ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-270/2020 (33-17478/2020)
г. Уфа 18 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Кривцовой О.Ю. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе председателя товарищества собственников жилья «ТРИО» ФИО3 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 марта 2020 г., по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к товариществу собственников жилья «ТРИО» об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «ТРИО» (далее - ТСЖ «ТРИО») об обязании ТСЖ «ТРИО» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет (возврат) по всем лицевым счетам жилых помещений по следующим адресам: адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 г. в размере 660 609 руб. 74 коп., за 2018 г. - в размере 595 701 руб. 94 коп.; адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 г. - 613 867 руб. 80 коп., за 2018 г. - 556 440,82 руб.; адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 г. в размере 679 463 руб. 07 коп., за 2018 г. - 616 398 руб. 57 коп.; привести определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений за коммунальную услугу «отопление» с января 2019 г. и до полного устранения нарушений путем проведения перерасчета платы и возврата излишне начисленных сумм, исходя из разницы размера платы за услугу отопление между предъявленной к оплате потребителям домов с января 2019 г. и рассчитанной в соответствии с требованиями.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Положением о Госкомитете, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., истец является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
По коллективному обращению от дата№... жителей многоквартирных жилых домов №..., 16/2, 16/3 по адрес (далее - жилые дома) Госкомитетом в период с дата по дата проведена внеплановая проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении ТСЖ
«ТРИО».
По результатам проверки ТСЖ «ТРИО» по жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан выдано предписание №... от дата с указанием устранить нарушения:
- произвести корректировку (перерасчет) размера платы по всем лицевым счетам жилых помещений жилого адрес Республики Башкортостан за коммунальную услугу «отопление» за 2017 г. в соответствии с пунктом 42 (1), формулы 3(2) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее - Правила, в редакции, действующей до дата). Перерасчет (возврат) произвести путем отражения отрицательных сумм по услуге «отопление» в платежных документах,
- произвести корректировку (перерасчет) размера платы по всем лицевым счетам жилых помещений жилого адрес Республики Башкортостан за коммунальную услугу «отопление» за 2018 г. в соответствии с пунктом 42 (1), формулы 3(4) Приложения 2 Правил №.... Перерасчет (возврат) произвести путем отражения отрицательных сумм по услуге «отопление» в платежных документах,
- привести определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений за коммунальную услугу «отопление» с января 2019 г. и до полного устранения нарушений в соответствии с пунктом 42 (1), формул 3 и 3(6) Приложения 2 Правил №... путем проведения перерасчета платы и возврата излишне начисленных сумм исходя из разницы размера платы за услугу отопление между предъявленной к оплате потребителям дома с января 2019 г. Ум рассчитанной в соответствии с требованиями ппункта 42 (1), формул 3 и 3(6) Правил №... Перерасчет (возврат) произвести путем отражения отрицательных сумм по услуге «отопление» в платежных документах.
С аналогичным содержанием и требованием произвести корректировку размера платы по услуге отопление за 2017 г., 2018 г. и привести определение размера платы с января 2019 г. в соответствии вышеуказанными формулами были выданы предписания №... по жилому дому №... по адрес и предписание №... по жилому дому №... по адрес.
В ходе проведения проверки установлено, что жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Приборы учета тепловой энергии опломбированы, находятся в рабочем состоянии, что подтверждается представленными в ходе проведения проверки актами повторного допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Правила №... (в редакции, действующей до дата) обязывали исполнителя коммунальных услуг осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года исходя из фактического потребления тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета и определять размер платы за услугу отопление на текущий год исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии, определенного также по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии (пункт 42(1), формула 3(2), 3(1) приложения 2 Правил №....
Согласно пункту 3(2) приложения №... к Правилам №... размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) корректируется исполнителем по формуле:
Po2.i = Рк.пр х Si / Sоб – Pfn.i, где:
Рк.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Sоб - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или
жилого дома (кв. м);
Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
С дата изменился порядок расчетов за коммунальную услугу отопление в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил №... в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения №... к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в 1 квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4):Pi = Pkpi-Pnpi,
В ходе проведения проверки по всем жилым домам муниципальным унитарным предприятием «УИС» (далее - МУП УИС) представлены ведомости расчета реализации тепловой энергии в 2017 г., 2018 г., согласно которым распределение количества тепловой энергии производилось приборным методом.
