Дело № 33-6905/2020
В суде первой инстанции № 2-2680/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 ноября 2020 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Лукьянченко Р.В.,
судей: Королева Ю.А., Тарасовой А.А.,
при секретаре Андросовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдаева В. В. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 июня 2020 года,
Выслушав доклад судьи Лукьянченко Р.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Юдаев В.В. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании недействительным распоряжения об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее:
истец имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав. С мая 2005 года воспитывался в детском доме. Является собственником 1/2 доли жилого дома <адрес>, который в настоящее время разрушен и для жилья не пригоден. В январе 2020 года ответчик необоснованно отказал истцу в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. До достижения совершеннолетия истца, органы опеки, администрация детского не передали в министерство жилищно-коммунального хозяйства документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
В связи с чем, с учетом заявления об изменении предмета иска истец просил обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края установить факт невозможности проживания в жилом помещении, включить в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Хабаровске не менее 18 кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Юдаеву В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в г.Хабаровске, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом не установлены обстоятельства, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения 23 лет, а также факт невозможности проживания в жилом помещении, находящимся в собственности у истца. Судом не рассмотрено требование о включении в список нуждающихся в жилом помещении. Предоставление жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции стороны участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, об отложении рассмотрения дела не просили. Истец просил рассмотреть дело без его участия. В связи с чем, дело рассмотрено без участия не явившихся сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что вступившим в законную силу решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 марта 2005 года его мать ФИО2 и отец ФИО3 лишены родительских прав.
Распоряжением Главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 03.05.2005 № 373-р ФИО1 определен в детский дом № 1 с. Хурба.
Постановлением Главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 12.09.2008 № 824 ФИО1 передан на полное государственное попечение в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 18» г. Комсомольска-на-Амуре.
На основании договора купли-продажи от 25.08.2004 за ФИО4 и его отцом ФИО3, 14.09.2004 зарегистрировано право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на дом <адрес>
Из сообщений администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, направленных в ГККОУ «Детский дом № 20», отдел опеки по Комсомольскому району в 2014 году и в суд, следует, что в 2005 году в указанном доме случился пожар, после чего в нем никто не проживал. Дом разрушен до основания, ремонту (восстановлению) не подлежит, на месте расположения дома, чистый земельный участок.
Прав на иные жилые помещения у ФИО1 не имеется.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 23.01.2020 № 90-р, ФИО1 отказано в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в доме <адрес>, в связи с не предоставлением заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания на основании заключения комиссии; документа, содержащего сведения о лицах, совместно проживающих в жилом помещении.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 51, 92, 98, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», ст. 5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», установив, что ФИО1, относящийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края, в связи с невозможностью проживания в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на анализе норм материального права, не противоречат обстоятельствам дела.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлены обстоятельства, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения 23 лет, а также факт невозможности проживания в жилом помещении, находящимся в собственности у истца, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 155.1 СК РФ, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из ч. 2 ст. 155.2 СК РФ, детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Кроме этого, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений.
Как следует из материалов дела с 2005 года администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района было известно, о разрушении дома истца и фактической утрате признаков жилого помещения, пригодного для проживания, о чем информировались органы опеки и попечительства, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако указанные выше органы и организации, которые в силу закона обязаны защищать права и интересы детей в случаях лишения их родительских прав, при наличии достаточной информации, не инициировали процедуру проверки в установленном порядке факта непригодности жилого помещения истца для проживания, обследование дома не проводилось.
В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки либо организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые был помещен истец, приняли меры по защите его жилищных прав, в частности по реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением, в том числе по включению истца до достижения совершеннолетия, в установленном порядке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; осуществляли действия, способствующие его скорейшей социальной адаптации, по информированию истца о наличии оснований для обеспечения жилым помещением.
Также ответчиком не представлено доказательства того, что органами исполнительной власти Хабаровского края, надлежащим образом осуществлялся контроль за использованием и сохранностью, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения истца, оставшегося без попечения родителей.
Из объяснений истца следует, что не имея заработка, он не мог собрать документы, необходимые для признания дома непригодным для проживания, снять дом с учета он не смог по причине смерти второго собственника. Орган местного самоуправления и органы опеки не включили его в список лиц, нуждающихся в жилье. После получения акта обследования дома в 2019 году, он сразу обратился с заявлением к ответчику.
Доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрено требование о включении истца в список нуждающихся в жилом помещении, а предоставление жилья во внеочередном порядке приведет к нарушению прав лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения, отклоняются судебной коллегией, поскольку в удовлетворении данного требования судом отказано в связи с тем, что для реализации права истца на жилье, включение в списки в данном случае не требуется.
С данными выводами суда следует согласиться, поскольку указанная процедура могла быть реализована ответчиком в административном порядке.
Между тем, законодателем не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, ссылок на обстоятельства, которые имели бы значение для дела и не были бы должным образом исследованы и оценены судом, ответчиком не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 июня 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Р.В. Лукьянченко
Судьи Ю.А. Королев
ФИО5