ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-270/20 от 14.07.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Савченко А.С. дело № 33-5961/2020

Красноперекопский районный суд

Республики Крым

Гр. дело №2-270/2020

УИД 91RS0010-01-2020-000207-35

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 14 июля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.

судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В.

при секретаре: Гамуровой М.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе РК (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия указав, что 25.11.2019 года ею в адрес ответчика подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии как педагогическому работнику и предоставлены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа, страховой стаж составил 19 лет 02 месяца 20 дней, из них специальный педагогический стаж - 08 лет 06 месяцев 01 день. Не включены в специальный стаж периоды работы: в КГУ «Ельтайская начальная школа» с 15.08.1992 г. по 05.08.1994 г. в должности учителя музыки и пения в связи с отсутствием документального подтверждения осуществления работы компетентными органами Казахстана; в Школе №8 ст. Сакмарская с 01.09.2000г. по 02.01.2002г. в должности учителя пения в связи с отсутствием сведений о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы; в Краснокоммунарской школе Сакмарского района Оренбуржской области с 03.01.2002 г. по 02.12.2002 г. в должности учителя пения, отсутствует сведения о выполнении нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки); в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» с 28.01.2003 г. по 01.09.2007 г. в должности педагога - организатора в связи с тем, что данная должность непоименована Списком №781; в МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым с 04.09.2007 г. по 31.12.2014 г. в должности руководителя вокально - фольклорного коллектива, так как Актом документальной проверки не установлено выполнение условия о возрасте обучающихся (дети и учащаяся молодежь в возрасте до 18 лет). Также не принята во внимание трудовая книжка в связи с несоответствием печатей на титульном листе печати учреждения первого места работы. Полагая действия ответчика нарушающими ее права истец просила: признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от 11.02.2020г. об отказе в назначении пенсии неправомерным в части; обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 15.08.1992 г. по 05.08.1994 г. в должности учителя музыки и пения в КГУ «Ельтайская начальная школа»; с 01.09.2000 г. по 02.01.2002 г. в должности учителя пения в Школе № 8 ст. Сакмарская; с 03.01.2002 г. по 02.12.2002 г. в должности учителя пения в Краснокоммунарской школе; с 28.01.2003 г. по 01.09.2005 г., с 03.10.2006 г. по 03.09.2007г. в должности педагога-организатора в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»; с 04.09.2007 г. по 31.12.2014 г. в должности руководителя вокально - фольклорного коллектива в МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым; с 06.07.2015 г. по 06.08.2015 г., с 05.07.2016 г. по 02.08.2016 г., с 06.07.2017 г. по 02.08.2017 г., с 03.08.2017 г. по 31.12.2017г., с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в должности педагога дополнительного образования в МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с даты возникновения права в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе РК (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

На заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, 25.11.2019 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии как лицу осуществляющему педагогическую деятельность.

Решением ответчика от 11.02.2020г. ФИО1 отказано в установлении пенсии, в связи с тем, что по представленным документам, страховой стаж составил 19 лет 02 месяца 20 дней, из них специальный педагогический стаж - 08 лет 06 месяцев 01 день. Права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости нет. Исключены из льготного стажа истца периоды ее работы: в КГУ «Ельтайская начальная школа» с 15.08.1992г. по 05.08.1994 г. в должности учителя музыки и пения в связи с отсутствием документального подтверждения осуществления работы компетентными органами Казахстана; в Школе № 8 ст. Сакмарская с 01.09.2000г. по 02.01.2002г. в должности учителя пения в связи с отсутствием сведений о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы; в Краснокоммунарской школе Сакмарского района Оренбуржской области с 03.01.2002 г. по 02.12.2002 г. в должности учителя пения, поскольку отсутствуют сведения о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки); в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» с 28.01.2003 г. по 03.09.2007 г. в должности педагога - организатора в связи с тем, что данная должность не поименована Списком №781; в МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым с 04.09.2007 г. по 31.12.2014 г. в должности руководителя вокально -фольклорного коллектива, так как Актом документальной проверки не установлено выполнение условия о возрасте обучающихся (дети и учащаяся молодежь в возрасте до 18 лет). Также не принята во внимание трудовая книжка в связи с несоответствием печатей на титульном листе с печатью первого места работы (л.д.26-27).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к выводу о неправомерности решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии и наличии у последней правовых оснований, для удовлетворения иска.

Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

Подпунктом 19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ устанавливает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что согласно трудовой книжке серии ET-I от 26.08.1992г., выданной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., последняя осуществляла педагогическую деятельность, в том числе: с 15.08.1992 г. по 05.08.1994 г. в должности учителя музыки и пения в КГУ «Ельтайская начальная школа» Республики Казахстан; с 01.06:1995 г. по 03.01.2002 г. в должности учителя пения в Школе №8 ст. Сакмарская Оренбуржской области Российской Федерации; с 03.01.2002 г. но 02.12.2002 г. в должности учителя пения в Краснокоммунарской школе Сакмарского района Оренбуржской области Российской Федерации; с 28.01.2003г. по 01.09.2005г. в должности педагога - организатора Красноперекопской СОШ №5 АР Крым Украина (с 05.12.2014г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»); с 03.10.2006г. по 03.09.2007г. в должности педагога - организатора в Красноперекопской общеобразовательной школе I-III ступеней №5 АР Крым Украина (с 05.12.2014г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»); с 04.09.2007 г. по настоящее время в должности руководителя вокально-фольклорного коллектива (с 16.01.2015г. установлено соответствие Единому квалификационному справочнику: должность руководителя кружка переименована на должность педагога дополнительного образования) во Внешкольном учебном заведении «Центр детского и юношеского творчества» (с 27.12.2014г. МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым).

