ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-266/19 от 06.02.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-41/2019

судья Гарголло А.Ю.

(№ дела в суде 1 инстанции 2-266/2019,

УИД 75MS0058-01-2019-003066-51)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кардаша В.В.,

судей Кузнецовой О.А., Процкой Т.В.,

при секретаре Ворониной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 06 февраля 2019 года гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Прокловой Е. Ю. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, пени,

по апелляционной жалобе ответчика Прокловой Е.Ю.

на решение Улётовского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:

исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» удовлетворить.

Взыскать с Прокловой Е. Ю. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации задолженность за коммунальные услуги в размере 54 302 рубля 36 копеек, пени в размере 5 049 рублей 62 копейки за период с <Дата> по <Дата>, всего 59 351 (пятьдесят девять тысяч триста пятьдесят один) рубль 98 копеек.

Взыскать с Прокловой Е. Ю. в доход бюджета Улетовского муниципального района государственную пошлину в размере 1 980,55 рублей.

Заслушав доклад судьи Кардаша В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании договора управления специализированным жилищным фондом Министерства обороны РФ от <Дата>-УЖФ, истец является Управляющей компанией в отношении специализированно жилищного фонда Министерства обороны РФ, включая жилое помещение, в котором проживает Проклова Е.Ю. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России надлежащим образом выполняет обязательства по оказанию коммунальных услуг. Ответчик оплату жилищно-коммунальных услуг не производит, в связи с чем, у неё образовалась задолженность за период с <Дата> по <Дата> в размере <данные изъяты>. С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с Прокловой Е.Ю. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере <данные изъяты> (л.д.3-4).

В ходе рассмотрения дела истец заявленные исковые требования уточнил, указав, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Просил суд взыскать с Прокловой Е.Ю. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженность за предоставленные коммунальные услуги за период с <Дата> по <Дата> в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> (л.д.71-73).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.147-153).

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Проклова Е.Ю. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает, что судом не истребованы документы, подтверждающие наличие правоотношений между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный. Ссылается на то, что при расчете задолженности необходимо было учитывать, что жилая площадь помещения составляет 56,9 кв.м, а количество жильцов – 3 человека. Судом не было учтено, что жилье, нанимателем которого является ответчик, не относится к специализированному жилому фонду МО РФ. Квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и предоставлена ответчику по договору социального найма. С <Дата> по <Дата> управляющей компанией, обслуживающей муниципальный жилой фонд п.Горный, является МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный. Указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по отношению к собственникам физическим лицам и администрации городского округа ЗАТО п.Горный выступает в качестве ресурсоснабжающей организацией. Ссылается на то, что она обязана вносить плату за коммунальные услуги управляющей компании, а не истцу. Полагает, что ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять потребителям и взимать с них плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. С <Дата> затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией. Проклова Е.Ю. полагает, что она не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям. Считает, что оснований для взыскания пени не имелось, поскольку истцом не исполнена обязанность по предоставлению ответчику платежных документов. Полагает, что истец необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг. Считает, что расчет задолженности за коммунальные услуги является недопустимым доказательством, полученным с нарушением действующего законодательства. Ссылается на то, что Прокловой Е.Ю. в адрес истца неоднократно направлялись заявления с требованием о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг, которые оставлены без ответа. Полагает, что у истца отсутствуют законные основания взыскивать с нанимателей жилых помещений муниципального фонда оплаты за предоставленные коммунальные услуги. Ссылается на то, что в доме установлены бойлеры и общедомовые приборы учета. Расчеты задолженности произведены истцом без учета показаний общедомовых приборов учета и являются незаконными. Указывает, что на потребителя не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде. Ссылается на отсутствие сведений о заключении договора между ответчиком и АО «ГУ ЖКХ», являвшимся ресурсоснабжающей организацией до истца (л.д.156-159, 164-165, 184-186).

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнения к ней представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В возражениях на дополнения к апелляционной жалобе приведены расчеты задолженности за коммунальные услуги и пени (л.д.178-179).

Ответчик Проклова Е.Ю. о дате, времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое протокольным определением судебной коллегии оставлено без удовлетворения.

Представитель истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу и дополнения к жалобе, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской (далее – ЖК РФ) наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Как следует из материалов дела, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации городского округа ЗАТО <адрес>, предоставлено Прокловой Е.Ю. по договору социального найма от <Дата>. Управление многоквартирным жилым домом, в котором расположена вышеназванная квартира, с <Дата> по настоящее время осуществляет управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный. В период с января по декабрь 2018 года услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения в доме оказывало ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом главы ЗАТО п.Горный от <Дата> (л.д.26).

Согласно справке о регистрации от <Дата> в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства с <Дата> по настоящее время Проклова Е.Ю. и члены её семьи Проклова И.А. (дочь), Проклова Г.П. (мать) (л.д.51).

Поквартирной карточкой подтверждается, что помимо Прокловых в указанной квартире в период с <Дата> по <Дата> были зарегистрированы Воронухина В.И. и Воронухина Л.В. (л.д.52).

Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет общую площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м (л.д.53-68).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Проклова Е.Ю. не выполняет обязанности по внесению истцу платы за коммунальные услуги, в связи с чем, образовалась задолженность. Согласившись с представленным истцом расчетом задолженности, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности за коммунальные услуги и пени в заявленном размере.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания с Прокловой Е.Ю. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженности за коммунальные услуги.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что истец является ресурсоснабжающей организаций и не вправе требовать от ответчика внесения платы за коммунальные услуги, поскольку таковая должна вноситься в управляющую компанию, в связи с чем, Проклова Е.Ю. является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению.

В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Исключение из этого правила было предусмотрено частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, утратившей силу <Дата>. Согласно данной норме, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Статьей 157.2 ЖК РФ, которая введена в действие с <Дата>, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, по общему правилу, плата за коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма вносится управляющей организации. Исключением из этого правила является случай, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, с <Дата> предусмотрена возможность внесения оплаты за коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации на основании договоров, заключенных такими организациями с каждым собственником помещения в многоквартирном доме в указанных в законе случаях.

Согласно части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Отказ от заключения такого договора управляющей организацией не допускается.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для дела являлось выяснение вопросов о том, был ли заключен договор предоставления коммунальных услуг между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, если нет, то по каким причинам, выставляет ли ресурсоснабжающая организация счета за поставку коммунальных ресурсов управляющей организацией, вносят ли наниматели (собственники) помещений плату за коммунальные услуги управляющей организации, принималось ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Поскольку судом первой инстанции указанное требование процессуального закона выполнено не было, соответствующие дополнительные доказательства могут быть в порядке статьи 327.1 ГПК РФ исследованы и оценены судом апелляционной инстанции.

Из приобщенного судом в качестве нового доказательства ответа главы ЗАТО п.Горный от <Дата> следует, что МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный осуществляет свою деятельность как управляющая организация на основании договора управления многоквартирными домами от <Дата>, ранее с указанным предприятием также был заключен договор управления многоквартирными домами от <Дата>. С <Дата> по настоящее время поставку горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения обеспечивает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д.209-210). При этом, в ответе отсутствуют запрошенные судом сведения о том, принималось ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Кроме того, к материалам дела в качестве нового доказательства приобщен ответ директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от <Дата>, из которого следует, что МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный является управляющей организацией на территории ЗАТО п.Горный, в том числе и по спорному адресу: <адрес>. Договор теплоснабжения между истцом и управляющей компанией в спорный период не был заключен. При этом, собственники и наниматели помещений многоквартирных жилых домов в ЗАТО п.Горный в спорный период не вносили плату за коммунальные услуги управляющей организации. Таким образом, отношения между управляющей компанией и истцом не могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Фактические договорные отношения сложились в спорный период между истцом и ответчиком Прокловой Е.Ю. в спорном жилом помещении по поставке коммунальных ресурсов. В данном случае МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный исполнителем коммунальных услуг не является. Исполнителем коммунальной услуги является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д.208).

Из пояснений представителя истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С. в суде апелляционной инстанции следует, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный не заключались, поскольку управляющая организация уклоняется от их подписания, какие-либо счета истец управляющей организации не выставляет. Из представленного суду письма директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от <Дата> следует, что проекты договоров возвращены в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России без рассмотрения.