Для определения размера платы за услугу отопление на текущий год с дата по дата с дата применяются формулы 3 и 3 (6) Приложения №... Правил №....
В соответствии с формулой 3(6) объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6).
Корректировка размера платы за 2017- 2018 года по жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан: согласно представленной ТСЖ «ТРИО» информации, площадь жилых помещений составляет 5 242,2 кв. м, площадь нежилых помещений - 210,3 кв. м, площадь мест общего пользования - 859,1 кв. м.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2017 г. за 2017 г. количество тепловой энергии, потребленной жилым домом, составило 569,9545 Гкал на сумму 1 075 573 руб. 06 коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 694 698 руб. 42 коп.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2018 г. за 2018 г. количество тепловой энергии потребленной жилым домом составило 587,72 Гкал на сумму 1 178 218 руб. коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 739 361 руб. 96 коп. •
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2017 г. составляет (стр. 5 акта проверки от дата): 1 075 573,06 руб. * 5 242,2 кв. м/5 452,5 кв. м - 1 694 698 руб. 42 коп. = - 660 609 руб. 74 коп.
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2018 г. составляет (стр. 6 акта проверки): 1 132 775 руб. 52 коп. - 1 739 361 руб. 96 коп. = - 606 586 руб. 44 коп.
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации (вх. №... от дата), корректировка платы по услуге отопление за 2017-2018 года не проводилась.
По жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан: согласно представленной ТСЖ «ТРИО» информации площадь жилых помещений составляет 5 543,5 кв. м, площадь нежилых помещений - 276,6 кв. м, площадь мест общего пользования - 1122 кв. м.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2017 г. за 2017 г. количество тепловой энергии, потребленной жилым домом, составило 696,8745 Гкал на сумму 1 314 548 руб. 14 коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 865 942 руб. 10 коп.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2018 г. за 2018 г. количество теплоэнергии, потребленной жилым домом, составило 705,82 Гкал на сумму 1 415 401 руб. 03 коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 915 168 руб. 38 коп.
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2017 г. составляет (стр. 7-8 акта проверки от дата): 1 314 548руб. 14 коп. * 5 543,5 кв. м/5 820,10 кв. м – 1 865 942 руб. 10 коп. = - 613 867 руб. 80 коп.
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2018 г. составляет (стр. 8 акта проверки от дата): 1 348 134 руб. 16 коп. – 1 915 168 руб. 38 коп. = - 567 034 руб. 22 коп.
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации (вх. №... от дата), корректировка платы по услуге отопление за 2017, 2018 года не проводилась.
По жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан: согласно представленной ТСЖ «ТРИО» информации, площадь жилых помещений составляет 5 200,9 кв. м, площадь нежилых помещений - 314,6 кв. м, площадь мест общего пользования - 978,10 кв. м.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2017 г. за 2017 г., количество тепловой энергии, потребленной жилым домом, составило 563,208 Гкал на сумму 1 062 487 руб. 37 коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 681 346 руб. 95 коп.
Согласно представленным ТСЖ «ТРИО», МУП УИС отчетам о суточных параметрах теплоснабжения за периоды с января по декабрь 2018 г. за 2018 г., количество тепловой энергии, потребленной жилым домом составило 581,14 Гкал на сумму 1 166 000 руб. 66 коп., гражданам начислена плата по услуге отопление на сумму 1 725 658 руб. 62 коп.
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2017 г. составляет (стр. 10 акта проверки от дата): 1 062 487 руб. 37 коп. * 5 200,9 кв. м/5 515,5 кв. м – 1 681 346 руб. 95 коп. = - 679 463 руб. 07 коп.
Корректировка (возврат) платы по всем лицевым счетам жилых помещений за услугу отопление за 2018 г. составляет (стр. 10-11 акта проверки от дата): 1 099 492 руб. 85 коп. – 1 725 658 руб. 62 коп. = - 626 165 руб. 77 коп.
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации (вх. №... от дата), корректировка платы по услуге отопление за 2017, 2018 года не проводилась.