Осуществление ФИО1 педагогической деятельности подтверждается также справкой №57 от 10.04.2019г., выданной КГУ «Ельтайская начальная школа» с.Никольское Буландынского района Акмолинской области Республики Казахстан на имя истицы, из которой следует, что она с 15.08.1992 г. по 05.08.1994 г. работала в Ельтайской начальной школе в должности учителя музыки и пения на 1 ставку.

Справками №42, 43, 44 от 03.12.2019 года, выданными МУ Отдел образования Администрации МО Сакмарский район установлено, что норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад), за указанные периоды работы не указана. Однако, школа № 8 (с 03.01.2002 г. Краснокоммунарская средняя школа Сакмарского района Оренбуржской области РФ, ныне МБОУ «Краснокоммунарская СОШ») находится на территории посёлка в Сакмарском районе Оренбургской области России-Красный Коммунар, который является административным центром сельского поселения, поскольку Краснокоммунарский поссовет и данная территория относится к сельской местности, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность о включении периодов работы в сельской местности без указания нормы рабочего времени.

В связи с указанным, периоды работы истицы с 01.09.2000г. по 03.01.2002г. в должности учителя пения в Школе №8 ст.Сакмарская Оренбуржской области РФ и с 03.01.2002г. по 02.12.2002г. в должности учителя пения в Краснокоммунарской школе Сакмарского района Оренбуржской области РФ обоснованно включены судом первой инстанции в подсчет педагогического стажа.

Правомерно судом включены в специальный стаж и периоды работы истца с 28.01.2003г. в должности педагога - организатора в Красноперекопской общеобразовательной школе I-III ступеней №5 Красноперекопского городского совета АРК

Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения, права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При решении вопроса о включении периодов работы в стаж, необходимый для назначения пенсии, следует применять нормативные правовые акты, которые регулировали порядок исчисления такого стажа в каждом конкретном периоде.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в период осуществления трудовой деятельности истца до марта 2014 года, на территории Республики Крым действовало пенсионное законодательство, позволяющее также истице выйти на пенсию ранее установленного возраста.

Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.

В то же время, следует применять правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии Специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993г. «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.

Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической нагрузки.

Справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии №2 от 14.01.2020г., выданной ФИО1, подтверждается ее постоянная занятость на льготной работе. Данная справка указывает, что истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей в Красноперекопской общеобразовательной школе I-III ступеней № 5 Красноперекопского городского совета АРК с 28.01.2003г. (приказ №16-к от 28.01.2003г.) в должности педагога-организатора приказ об увольнении в архиве школы отсутствует, с 03.10.2006г. (приказ №121-к от 03.10.2006г.) по 03.09.2007г. (приказ №90-к от 03.09.2007г.) в должности педагога - организатора, в данный период выполнялись нормы рабочего времени педагогической учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (л.д.20).

Учитывая представленные суду первой инстанции доказательства, суд правильно пришел к выводу, что период работы истца в должности педагога- организатора подлежал включению в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости.

Правомерны и выводы суда относительно включения в льготный стаж истца периодов работы с 2007 года по 2014 года, поскольку справкой, уточняющей особый характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, от 05.12.2019г., выданной на имя ФИО1 подтверждается, что она действительно работает в МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым) с 04.09.2007г. по настоящее время на 1 ставку в качестве руководителя вокально-фольклорного коллектива (с 16.01.2015г. установлено соответствие Единому квалификационному справочнику: должность руководителя кружка переименована на должность педагога дополнительного образования).

Поскольку в разделе первом Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04.11.1993г. определены общеобразовательные учебные заведения, внешкольные учебные заведения, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе должность руководителя кружка, суд первой инстанции также правомерно зачел в специальный педагогический стаж истца данный период работы.

Периоды работы в вышеуказанной должности после 2015 года подтверждены в судебном заседании, представленными справками из МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества» МО ГО Красноперекопск Республики Крым, согласно которым ФИО1 работает в должности педагога дополнительного образования, а также сведениями представленными в пенсионный фонд отчетом СВЗ – СТАЖ за 2017-2018 года, а также приказами работодателя о предоставлении отпусков, личной карточкой Т-2.

Таким образом, судом первой инстанции, в рамках рассмотрения исковых требований ФИО1, добыто достаточно доказательств, свидетельствующих об осуществлении ФИО1 педагогической деятельности более 25-ти пяти лет на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноперекопске Республики Крым, приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи