Судья Шаброва А.А. Дело № 2-2708/2020 (первая инстанция)
Дело № 33-6986/2021 (вторая инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 22 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Соколова Д.В., Столбова Е.М.
при секретаре судебного заседания Лозгачёвой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области
на заочное решение Борского городского суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года
по иску ФИО1 к УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области о признании незаконным решения, обязании установить страховую пенсию по старости и социальную доплату
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г.о.[адрес] о признании незаконным решения, обязании установить страховую пенсию по старости и социальную доплату, с учетом положений статьи 39 ГПК РФ, просил суд:
- признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по г.о.[адрес] от [дата][номер];
- обязать ГУ УПФ РФ по г.о.[адрес] назначить истцу страховую пенсию по старости и социальную доплату с [дата].
В обоснование заявленных требований истец указал, что [дата] обратился в ГУ УПФ РФ по г.о.[адрес] с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ по г.о.[адрес] от [дата][номер] отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). Из данного решения истец узнал, что в страховой стаж на основании сведений из индивидуального лицевого счета не зачтен период работы с [дата]. В связи с чем, он [дата] дополнительно представил справку Военного комиссара г.о.[адрес] от [дата][номер] о том, что в период с [дата] по [дата] проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. После получения данной справки ответчик назначил истцу страховую пенсию по старости с [дата] бессрочно, социальную доплату к пенсии с [дата] бессрочно. Истец считает данные действия ответчика, а именно назначение пенсии и социальной доплаты с [дата], незаконными, поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на назначение пенсии у истца, с учетом положений Федерального закона от [дата] № 350-ФЗ, возникло [дата]. Кроме того, в день обращения ответчик не дал истцу разъяснение, какие именно документы необходимо дополнительно представить. С учетом того, что истцом недостающие документы были представлены в трехмесячный срок с момента получения решения пенсионного органа, считает, что ответчик должен назначить страховую пенсию по старости и социальную доплату истцу с [дата].
Заочным решением Борского городского суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Судом постановлено:
Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу [адрес] от [дата][номер].
Обязать ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу [адрес] назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с [дата], социальной доплаты к пенсии с [дата].
В апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что судом не учтено, что истец при первоначальном обращении указал на согласие с назначением пенсии по данным сведениям индивидуального персонифицированного учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, поскольку у заявителя отсутствовал требуемый индивидуальный пенсионный коэффициент, в назначении страховой пенсии отказано обоснованно. После повторного обращения истца с заявлением о назначении пенсии с предоставлением справки военкомата истцу назначена страховая пенсия с [дата], то есть с даты повторного обращения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда - www.oblsudnn.ru.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции, проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что [дата]ФИО1 обратился в ГУ - УПФ РФ по городскому округу [адрес] с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты.
Решением ГУ - УПФ РФ по городскому округу [адрес] от [дата][номер]ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). При этом установлено, что ответчиком в страховой стаж ФИО1 не был включен период военной службы по контракту с [дата] по [дата].
Согласно справке, выданной военным комиссариатом городского округа [адрес], ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (СССР) с [дата] по [дата].
ФИО1 повторно обратился в ГУ - УПФ РФ по городскому округу [адрес] с заявлением о назначении пенсии, предоставив справку, выданную военным комиссариатом городского округа [адрес]. Решением ГУ - УПФ РФ по городскому округу [адрес]ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с [дата] бессрочно в размере 7 949,68 рублей, социальная доплата к пенсии с [дата] бессрочно в размере 739,32 рублей.
Рассматривая требование о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по городскому округу [адрес] от [дата][номер] и назначении ФИО1 страховой пенсии по старости с [дата], суд первой инстанции, установив, что по состоянию на [дата] истцом не было предоставлено документов, подтверждающих страховой стаж, однако, дополнительные документы истцом были представлены ответчику в установленный трехмесячный срок, пришел к вводу, что у пенсионного органа не имелось оснований для назначения истцу пенсии с момента второго обращения, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Рассматривая требования о назначении социальной доплаты к пенсии с [дата], суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона от [дата] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пришел к выводу, что социальная доплата ФИО1 подлежит назначению с [дата].
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, исходит из следующего.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Для назначения пенсии необходимо представить документы, указанные в п. п. 3, 4 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н; п. п. 19, 23 Административного регламента, утвержденного постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п.
Документы необходимо представить в территориальный орган ПФР не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста, что установлено п. 19 Правил № 884н; п. 90 Административного регламента либо непосредственно, через работодателя, по почте, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между ТО ПФР и МФЦ) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР, что предусмотрено п. п. 4, 14 Правил № 884н; п. п. 3, 82, 84, 90, 134 Административного регламента.
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 (далее - Правила № 1015).
Согласно п. 43 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и уплаченных за него страховых взносов.
На основании статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, а у страхователя - копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета. При этом в названной статье закона прямо предусмотрено право застрахованного лица в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
Доводы ответчика о невозможности назначения пенсии с [дата], поскольку первоначально пенсионному органу не была представлена справка военкомата о службе истца по контракту в Вооруженных силах РФ в период с [дата] по [дата], которая впоследствии была представлена [дата], судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Пунктом 74 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п, установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
В пункте 73 вышеназванного Административного регламента закреплено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - пятом 90, в абзаце 9 пункта 113, в абзаце 3 пункта 134 Административного регламента.
Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа ПФР считается:
день направления уведомления в форме электронного документа;
день выдачи уведомления гражданину непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина;
день выдачи уведомления многофункциональным центром. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом ПФР многофункциональному центру;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом ПФР указанного уведомления гражданину.
При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела, в заявлении о назначении пенсии истец выразил свое согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке (в заявлении истец поставил отметку «согласен» в пункте «о» раздела 3) (л.д.20).
Вместе с тем, заявление о назначении выполнено на бланке пенсионного органа, соответствующую отметку о назначении пенсии по сведениям ИПУ истцом проставлена не собственноручно, при этом истец выразил согласие о назначении страховой пенсии по старости по сведениям ИПУ, а не согласие с отказом в ее назначении.
Из решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии от [дата], иных материалов дела не усматривается, что ответчиком истцу было разъяснена необходимость и возможность предоставления письменных доказательств, подтверждающих факт работы в спорный период (факт военной службы по контракту) и возможный отказ в назначении страховой пенсии в случае не предоставления письменных доказательств подтверждающих страховой стаж.
Кроме того, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией истребованы у ответчика материалы пенсионного дела истца, которые в порядке статьи 327.1 ГПК РФ приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства.
Из материалов пенсионного дела следует, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии по старости у истца имелись все предусмотренные Федеральным законом условия для установления названной пенсии, а в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО1 имеются сведения о прохождении им военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с [дата] по [дата].
Кроме того, в материалах дела имеется справка военного комиссариата по городскому округу [адрес] от [дата][номер], заверенная ответчиком, и указывающая на то, что в период с [дата] по [дата] истец проходил военную службу по контракту (л.д.30).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца о назначении страховой пенсии с [дата].
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку на истца не возлагалась обязанность по представлению документов, в форме заявления отсутствует разъяснение последствий согласия гражданина на назначение пенсии по данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица без предоставления дополнительных документов, учитывая, что гражданин, обратившийся за назначением страховой пенсии по старости, во взаимоотношении с пенсионным органом является более слабой стороной.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаца 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Правовых оснований к отмене решения суда, доводы апелляционной жалобы не содержат, выводов суда не опровергают, а лишь сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Борского городского суда Нижегородской области от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи