Судья Громовая О.Н. Дело № 2-2701/2021(1 инст.)
№ 33-5437/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Антонова А.А., Ахметзяновой Л.Р.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее БУ «Нижневартовский специальный дом-интернат») о возложении обязанности устранить нарушения закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, запрете деятельности, третьи лица Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее также Депсоцразвития Югры), Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (по г. Нижневартовску) (далее также ОНДиПР по г. Нижневартовску УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО-Югре),
по апелляционной жалобе ответчика БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат» на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц к БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» о возложении обязанности устранить нарушения закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, запрете деятельности удовлетворить частично.
Обязать БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» устранить нарушения закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в принадлежащем на праве оперативного управления здании, расположенном по адресу: ХМАО – Югра, г.Нижневартовск, ул.60 лет Октября, д.4/п, строение 1, в течение 90 дней с момента вступления в законную силу решения суда, а именно:
обеспечить хранение документации на объекте защиты, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений;
разработать и утвердить регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, утвержденный руководителем организации;
обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе систем, и результаты пусконаладочных испытаний систем;
в помещении пожарного поста (диспетчерской) разместить инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты;
дополнительно оборудовать здание дома-интерната системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения;
обеспечить ширину путей эвакуации, учитывая двустороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта защиты 1,2 метра;
обеспечить ширину маршей лестниц предназначенных для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках, равным 1,35 м (для зданий класса Ф1.1);
предусмотреть установку пожарных кранов на чердаке здания, при устройстве конструкций чердака из сгораемых материалов;
руководителем БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский специальный дом- интернат для престарелых и инвалидов» организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - системы противодымной вентиляции здания, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе системы;
произвести монтаж второго ввода водопровода холодной воды в здании, при числе установленных пожарных кранов более 12;
привести в соответствие противопожарное расстояние (разрыв) между общественным зданием - дом-интернат (II - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) и производственным зданием - РММ (IV- степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) сделав равным или более 12м.;
лифтовой холл (тамбур), привести в соответствие с требованиями, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов обеспечить пределом огнестойкости не ниже чем EI30;
в здании дом-интерната провести монтаж лифта для транспортирования пожарных подразделений;
систему пожарной сигнализации обеспечить подачей светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
провести монтаж внешнего видеонаблюдения со стороны правого торца здания (место расположения критического элемента-электроподстанция), левым и правым углом тыльной стороны здания, внутреннее видеонаблюдение за помещением актового зала.
В удовлетворении остальной части требований прокурора г. Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц к БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» отказать.
Взыскать с БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере 6 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения прокурора Чукоминой О.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор города Нижневартовска обратился в суд с иском к БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат» и просил, с учетом уменьшения требований:
обязать ответчика устранить нарушения закона о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в принадлежащем на праве оперативного управлении здании, расположенном по адресу: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 4/п, строение 1, в течение 90 дней с момента вступления в силу решения суда, а именно:
обеспечить хранение документации на объекте защиты, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений;
разработать и утвердить регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, утвержденный руководителем организации;
обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе систем, и результаты пусконаладочных испытаний систем;
в помещении пожарного поста (диспетчерской) разместить инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты;
дополнительно оборудовать здание дома-интерната системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения;
обеспечить ширину путей эвакуации, учитывая двустороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта защиты 1,2 метра;
обеспечить ширину маршей лестниц предназначенных для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках, равным 1,35 м (для зданий класса Ф1.1);
предусмотреть установку пожарных кранов на чердаке здания, при устройстве конструкций чердака из сгораемых материалов;
руководителем БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский специальный дом- интернат» организовать работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - системы противодымной вентиляции здания, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе системы;
произвести монтаж второго ввода водопровода холодной воды в здании, при числе установленных пожарных кранов более 12;
привести в соответствие противопожарное расстояние (разрыв) между общественным зданием - дом-интернат (II - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) и производственным зданием - РММ (IV- степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) сделав равным или более 12м.;
лифтовой холл (тамбур), привести в соответствие с требованиями, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов обеспечить пределом огнестойкости не ниже чем EI30;
в здании дом-интерната провести монтаж лифта для транспортирования пожарных подразделений;
систему пожарной сигнализации обеспечить подачей светового и звукового сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
провести монтаж внешнего видеонаблюдения со стороны правого торца здания (место расположения критического элемента-электроподстанция), левым и правым углом тыльной стороны здания, внутреннее видеонаблюдение за помещением актового зала.
