Судья Маркова О.Ю. Дело № 2-2707/2017
№ 33-37/2018 (33-866/2017)
23 января 2018 г. город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску ФИО1 к министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», возложении обязанности присвоить почетное звание «Ветеран труда Магаданской области»
по апелляционной жалобе министерства труда и социальной политики Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 ноября 2017 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца ФИО1 относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с названным выше иском к министерству труда и социальной политики Магаданской области (далее - Минтруд Магаданской области), указав в его обоснование, что 17 июля 2017 г. обратилась в Минтруд Магаданской области с заявлением о присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» с приложением документов, предусмотренных Порядком присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 20.02.2014 № 123-пп (далее - Порядок).
Согласно справке ГКУ «Магаданский социальный центр» от 17 июля 2017 г. ее трудовой стаж составляет 38 лет 10 месяцев 12 дней.
26 июля 2017 г. Минтруда Магаданской области принято решение об отказе в присвоении звания в связи с отсутствием необходимого стажа работы на территории области (не менее 30 лет). При этом при подсчете стажа не учтен ее трудовой стаж в качестве индивидуального предпринимателя.
Ссылаясь на указанный Порядок, Закон Магаданской области от 12.01.2004 № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» считала, что период осуществления предпринимательской деятельности подлежит включению в трудовой стаж, необходимый для присвоения звания.
Также указывала на нарушение ответчиком установленного пунктом 4 Порядка срока направления ей уведомления об отказе.
Поясняла, что по данным фактам обращалась в прокуратуру Магаданской области. По результатам проверки прокуратура пришла к выводу об обоснованности ее доводов и внесла представление министру труда и социальной политики Магаданской области об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке.
Уточнив первоначальные требования, ФИО1 окончательно просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении ей почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» № 4934/009-6 от 26 июля 2017 г. и обязать ответчика присвоить ей почетное звание «Ветеран труда Магаданской области» со 2 августа 2017 г.
В судебном заседании 16 ноября 2017 г. представитель ответчика Минтруда Магаданской области ФИО2 признал исковые требования ФИО1; признание иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 16 ноября 2017 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Минтруда Магаданской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО1
В качестве оснований к отмене решения суда указывает на применение судом норм материального права, не подлежащих применению.
По мнению ответчика, при разрешении спора суд необоснованно применил по аналогии права положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», поскольку в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Магаданской области, регулирующими вопрос присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», учитывается стаж работы на территории Магаданской области, а не страховой стаж.
В этой связи, ссылаясь на положения статьи 2 Закона Магаданской области «О ветеранах труда Магаданской области» и пункта 1 Порядка настаивает на том, что период осуществления истцом предпринимательской деятельности (22 г. 5 мес. 29 дн.) обоснованно не учтен при разрешении заявления истца о присвоении ей почетного звания.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона установлено, что награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
На территории Магаданской области 12 января 2004 г. Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области» (далее - Закон о ветеранах труда Магаданской области), которым учреждено почетное звание «Ветеран труда Магаданской области».
Из преамбулы названного закона следует, что настоящий Закон в целях поощрения лиц за многолетний добросовестный труд на территории Магаданской области определяет основания для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» и устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий лиц, удостоенных почетного звания «Ветеран труда Магаданской области».
Согласно статье 2 Закона, в редакции подлежащей применению в данном деле, для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» являются:
а) почетное звание, учрежденное органами государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги, Почетная грамота Магаданской областной Думы, Почетная грамота администрации Магаданской области, Почетная грамота Правительства Магаданской области и стаж работы на территории Магаданской области не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин;
б) награждения (поощрения) организации, предприятия, органа государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги (не менее трех) и стаж работы на территории Магаданской области не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Закона присвоение почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» осуществляется исполнительным органом государственной власти Магаданской области, уполномоченным в сфере социальной поддержки населения.
Порядок присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.
Такой Порядок утвержден постановлением Правительства Магаданской области от 20.02.2014 № 123-пп.