Таким образом, судебная коллегия полагает установленным тот факт, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и управляющей организацией не заключались, МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный уклоняется от заключения таких договоров. При этом, истец не выставляет управляющей организации счета за поставку коммунальных ресурсов, а наниматели и собственники помещений не вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации. Сведения о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, отсутствуют.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный, уклоняющаяся от заключения договора с ресурсоснабжающей компанией и не принимающая плату за коммунальные услуги от нанимателей и собственников помещений, не может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Указанные действия управляющей компании не могут служить препятствием для получения ресурсоснабжающей компанией платы за фактически предоставленные коммунальные услуги, в том числе, путем предъявления требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг непосредственно к нанимателям и собственникам жилых помещений, которым они предоставлены.

При изложенных обстоятельствах, имеются основания для взыскания задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги с ответчика в пользу истца.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что представленный истцом расчет задолженности является неверным.

Как следует из представленного истцом расчета (л.д.74), при определении размера задолженности за оказанные коммунальные услуги учитывалась площадь жилого помещения 58,10 кв.м и количество проживающих 4 человека. Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что общая площадь жилого помещения составляет 56,9 кв.м (л.д.53-68), а количество зарегистрированных лиц – 3 человека (5 человек в период с <Дата> по <Дата>).

Кроме того, представленными истцовой стороной в возражениях на дополнения к апелляционной жалобе развернутыми расчетами подтверждается, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при начислении платы за коммунальные услуги необоснованно применяет нормативы потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с учетом повышающих коэффициентов, а также неверно производит расчет платы за горячее водоснабжение, которое осуществляется путем подогрева холодной воды.

Из расчетов истца следует, что применялись нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>. Так, применялись нормативы потребления с учетом повышающих коэффициентов: для холодной воды – 7,32 куб.м в месяц на 1 чел., для горячей воды – 4,89 куб.м в месяц на 1 чел., для водоотведения – 12,21 куб.м в месяц на 1 чел. Вместе с тем, приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата> внесены изменения, которыми исключены столбцы – 12 приложений – 36, содержащие нормативы с учетом повышающих коэффициентов.

Судебная коллегия отмечает, что при начислении ответчику платы за коммунальные услуги не подлежит применению повышающий коэффициент, установленный пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> (далее – Правила ). При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Федеральным законом от <Дата> №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до <Дата> завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с <Дата> – 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме возлагает на его собственника, то неблагоприятные имущественные последствия (применение повышающего коэффициента) за несовершение собственником действий по оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета не могут быть возложены на нанимателей, как лиц, неуправомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.

Таким образом, повышающий коэффициент не может быть применен при начислении платы за коммунальные услуги Прокловой Е.Ю., которая является нанимателем жилого помещения.

Кроме того, при расчете истцом платы за горячее водоснабжение дважды применена формула приложения к Правилам (графы ГВС и ГВС-нагрев). Вместе с тем, материалами дела подтверждается и представителем истца не оспаривалось, что горячее водоснабжение квартиры, нанимателем которой является ответчик, осуществляется путем подогрева холодной воды с использованием водоподогревателя. Следовательно, при расчете платы за горячее водоснабжение (далее – ГВС), подлежит применению формула 23 приложения к Правилам (с применением двухкомпонентных тарифов на горячую воду).

Ввиду того, что представленный истцом расчет задолженности по оплате за коммунальные услуги является неверным, судебной коллегией произведен новый расчет.

Поскольку начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном жилом помещении осуществляется равномерно в течение календарного года, то размер платы за отопление производится по формуле 2(1) приложения к Правилам (произведение общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, а также тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата> для жилых помещений ЗАТО п.Горный с <Дата> установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению равным 0,0247 Гкал/кв. метр, а также коэффициент периодичности, составляющий 0,75.

Тарифы на отопление для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА).

Таким образом, за период с апреля 2017 года по июнь 2017 года размер платы за отопление составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты> ? <данные изъяты>/Гкал).

За период с июля 2017 года по июнь 2018 года размер платы за отопление составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За период с июля 2018 года по декабрь 2018 года размер платы за отопление составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За период с января 2019 года по май 2019 года размер платы за отопление составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты> ? <данные изъяты>/Гкал).

Следовательно, размер платы за отопление за период с <Дата> по <Дата> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> ? 3 мес. + <данные изъяты> ? 12 мес. + <данные изъяты> ? 6 мес. + <данные изъяты> ? 5 мес.).

Расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение производится по формуле 4 приложения к Правилам (произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги и тариф (цены) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата> для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлены следующие нормативы потребления: холодной воды – 4,88 куб.м/месяц на 1 чел.; горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел., водоотведения – 8,14 куб.м/месяц на 1 чел.