Запретить деятельность БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 4/п, строение 1, до устранения вышеуказанных нарушений закона.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Нижневартовска Захарченко А.В. на исковых требованиях настаивала, указав на то, что нарушения выявлены в марте 2020 г., но до настоящего времени не устранены, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Руководитель ответчика с БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат» Калдаманов Б.С. и представитель ответчика по доверенности Таранухина Н.А. с исковыми требованиями не согласились. Представитель Таранухина Н.А. пояснила, что часть нарушений устранена, остальная часть будет устранена, просила предоставить отсрочку исполнения решения до 2023 г., с закрытием интерната не согласна.
Представитель третьего лица Депсоцразвития ХМАО - Югры по доверенности Сенькова Л.А. в судебном заседании возражения ответчика поддержала.
Представитель третьего лица ОНДиПР по г. Нижневартовску УНДиПР ГУ МЧС России по ХМАО - Югре в судебное заседание не явился.
Нижневартовский городской суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель ответчика с БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» Калдаманов Б.С. просит решение суда изменить, уменьшив количество неустраненных нарушений, увеличить срок для устранения нарушений закона пожарной безопасности и антитеррористической защищенности до 3 лет, поскольку бюджет учреждения составляется и утверждается сроком на 3 года. Согласно БК РФ, приказу Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июня 2010 № 13- нп «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Ханты Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период» и Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2020 года N 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в которые не включено финансирование по расходам, требующим покупку рабочей документации и строительства лифтовых шахт, приобретение лифта для транспортировки пожарных подразделений. На устранение данного нарушения в рамках государственной программы «Социальное и демографическое развитие», п. 3.4.2.1.15 «Укрепление пожарной безопасности», необходимо выделение дополнительных бюджетных ассигнований, ожидаемый срок исполнения - 2023 год. А так же для разработки проекта на выполнение работ по укреплению стены, примыкающей к РММ, разработки сметы и ремонтных работ в рамках государственной программы «Социальное и демографическое развитие» п. 3.4.2.1.15 «Укрепление пожарной безопасности» необходимо выделение дополнительных бюджетных ассигнований, ожидаемый срок исполнения - 2022 год. Полагая решение суда необоснованным, считает, что материалами дела доказаны факты частичного устранения нарушений. Ответчиком в материалы дела предоставлены:
- регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, разработан и предоставлен в ходе предварительного заседания 17.05.2021;
- разработанная инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты размещены на постах охраны 1-го этажа, на 2-ом этаже медицинского поста, на посту администратора 3-го этажа (приказ учреждения об утверждении инструкции № 49-од от 17.05.2020,
- имеющаяся документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе систем, и результаты пусконаладочных испытаний систем,
- для обеспечения ширины путей эвакуации, учитывая двустороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта зашиты 1.2 метра (фактически 0.9 метра) по рекомендации органов пожнадзора перевешаны двери помещений вовнутрь там, где их открывание наружу препятствуют эвакуации при пожаре. Согласно заключениям расчета пожарных рисков следует, что объект имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, и не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке, при наличии следующих отступлений: Отступление от нормы СП 1.13130.2020 п. 4.3.4 и п. 5.1.2: Ширина путей эвакуации учитывая двухстороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта защиты менее 1.2 (фактически 0,9 м);
- для обеспечения ширины маршей лестниц предназначенных для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках, равным 1,35 м (для зданий класса Ф1.1): согласно заключениям расчета пожарных рисков следует, что объект имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому и не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке, при наличии следующих отступлений- Отступление от нормы СП 1.13130.2020 п. 4.4.1: Ширина маршей лестниц предназначенных для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках, менее 1.35 м (для здания класса Ф1.1) (фактическая ширина маршей 1,2 м);
-руководителем ВУ «Нижневартовский специальный дом-интернат» организована работа по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - системы противодымной вентиляции здания, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе системы (Акт от 29.01.2021);
-обеспечено хранение документации на объекте защиты, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений);
По части нарушений которые требуют больших временных и финансовых затрат, а именно:
противопожарное расстояние (разрыв) между общественным зданием - дом-интернат (II - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности СО) и производственным зданием - РММ (IV - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности СО) менее 12 м. (здание РММ примыкает вплотную в зданию дом- интернат);
в здании дом-интерната класса Ф1.1 высотой более 10 метров (фактическая высота 11 м.) не предусмотрен лифт для транспортирования пожарных подразделений;
при выходе из лифтов в лифтовый холл (тамбур), не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов не имеют предел огнестойкости не ниже чем EI30.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, которые надлежащим образом, телефонограммами от 19 и 20 августа 2021 года, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат», судебная коллегия считает необходимым частично изменить решение суда первой инстанции в части объема удовлетворенных исковых требований, и установить иной срок для его исполнения, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма (п.7 ч.1).