Пунктом 2 Порядка установлено, что лицо, претендующее на присвоение почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», направляет в государственное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения по месту жительства или министерство труда и социальной политики Магаданской области заявление по форме, установленной приложением к настоящему Порядку, и заверенные в установленном порядке: а) копию паспорта гражданина Российской Федерации; б) копии документов, подтверждающих присвоение почетного звания, учрежденного органами государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги, награждение Почетной грамотой Магаданской областной Думы, Почетной грамотой администрации Магаданской области, либо копии награждений (поощрений) организаций, предприятий, органов власти Магаданской области за трудовые заслуги (не менее трех награждений или поощрений); в) справку о трудовом стаже в Магаданской области; г) копию трудовой книжки.
Согласно пункту 4 Порядка лицу, претендующему на присвоение почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», может быть отказано в присвоении указанного звания в случаях:
отсутствия оснований для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», установленных Законом Магаданской области от 12.01.2004 № 412-ОЗ «О ветеранах труда Магаданской области»;
предоставления неполного пакета документов, необходимых для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области», установленного пунктом 2 настоящего Порядка.
Перечень оснований для отказа в присвоения звания является закрытым.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, 17 июля 2017 г. истец обратилась в Минтруд Магаданской области с заявлением о присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» с приложением документов, установленных Порядком (л.д. 12).
26 июля 2017 г. ответчик направил истцу уведомление об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран Магаданской области» в связи с отсутствием оснований, установленных статьей 2 Закона о ветеранах труда Магаданской области, так как стаж работы на территории Магаданской области составлял 15 лет 2 месяца 16 дней (л.д. 27).
Из ответа Минтруда Магаданской области от 21 августа 2017 г. на жалобу ФИО1 по вопросу отказа в присвоении ей почетного звания «Ветеран Магаданской области» следует, что стаж работы индивидуального предпринимателя не учитывается при подсчете трудового стажа на территории Магаданской области (л.д. 30).
Полагая отказ ответчика в присвоении почетного звания неправомерным истец обратилась в прокуратуру Магаданской области. По результатам рассмотрения данного обращения ее доводы признаны обоснованными, прокурором Магаданской области министру труда и социальной политики 3 октября 2017 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержки в отношении истца (л.д. 85-86, 88-89, 90-94). Письмом от 7 ноября 2017 г. и.о. министра прокурору области сообщено об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора (л.д. 78-81).
ФИО1 обратилась в суд за разрешением возникшего с Минтруда Магаданской области спора о наличии у нее права на присвоение почетного звания «Ветеран труда Магаданской области».
Согласно частям 1, 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу положений статьи 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела представитель ответчика ФИО2 исковые требования ФИО1 признал в полном объеме. Полномочия представителя ответчика на признание исковых требований подтверждены доверенностью от 8 августа 2017 г. (л.д. 43). Признание иска представителем ответчика занесено в протокол судебного заседания, состоявшегося 16 ноября 2017 г., и подписано ФИО2 собственноручно. В соответствии с требованиями части 2 статьи 173 ГПК РФ судом представителю разъяснены и были понятны последствия признания исковых требований, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК РФ, о том, что при принятии судом признания иска суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований (л.д. 105).
Принимая признание иска ответчиком, суд правильно руководствовался приведенными выше положениями процессуального закона и обоснованно исходил из того, что признание исковых требований ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Объяснения представителя ответчика в судебном заседании 16 ноября 2017 г. свидетельствуют о том, что его волеизъявление на признание иска являлось осознанным. Замечания на протокол судебного заседания представителем ответчика не приносились. Доводов о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права апелляционная жалоба ответчика не содержит, судебной коллегией не установлено.
Поскольку признание ответчиком иска не противоречило закону и не нарушало права других лиц, суд первой инстанции, действуя в строгом соответствии с нормами процессуального закона, вынес решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
Доводов опровергающих законность и обоснованность постановленного решения апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 претендовала на присвоение ей почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» по основанию, установленному пунктом «б» статьи 2 Закона о ветеранах труда Магаданской области, то есть как лицо, имеющее награждения (поощрения) организации, предприятия, органа государственной власти Магаданской области за трудовые заслуги (не менее трех) и стаж работы на территории Магаданской области не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.