Тарифы на питьевое водоснабжение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА).

Таким образом, за период с апреля 2017 года по июнь 2017 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты> ? <данные изъяты>/куб.м.).

За период с июля 2017 года по июнь 2018 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За июль 2018 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты> ? <данные изъяты>/куб.м.).

В период с <Дата> по <Дата> в квартире было зарегистрировано 5 человек, в связи с чем, за период с сентября 2018 по декабрь 2018 года при расчетах учитывается указанное количество граждан. Исходя из количества дней, когда в квартире было зарегистрировано 3 человека, а когда 5 человек, применив пропорцию, получаем, что в августе 2018 года число граждан для расчетов принимается равным <данные изъяты>

За август 2018 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За январь 2019 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За период с февраля 2019 года по май 2019 года размер платы за холодное водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

Следовательно, размер платы за холодное водоснабжение за период с <Дата> по <Дата> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> ? 3 мес. + <данные изъяты> ? 12 мес. + <данные изъяты> ? 1 мес. + <данные изъяты> ? 1 мес. + <данные изъяты> ? 4 мес. + <данные изъяты> ? 1 мес. + <данные изъяты> ? 4 мес.).

Тарифы на водоотведение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА).

Таким образом, за период с апреля 2017 года по июнь 2017 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За период с июля 2017 года по июнь 2018 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За июль 2018 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За август 2018 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За январь 2019 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

За период с февраля 2019 года по май 2019 года размер платы за водоотведение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты><данные изъяты>/куб.м.).

Следовательно, размер платы за водоотведение за период с <Дата> по <Дата> составит <данные изъяты> (<данные изъяты>

Расчет платы за горячее водоснабжение производится по формуле 23 приложения к Правилам :

,

где:

– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении – исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении – из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

ТХВ – компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

– объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

TТ/Э – компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно приложению к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата> для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлен норматив потребления горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел.

Компонент на холодную воду равен тарифам на питьевое водоснабжение, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м., в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА).

Объем (количество) тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитывается как произведение норматива потребления горячей воды (3,26 куб.м/месяц на 1 чел.) и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (согласно приложения к письму Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата> для котельной ЗАТО п.Горный составляет 0,017432). Таким образом, объем (количество) тепловой энергии составит <данные изъяты>

Компонент на тепловую энергию равен тарифам на отопление, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал, в период с <Дата> по <Дата><данные изъяты>/Гкал (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА, от <Дата>-НПА).

Таким образом, за период с апреля 2017 года по июнь 2017 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц <данные изъяты> ? <данные изъяты>/куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м ? <данные изъяты>/Гкал).

За период с июля 2017 года по июнь 2018 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За июль 2018 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За август 2018 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За период с сентября 2018 года по декабрь 2018 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (3<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За январь 2019 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

За период с февраля 2019 года по май 2019 года размер платы за горячее водоснабжение составит <данные изъяты> в месяц (<данные изъяты><данные изъяты>/Гкал).

Следовательно, размер платы за горячее водоснабжение за период с <Дата> по <Дата> составит 3 <данные изъяты>

Общий размер задолженности за коммунальные услуги за период с <Дата> по <Дата> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>).

С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера подлежащей взысканию суммы задолженности. С Прокловой Е.Ю. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежит взысканию задолженность за коммунальные услуги за период с <Дата> по <Дата> в размере <данные изъяты>.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение, нанимателем которого является ответчик, является муниципальной собственностью; Прокловой Е.Ю. в адрес истца неоднократно направлялись заявления с требованием о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг, которые оставлены без ответа; отсутствуют сведения о заключении договора между ответчиком и АО «ГУ ЖКХ», являвшимся ресурсоснабжающей организацией до истца, не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для отказа во взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять потребителям и взимать с них плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку с <Дата> затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, выводов суда первой инстанции не опровергают. Из материалов дела следует, что истцом не предъявлялась ко взысканию плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Указание в жалобе на то, истец необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг, является необоснованным. Поскольку истец оказывает ответчику коммунальные услуги, то он вправе производить расчет платы за оказанные услуги, а также расчет задолженности по оплате таких услуг и требовать её взыскания в судебном порядке. Доказательств нарушения истцом требований Федерального закона от <Дата> №152-ФЗ «О персональных данных» ответчиком не представлено.