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с абз. 4 ст. 20 Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ( с последующими изменениями) техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основу законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектами защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения составляет Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), что следует из части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Пунктами 2 и 3 ст. 4 Технического регламента определено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно ч. 4 ст. 4 Технического регламента в случае, если положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Исходя из положений статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Свидетельством о государственной регистрации права от от 29.10.2015 г. и выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенный по адресу: г. Нижневартовск, 60 лет Октября, д. 4П, стр. 1, находится в оперативном управлении у БУ ХМАО - Югры «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов «Луч», который в связи с внесением изменений в устав переименовано в БУ ХМАО - Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой г. Нижневартовска совместно с инженером ОНД и ПР по г. Нижневартовску УНД и ПР ГУ МЧС России по ХМАО – Югре в марте 2020 г. проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности, инженерной укрепленности, пожарной безопасности БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», по результатам которой выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: 1. Не организовано проведение проверки на работоспособность систем противопожарной защиты (система автоматической пожарной сигнализации) с оформлением соответствующих актов проверки (в нарушение п. 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
2. Системой пожарной сигнализации не обеспечивается дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на объекте защиты на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта (в нарушении ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
3. Имеющаяся система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно; не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым (в нарушение п. 12 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
4. Ширина путей эвакуации, учитывая двустороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта защиты менее 1,2 метра (фактически 0,7 метра) (в нарушении п. 6.26, п. 7.17 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
5. Не предусмотрена установка пожарных кранов на чердаке при устройстве конструкций чердака из сгораемых материалов (в нарушении ст.86 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.12 СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности);
6. Не организовано проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (в нарушение п. 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
7. Инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил противопожарного режима в РФ (в нарушение п. 2, п. 460, п. 461, п. 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
8. На объекте защиты с ночным пребыванием людей не обеспечено наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (в нарушение п. 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
9. Двери в противопожарных преградах и лестничных клетках не имеют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (в нарушении п. 6.18, п. 7.17 СНиП 21-01- 97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
10. Предел огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах, отделяющих помещения технического и складского назначения от помещений основного функционального назначения объекта зашиты менее требуемого (необходимо EI 30) (в нарушение п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, п. 5.14, табл. 1, табл. 2, п.7.1 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений);
11. На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствуют таблички с обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в нарушение п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства от 25.04.2012 года № 390);
12. В коридоре 1-го этажа, на путях эвакуации хранится (размещено) различное оборудование, предметы интерьера, (устроена сушилка и вешала для одежды), препятствующие свободной эвакуации людей в случае возникновения пожара (в нарушение пп. в) п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»);
13. Двери эвакуационных выходов, на путях эвакуации оборудованы замками без возможности их свободного открывания изнутри без ключа, (в нарушение п. 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»).
По данным нарушениям прокуратурой г. Нижневартовска вынесено представление об устранении нарушений.
БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» рассмотрел вышеуказанное представление и признал указанные в представлении требования обоснованными. В целях устранения допущенных нарушений выполнены следующие мероприятия: составлен план мероприятий по устранению нарушений, согласованы сроки исполнения пунктов, требующих финансовых затрат и периода времени для согласования с ведомствами. За допущенные нарушения ответственное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городу Нижневартовску) от 09 февраля 2021 года за №07-01-2021, сотрудником ОНДиПР (по г. Нижневартовску) принято участие в проверке исполнения законодательства в области пожарной безопасности в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и были установлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности:
1. имеющаяся инструкция о мерах пожарной безопасности на территории, в здании, строениях и помещениях в БУ «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» разработана не на основе действующих Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 и нормативных документов но пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности здания, помещений, технологического и производственного оборудования, и не соответствует требованиям раздела XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации (в нарушение п. 2, п. 392, п. 393., п. 394. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 (далее ППР в РФ);
2. отсутствует график проведения повторного противопожарного инструктажа, утвержденный руководителем организации (документы не предоставлены) (в нарушение п. 3. ППР в РФ; п. 23 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645);
3. на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений (документы не предоставлены) (в нарушение п. 25. ППР в РФ); |
4. не проводятся проверки огнезадерживающих устройств (клапанов) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре, в соответствии с технической документацией изготовителя, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (документы не предоставлены) (в нарушение п. 42 ППР в РФ);
5. не проводятся проверки работоспособности задвижки с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленной на обводной линии водомерного устройства, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (в нарушение п. 52 ППР в РФ);
6. не проводятся проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (последняя проверка 11.03.2020) (в нарушение п. 48. ППР в РФ);
7. на объекте защиты отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, утвержденный руководителем организации (документы не предоставлены) (в нарушение п. 54. ППР в РФ);
8. на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе систем, и результаты пусконаладочных испытаний систем (документы не предоставлены) (в нарушение п. 54. ППР в РФ);
9. в помещении пожарного поста (диспетчерской) отсутствует инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты (в нарушение п. 56. ППР в РФ);
10. не проводятся периодические осмотры огнетушителей (ежеквартально, ежегодно) с внесением сведений в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (в нарушение п. 60. ППР в РФ: ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.6, п. 4.3.7 СП 9.13130.2009);
11. здание дома-интерната дополнительно не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения (в нарушение п. 12 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
12. ширина путей эвакуации, учитывая двустороннее открывание дверей в коридорах (пути эвакуации) объекта защиты менее 1,2 метра (фактически 0,9 метра) (в нарушении п. 6.26, п. 6.27 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ст. 4, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.3, и. 5.2.14 СП 1.13130.2009, п. 4.3.4, п. 5.1.2 СП 1.13130.2020).
13. ширина маршей лестниц предназначенных для эвакуации людей, расположенных в лестничных клетках, менее 1,35 м (для зданий класса Ф1.1) (фактическая ширина маршей 1;2 м) (в нарушении п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ст. 4, ст. 6, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.5 СП 1,13130.2009, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);
14. не предусмотрена установка пожарных кранов на чердаке здания, при устройстве конструкций чердака из сгораемых материалов (в нарушении ст. 4, ст. 6 ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.12 СП 1.0.13130.2009);
15. двери, установленные в противопожарных преградах, и вторые створки двупольных дверей лестничных клеток не имеют устройств для самозакрывания, с координацией последовательного закрывания полотен (в нарушении п. 24. ППР в РФ);
16. предел огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах, отделяющих помещения технического и складского назначения (архивы, комнаты хранения, плотницкая и др.) от помещений основного функционального назначения объекта зашиты менее требуемого (необходимо EI 30) (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, п. 5.14, табл. 1, табл. 2, п. 7.1 СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений);
17. запоры на дверях эвакуационных выходов (из лифтового холла 1-го этажа наружу, из кабинетов, помещений персонала, жилых блоков, комнат и др.) не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (в нарушение н. 26. ППР в РФ);
18. не на всех дверях помещений производственного и складского назначения имеются таблички с обозначением их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в нарушение п. 12 ППР в РФ);
19. на объекте защиты, в нарушении ППР в РФ, на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, в тамбурах выходов размещена мебель, оборудование, уборочный инвентарь и другие предметы (шкафы, тумбы, комоды, ; кашпо с цветами и др.) (в нарушение п.п. ж) п. 16; п.п. б) п. 27 ППР в РФ);
20. ограждение на крыше (покрытии.) здания содержится в неисправном состоянии. Не проводится его очистка от снега и наледи в зимнее время (в нарушение п. 17. ППР в РФ);
21. в нарушении ППР в РФ, в вентиляционных камерах (пищеблок, 4 этаж) хранятся различные материалы и оборудование (в нарушение п.п. д) п. 41 ППР в РФ);
22. руководителем организации не организованы работы но техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности - системы противодымной вентиляции здания, с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе системы (в нарушение п. 54. ППР в РФ);
