Судья Сердюк Н.А. дело № 33-6927/22 (№2-268/22)
25RS0029-01-2021-008986-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Павлуцкой С.В.
судей Храмцовой Л.П., Матосовой В.Г.
при секретаре Брыжеватой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 апреля 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Павлуцкой С.В., выслушав ФИО1, возражения представителей администрации Уссурийского городского округа - ФИО2, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - ФИО3, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края №602 от 17.03.2011 ей предоставлен земельный участок категория земель- земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 40 м по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования -для индивидуальной жилой застройки.
08.07.2011 между Управлением имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка №. Срок аренды определен с 08.07.2011 по 07.07.2021.
24.11.2011 истцом на срок до 24.11.2021 получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома №№ Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером № возведен двухэтажный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 88 кв.м, право собственности зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ.
03.06.2021 ФИО1 обратилась в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом №№ от 21.06.2021 Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края отказало истцу в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.06.2021, согласно которой участок на основании п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» расположен в запретной зоне военного объекта.
С данным отказом истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее исключительные права на оформление земельного участка в собственность, поскольку сведения об ограничении земельного участка в обороте, на которые ссылается ответчик в своем отказе, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Ответ не содержит сведений о границах запретной зоны. В силу п. 12 Положения от 05.05.2014 №405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Данное ограничение применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (п. 15 Положения).
ФИО1 просила суд признать незаконным решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2021 № об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату для обслуживания и эксплуатации жилого дома; обязать Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа предоставить ей испрашиваемый земельный участок в собственность за плату для обслуживания и эксплуатации жилого дома; взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере ... руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дополнительно пояснила, что Постановление Правительства РФ № 405 о введении запретных зон датировано 05.05.2014 и вступило в силу после заключения с ней договора аренды земельного участка. Постановление не имеет обратного действия и не может ухудшать положение истца. Границы земельного участка, принадлежащего Минобороны РФ, не были определены на момент предоставления ей участка. На момент заключения договора аренды земельного участка администрации Уссурийского городского округа принадлежало право распоряжения землей.
Представитель администрации Уссурийского городского округа с иском не согласилась, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, согласно которым Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа отказало истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основаниям п. 14.1 ст. 39.16, п. 10 ст. 105 Земельного кодекса РФ, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка в запретной зоне военного объекта.
Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ возражал против удовлетворения требований истца по доводам письменных возражений, пояснил, что часть испрашиваемого участка расположена в квартале 250, выдел 2 Уссурийского участкового лесничества, на земельном участке площадью 13208416 га и находится в ведении Министерства обороны РФ. Участок покрыт лесными насаждениями, поднадзорными Уссурийскому лесничеству. Леса, расположенные на Барановском лесоучастке, отнесены к защитным лесам (ст. 110 ЛК РФ). В непосредственной близости от участка расположены военные объекты.
Представители третьих лиц Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Приморскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель Министерства обороны РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменных возражениях на иск представитель Министерства обороны РФ указал, что часть спорного участка находится в ведении Министерства обороны РФ, используется в интересах Министерства обороны РФ для проведения боевой и служебной подготовки войсковой частью 71289, а также ряда воинских частей, входящих в состав 5 Армии Восточного Военного округа, в непосредственной близости от участка расположены военные объекты, занятые находящимися в федеральной собственности объектами недвижимости с размещенными в них военнослужащими. Просил отказать в удовлетворении иска.
Судом 13.04.2022 постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. С данным решением не согласилась ФИО1, ею подана апелляционная жалоба с просьбой отменить решение суда, как незаконное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и администрация Уссурийского городского округа просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 настаивала на доводах апелляционной жалобы, пояснила, что земельный участок используется ею по назначению, на участке построен жилой дом, расстояние от полигона до участка около 10-15 км.
Представитель администрации Уссурийского городского округа - ФИО2 просила оставить решение суда без изменения, полагала заявленную истцом сумму судебных расходов завышенной.
Представители ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ – ФИО3, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ - ФИО4 полагали, что решение суда является законным и обоснованным.
Представители Министерства обороны РФ, Управления Росреестра по Приморскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело по существу.
Судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, приходит к выводу об отмене решения суда, по основаниям, предусмотренным п. 1 и п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1, суд руководствовался п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61- ФЗ «Об обороне», пп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», п. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ, ст. 91, 87 Лесного кодекса РФ, Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405) и исходил из того, что часть испрашиваемого истцом земельного участка расположена в запретной зоне военного объекта - Уссурийского лесничества Минобороны РФ, данный участок является исключительной собственностью Российской Федерации, передача земельного участка в собственность, занимаемого военными объектами, законом не предусмотрена.
Вместе с тем, в выписке из ЕГРН сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером № является собственностью Российской Федерации, не имеется. Кроме того, судом не учтено, что Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края отказало ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность на основании п. 14.1 ст. 39.16, п.10 ст. 105 Земельного кодекса РФ, п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Правомерность отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ судом не проверена, оценка данным обстоятельствам в решении не приведена.
В силу п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Положениями п. 10 ст. 105 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в частности: зон охраняемого военного объекта, охранных зон военного объекта, запретных и специальных зон, устанавливаемых в связи с размещением указанных объектов.
Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В соответствии с п. 2 названного Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (п. 4 Положения). Нормы названного Положения применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (п. 15 Положения).
Как следует из материалов дела, 08.07.2011 между Управлением имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 17.03.2011 № был заключен договор аренды земельного участка площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, для строительства индивидуального жилого дома. Срок аренды определен с 08.07.2011 по 07.07.2021.
24.11.2011 Управлением градостроительства администрации Уссурийского городского округа ФИО1 выдано разрешение №№ на строительство индивидуального жилого дома на арендуемом ею земельном участке, срок действия разрешения установлен до 24.11.2021. Строительство дома завершено в 2020 году, право собственности на дом с кадастровым номером № зарегистрировано за ФИО1 24.11.2020.
ФИО1 03.06.2021 обратилась в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащей ей на праве собственности жилой дом.
Письмом №№ от 21.06.2021 Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края отказано ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность на основании п. 14.1 ст. 39.16, п.10 ст. 105 Земельного кодекса РФ, п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в запретной зоне военного объекта.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, сведения о правообладателе земельного участка в ЕГРН отсутствуют. В отношении части земельного участка (980 кв.м.) установлены ограничения, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, сроком действия с 28.03.2016 на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Из представленной в материалы дела выкопировки из региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края усматривается, что часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в запретной зоне военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства от 05.05.2014 №405.
Таким образом, материалами дела не подтверждается наличие оснований, предусмотренных п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, изложенных в письме ответчика от 21.06.2021, с которыми согласился суд первой инстанции, для отказа истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении искового заявления ФИО1 в части признания незаконным решения Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2021 №, как не соответствующего п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
При этом судебная коллегия полагает, что для устранения нарушения прав ФИО1 на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 03.06.2021 в установленный законом срок.
Требование ФИО1 о возложении на ответчика обязанности предоставить ей земельный участок с кадастровым № в собственность за плату не подлежит удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять компетенцию органа местного самоуправления по реализации полномочий по распоряжению землей.
С учетом требований ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», принимая во внимание характер защищаемого права, объем выполненных представителем истца юридических услуг (консультация, составление искового заявления), принципы разумности и справедливости, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб., расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 апреля 2022 года отменить, апелляционную жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требования ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2021 №16-01/22/9351 об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым №.
Обязать Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа повторно рассмотреть заявлениеФИО1 от 03.06.2021 о предоставлении земельного участка с кадастровым № в собственность за плату для эксплуатации и обслуживания жилого дома, в установленный законом срок.
Взыскать с администрации Уссурийского городского округа в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб., расходы по оплате услуг представителя - ... руб.
В удовлетворении требований ФИО1 о возложении на Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа обязанности предоставить земельный участок с кадастровым № в собственность за плату - отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.08.2022.