Судом первой инстанции установлено, что на момент подачи заявления в Минтруд Магаданской области ФИО1 имела награждения (поощрения), необходимые для присвоения звания «Ветеран труда Магаданской области».
Также установлено, что при обращении ФИО1 представила документы, предусмотренные пунктом 4 Порядка, в том числе справку о трудовом стаже в Магаданской области, выданную ГКУ «Магаданский социальный центр» от 17 июля 2017 г., согласно которой трудовой стаж истца составляет 38 лет 10 месяцев 12 дней на основании трудовой книжки и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 13).
В трудовой книжки истца отражены сведения о ее работе в период с 22 ноября 1977 г. по 10 августа 1993 г. в Автотранспортном предприятии Магаданского Облрыболовпотребсоюза, а также сведения о награждениях (поощрениях) в период работы на данном предприятии (л.д. 17-20).
Справками Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 7 июля 2017 г. и УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 13 июля 2017 г. подтверждается, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 17 августа 1993 г. по 30 марта 2017 г. (л.д. 25), за период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1996 г. и с 9 июля 1997 г. по 31 декабря 2016 г. она в полном объеме уплатила страховые взносы (л.д. 25, 26).
Приведенные выше обстоятельства, установленные судом и сведения, представленные уполномоченными органами, ответчиком не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Отказывая ФИО1 в присвоении почетного звания, комиссия Минтруда Магаданской области исходила из отсутствия оснований, установленных статьей 2 Закона о ветеранах труда Магаданской области, а именно необходимого стажа работы на территории Магаданской области не менее 30 лет. По подсчетам комиссии указанный стаж составил 15 лет 2 месяца и 16 дней, без учета периода осуществления истцом трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Согласно статье 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 1).
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (часть 2).
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) (часть 3).
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто ответчиком в суде апелляционной инстанции, что, устанавливая требования к стажу работы на территории Магаданской области в статье 2 Закона о ветеранах труда Магаданской области, областной законодатель ни в этом законе, ни в другом нормативном правовом акте, регулирующим спорные правоотношения, не дал определения данному понятию, то есть имеется пробел в правовом регулировании данного вопроса.
В этой связи, суд, проанализировав положения федерального и регионального законодательства в области социальной поддержки ветеранов труда, а также пенсионного законодательства, ссылка на которые имеется в обжалуемом решении, применил их по аналогии при разрешении данного дела.
Обосновывая правомерность отказа истцу в присвоении почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» ответчик в судах обеих инстанций ссылался на то, что в соответствии с пунктом 1 Порядка присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» почетное звание присваивается гражданам за многолетний добросовестный труд на предприятиях, в организациях и учреждениях Магаданской области (до 1992 года - в том числе на предприятиях, в организациях и учреждениях Чукотского автономного округа), то есть в подсчет необходимого стажа подлежит включению только работа на предприятиях, в организациях и учреждениях Магаданской области.
Эти доводы несостоятельны, поскольку, будучи процедурным по своей сути нормативным правовым актом, названный Порядок не может устанавливать новых, отличных от установленных Законом о ветеранах труда Магаданской области, оснований для присвоения почетного звания либо противоречить названному закону.
Между тем, как следует из приведенных выше положений статьи 2 Закона о ветеранах труда Магаданской области областной законодатель, устанавливая основания для присвоения почетного звания «Ветеран труда Магаданской области» в виде стажа работы на территории Магаданской области, не устанавливает каких-либо требований к месту получения этого стажа, так же как каких-либо изъятий в отношении индивидуальных предпринимателей (лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой) и лиц, работающих у них на основании заключенных договоров.
С учетом изложенного судебная коллегия признает, что апелляционная жалоба Минтруда Магаданской области не содержит убедительных доводов, указывающих на наличие предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, также как процессуальных нарушений, влекущих его безусловную отмену (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства труда и социальной политики Магаданской области – без удовлетворения.
Председательствующий А. В. Выглев
Судьи И. Ю. Бельмас
А. А. Вилер