23. отсутствует второй ввод водопровода холодной воды в здание, при числе установленных пожарных кранов более 12 (фактически 13 пожарных кранов, один ввод) (в нарушение ст. ст. 4, 6, 62, 86 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 9.1. СНиП 2.04.01-85*; п. 5.4.2 СП 30.13330.2012);
24. помещение камеры хранения вещей, расположенное на 1-м этаже, не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», прил. А п. А.4, табл. 1 п. 9 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
25. противопожарное расстояние (разрыв) между общественным зданием - дом-интернат (II - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) и производственным зданием - РММ (IV - степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С0) менее 12 м. (здание РММ примыкает вплотную в зданию дом-интернат) (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);
26. противопожарное расстояние (разрыв) от общественного здания - дом-интернат до временного строения - контейнер с уборочным инвентарем, составляет менее 15 м (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.15 СП 4.13130.2013 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»);
27. при выходе из лифтов в лифтовой холл (тамбур), не отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа, двери шахт лифтов не имеют предел огнестойкости не ниже чем EI30 (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 88, ст. 140 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
28. в здании дом-интерната класса Ф1.1 высотой более 10 метров (фактическая высота 11 м.) не предусмотрен лифт для транспортирования пожарных подразделений (в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной - безопасности», п. 7.15 СП 4.13130.2013; п. 8.10* СНиП 21-01-97*);
29. система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (в нарушение ст. 4, ст. 6, п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 940н установлено, что социальное обслуживание осуществляется юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению социальных услуг, предусматривающую действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В силу п. 16 Правил при предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются: 1) надлежащий уход; 2) безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг; 3) соблюдение требований и правил пожарной безопасности; 4) соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 5) содействие социализации, активному образу жизни, сохранению пребывания получателя социальных услуг в привычной благоприятной среде (его проживанию дома), по желанию получателя социальных услуг, проживающего в доме социального обслуживания, - содействие в подготовке к жизни вне дома социального обслуживания, к выписке из него и социальной адаптации после выписки.
Представитель ответчика в судебном заседании указал, что нарушения, указанные прокурором, устранены частично, для их устранения требуется длительное время.
Согласно сообщению отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Нижневартовск ГУ МЧС России по ХМАО – Югре от 12 мая 2021 года, нарушения, указанные в уточненном исковом заявлении, Суд первой инстанции, отмечая, что некоторые нарушения, хотя согласно предоставленным ответчиком документам и устранены, но это не подтверждено соответствующим надзорным органом, а необходимость установления более длительного срока для исполнения решения- не обоснована.
Между тем, безусловно, ряд работ потребует значительных финансовых средств (в частности, для обеспечения разрыва между зданием РММ и собственно зданием дома-интерната, приобретения лифта и строительства под него лифтовой шахты), а ответчик является бюджетным учреждением, и, как это не требует отдельного доказательства, обязан действовать в рамках Бюджетного кодекса РФ, а также соответствующего законодательства округа (например, приказа департамента финансов ХМАО-Югры от 04.06.2010 № 13-ип) которыми предусмотрена специальная процедура формирования бюджета и её сроки. Кроме того, для проведения работ необходима организация проведения торгов, что также затратно по времени. При таких обстоятельствах, даже учитывая возможности государственной программы «Социальное и демографическое развитие», раздел «Укрепление пожарной безопасности», уложиться в 90 дней, как указал суд первой инстанции, невозможно, поэтому необходимо увеличить срок исполнения решения на период до 31.12.2022.
Часть фактически исполненных требований может быть исключена в последующем из объёма, установленного судом, но, как верно указал суд первой инстанции- только после получения соответствующего подтверждения от уполномоченного органа, чего на день рассмотрения дела в суде не имелось (т.2, л.д. 151).
Этот вопрос может при необходимости быть разрешен в ходе исполнительного производства.
В тоже время не требует дополнительной проверки факты разработки и утверждения регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, утвержденный руководителем организации и размещения в помещении пожарного поста (диспетчерской) инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты, поскольку доказательства наличия такой документации предоставлены суду первой инстанции в судебное заседание 17.05.2021.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в приостановлении деятельности ответчика, что верно мотивировано в решении, и никем не оспаривается (т.2, л.д. 152).
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2021 года изменить в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанностей в течение 90 дней с момента вступления в законную силу решения суда, исключив из объема
обязанностей обязанности разработать и утвердить регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем, утвержденный руководителем организации и в помещении пожарного поста (диспетчерской) разместить инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты.
Установить срок исполнения решения суда – до 31 декабря 2022 года.
В остальной части тоже решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов»- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения, через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 сентября 2021 года.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Антонов А.А.
Ахметзянова Л.Р.