Ссылки в жалобе на то, что расчеты задолженности необоснованно произведены истцом без учета показаний общедомовых приборов учета, не могут быть приняты во внимание.

Из приобщенных к материалам дела в качестве новых доказательств ответов директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от <Дата> и главы ЗАТО п.Горный от <Дата> следует, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> установлены общедомовой прибор учёта холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоподогреватель для горячего водоснабжения <Дата> подрядчиком ООО УК «Коммунальное хозяйство». Вместе с тем, сведений о вводе в эксплуатацию вышеназванных общедомовых приборов учета не представлено.

Статьей 13 Федерального закона от <Дата> №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В силу пункта 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Таким образом, применение общедомовых приборов учета при расчетах за энергетические ресурсы возможно только после ввода таких приборов в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что установленные в доме общедомовые приборы учета тепловой энергии и холодного водоснабжения были введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, у истца не имелось оснований производить начисления по показаниям данных приборов учета.

Таким образом, оснований для отказа во взыскании с ответчика задолженности по оплате за коммунальные услуги по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания пени.

Положения статей 153, 154 ЖК РФ возлагают на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Однако исполнение данной обязанности обеспечивается корреспондирующей обязанностью исполнителя услуги представлять потребителю в установленные законом сроки платежные документы для уплаты денежных сумм.

Это следует из пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Аналогичная по содержанию норма установлена пунктом 67 Правил . В платежном документе, помимо прочего, указываются: оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды (подпункты в, г, з пункта 69 Правил ).

Как следует, из содержания дополнений к апелляционной жалобе, ответчик Проклова Е.Ю. ссылается на то, что платежные документы истцом ей не направлялись (л.д.164-165).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С. не оспаривала тот факт, то платежные документы ответчику истцом не направлялись. При этом, ссылалась на то, что платежные документы были размещены истцом в системе в электронной форме. В подтверждение указанных доводов представлен платежный документ за май 2019 года, сформированный <Дата> и размещенный в ЕЛС ГИС ЖКХ под номером .

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы представителя истца о размещении платежных документов в системе в электронной форме не подтверждены какими-либо доказательствами. Представленный суду платежный документ был сформирован <Дата>, то есть в период рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Доказательств того, что истец ежемесячно в установленные законом сроки размещал платежные документы в системе в электронной форме, либо направлял их ответчику иным способом, суду не представлено.

Данное обстоятельство судом первой инстанции оставлено без внимания, хотя разрешение вопроса об исполнении кредиторской обязанности имело правовое значение для исхода спора, поскольку влияло на привлечение (освобождение) ответчика от ответственности в виде неустойки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

О пенях как текущей финансовой санкции говорится и в части 14 статьи 155 ЖК РФ.

Несмотря на то, что пени уплачиваются в случае виновного неисполнения собственником обязательства, судом не названы платежные документы, просроченные к оплате.

Поскольку доказательств направления истцом платежных документов ответчику не представлено, с учетом конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания пеней с Прокловой Е.Ю.

Таким образом, решение суда в части взыскания с ответчика пени за период с <Дата> по <Дата> подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требования о взыскании пени за указанный период.

Ввиду частичной отмены и изменения решения суда, обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части размера взыскиваемой государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче искового заявления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ходатайствовало об освобождении от уплаты государственной пошлины (л.д.5). Приняв к рассмотрению исковое заявление без уплаты госпошлины, суд фактически освободил истца от её уплаты. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика.

С учетом суммы удовлетворенных исковых требований (<данные изъяты>), размер государственной пошлины в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составит <данные изъяты> (<данные изъяты> + 3% ? (<данные изъяты><данные изъяты>)).

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Улётовского районного суда Забайкальского края от <Дата> отменить в части взыскания пени, принять в указанной части новое решение, которым требование Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» к Прокловой Е. Ю. о взыскании пени за период с <Дата> по <Дата> оставить без удовлетворения.

В части размера подлежащих взысканию суммы задолженности и государственной пошлины решение суда изменить.

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» удовлетворить частично.

Взыскать с Прокловой Е. Ю. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации задолженность за коммунальные услуги за период с <Дата> по <Дата> в размере 41 711 рублей 58 копеек.

Взыскать с Прокловой Е. Ю. в доход бюджета Улетовского муниципального района государственную пошлину в размере 1 451 рубль 35 копеек.

Председательствующий:

Судьи: