы права не возлагают на органы местного самоуправления, компетентные на заключение таких договоров, обязанности заключить договор с лицом обратившимся с таким заявлением.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Администрация города Алушты указывает, что 30 июля 2007 года между Партенитским поселковым советом и Ермаком В.Ф. был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, площадью 0,0030 га в районе газлольдерной по <адрес>, сроком до 08 декабря 2009 года.

При этом, из пункта 2 договора аренды следует, что Ермаку В.Ф. в аренду предоставлялся земельный участок в том числе: улицы, площади.

К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).

Земельные участки общего пользования - это земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. Это следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации.

Граждане могут свободно пользоваться земельными участками общего пользования, которые находятся в публичной собственности, и находиться на них без каких-либо разрешений, если они открыты для общего доступа (п. 1 ст. 262 ГК РФ).

В отношении таких земель (земельных участков) установлен ряд ограничений, в частности: их нельзя приобрести в собственность, так как участки общего пользования не подлежат приватизации (ц. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации); они не предоставляются в аренду на торгах (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).

Оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

По правилам пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, Администрация города Алушты указывает, что земельный участок, который является территорий общего пользования, не может быть предоставлен в аренду, а тем более быть выкуплен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 33 части 2 статьи 26 Устава муниципального образования городской округ Алушта определено, что к полномочиям Алуштинского городского совета относится установление порядка определения размеров арендной платы за землю в отношении земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления городского округа, если порядок определения размера арендной платы не установлен уполномоченными органами государственной власти, предоставление льгот по арендной плате за землю.

Решением Алуштинского городского совета от 19 апреля 2019 года №59/43 «Об утверждении Порядка о продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов» утвержден Порядок о продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов.

Порядок «О продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов» определяет процедуру продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов и заключения договора купли-продажи земельного участка.

Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации, нормативноправовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами для указанных видов имущества.

Объектами продажи являются земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Муниципального образования, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов предоставляется физическим и юридическим лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений. Цена земельного участка устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Администрация города Алушты указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено, применительно к земельным участкам, осуществления выкупа земли в обход положений статей 39.3, 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации путем указания в договоре аренды о праве арендатора перехода права собственности на участок при условии внесения выкупной цены.

Более того, у истца отсутствуют правовые основания для получения земельного участка путем выкупа без процедуры торгов в соответствии с положениями ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Ни под одно из оснований пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации истец не подпадает, соответственно, может быть проведена только процедура торгов в форме аукциона.

Таким образом, включение в проект договора аренды положений о выкупе земли путем внесения выкупной цены, свидетельствовать будет о ничтожности сделки ввиду несоответствия закону (ст. ст. 39.3, 39.4 ЗК РФ).

Представитель администрации города Алушты в судебном заседании суда апелляционной инстанции также пояснил, что при подготовке распорядительного акта в виде постановления администрации города Алушты о предоставлении земельного участка в аренду и последующего заключения договора аренды земли, Администрация, как собственник участка, принимает решение о временной передачи имущества, что присуще только собственнику имущества, что отсутствует у суда (право распоряжаться имуществом).

Согласно положений ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, Суд не вправе подменять собой органы местного самоуправления, а тем более на свое усмотрение определять существенные условия договора аренды, согласование которых входит в исключительную компетенцию Арендодателя и Арендатора.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Так указанные полномочия муниципалитета по распоряжению имуществом предусмотрены положениями статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 47 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, которыми предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 16 статьи 32 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым к полномочиям Администрации относится в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке и в пределах полномочий, установленных Алуштинским городским советом, в том числе:

обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществление перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; подготовка для утверждения документов об установлении публичных сервитутов в городе; организация проведения торгов (аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изъятие земельных участков в пределах города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; утверждение (согласование) землеустроительной документации, организация и проведение землеустройства в пределах своей компетенции; принятие решения об ипотеке земельных участков;

осуществление формирования муниципальной собственности; управление муниципальной собственностью города; решение вопросов создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности; осуществление полномочий собственника имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений города; осуществление прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности; ведение реестра муниципальной собственности; осуществление приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами в порядке, определенном Алуштинским городским советом.

Представитель администрации города Алушты также пояснил, что в Публичной кадастровой карте, в отношении участка с кадастровым номером 90:15:020105:133 указан вид разрешенного использования как объекты гаражного назначения.

В настоящее время согласно положений Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" отсутствует указанный ВРИ.

Под кодом 2.7.1. значится ВРИ - хранение автотранспорта, который предусматривает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9.

Код 4.9. Классификатора (в редакции действующей с 04 февраля 2019 года) предусматривает вид разрешенного использования земельного участка "служебные гаражи", который предназначен для размещения постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0 ("общественное использование объектов капитального строительства"), 4.0 ("предпринимательство"), а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо.

При этом код 4.9. (в редакции до 04 февраля 2019 года) предусматривал вид разрешенного использования "обслуживание автотранспорта", предназначенный для размещения постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1."

С учетом того, что код 4.9 служебные гаражи не может быть присвоен участку, а код 2.7.1. хранение автотранспорта не предусматривает размещение временных гаражей, в отличии от кода 4.9, таким образом, отсутствуют основания для заключения договора аренды, поскольку будет иметь место использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, за что предусмотрена ответственность согласно ст. 8.8. КоАП РФ и ст. 46 ЗК РФ - расторжение договора аренды земли.

Согласно подпункта 20 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.

С учетом внесенных сведений в ЕГРН, которые не соответствуют законодательству, земельному участку не присвоен верный вид разрешенного использования, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для предоставления участка.

Относительно возможности размещения временного гаража без предоставления участка в аренды на территории Республики Крым предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-3РК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", с целью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).

В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.

На момент обращения в администрацию города Алушта с заявлением о заключении договора аренды, в силу положений пункта 5 части 1 статьи 22.1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключался без проведения торгов.

При этом, согласно положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о заключении договора аренды без проведения торгов, уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчика отсутствует обязанность заключить с истцом указанный договор аренды земли, равно как истцом не представлено доказательств тому, что ответчик обязан заключить договор аренды испрашиваемого истцом земельного участка, ввиду чего в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 11 марта 2020 года – отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО4 – отказать.

Председательствующий Гоцкалюк В.Д.

Судьи Бондарев Р.В.

ФИО2