Определение размера платы в 2019 г.:
по жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан:
с дата по дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения №... Правил №... составляет 18 руб. 79 коп./кв. м.
С дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения 2 Правил №... составляет 19 руб. 17 коп./кв. м.
Подробный расчет указан на стр. 7 акта проверки №... от дата
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации и платежным документам за февраль 2019 г. размер платы за коммунальную услугу отопление с дата составлял 28 руб. 36 коп./кв. м. С дата данный размер платы не увеличивался и остается прежним.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ТСЖ «ТРИО» начисление платы по услуге отопление с января 2019 г. производится в размере 28 руб. 36 коп./кв. М, в нарушение требований пункта 42(1) Правил №..., формул 3 и 3(6) приложения №... Правил №....
По жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан:
с дата по дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения №... Правил №... составляет 21 руб. 15 коп./кв. м.
С дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения 2 Правил №... составляет 21 руб. 57 коп./кв. м.
Подробный расчет указан на стр. 9 акта проверки №... от дата
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации и платежным документам за февраль 2019 г., размер платы за коммунальную услугу отопление с дата составлял 29 руб. 53 коп./кв. м. С дата данный размер платы не увеличивался и остается прежним.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ТСЖ «ТРИО» начисление платы по услуге отопление с января 2019 г. производится в размере 29 руб. 53 коп./кв. м, в нарушение требований пункта 42(1) Правил №..., формул 3 и 3(6) приложения №... Правил №....
По жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан:
с дата по дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения №... Правил №..., составляет 18 руб. 37 коп./кв. м.
С дата размер платы за услугу «отопление», рассчитанной в соответствии с формулами 3 и 3 (6) Приложения 2 Правил №... составляет 18 руб. 74 коп./кв. м.
Подробный расчет указан на стр. 11-12 акта проверки №... от дата
Согласно представленной ТСЖ «ТРИО» письменной информации и платежным документам за февраль 2019 г. размер платы за коммунальную услугу отопление с дата составлял 28 руб. 36 коп./кв. м. С дата данный размер платы не увеличивался и остается прежним.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что ТСЖ «ТРИО» начисление платы по услуге отопление с января 2019 г. производится в размере 28,36 руб./кв. м, в нарушение требований пункта 42(1) Правил №..., формул 3 и 3(6) приложения №... Правил №....
Срок для устранений нарушений в предписаниях №..., №..., №... установлен до дата В период с дата по дата проведена проверка исполнения предписаний.
Запросами от дата№..., 30960, 30691 у ТСЖ «ТРИО» была запрошена письменная информация об исполнении предписаний.
В ходе проверки исполнения предписания по жилому дому №... по адрес установлено, что ответчиком произведен возврат платы по услуге отопление по лицевому счету №...адрес Республики Башкортостан в мае 2019 г. на сумму 3 088 руб. 10 коп., в июне 2019 г. - 2 598 руб. 80 коп., в июле 2019 г. - 2 598 руб. 80 коп., в августе 2019 г. - 2 598 руб. 80 коп., всего на сумму 10 884 руб. 50 коп. (акт проверки № ЦО-19-4385-259 от дата).
Однако в ходе проведения проверки установлено, что корректировка размера платы по услуге отопление по лицевому счету №... составляет 13 352 руб. 93 коп., а произведен возврат не в полном объеме, лишь на 10 884,50 руб. Подлежит возврату: 595 701 руб. 94 коп. = 606 586 руб. 44 коп. - 10 884 руб. 50 коп.
Требование предписания в части определения размера платы с января 2019 г. не исполнено.
В ходе проверки исполнения предписания по жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан установлено, что ответчиком произведен возврат платы по услуге отопление по лицевому счету №...адрес Республики Башкортостан в мае 2019 г. на сумму 2 648 руб. 35 коп., в июне 2019 г. - 2 648 руб. 35 коп., в июле 2019 г. - 2 648 руб. 35 коп., в августе 2019 г. - 2 648 руб. 35 коп., всего на сумму 10 593 руб. 40 коп. (акт проверки № ЦО-19-4386-259 от дата).
Однако в ходе проведения проверки установлено, что корректировка размера платы по услуге отопление по лицевому счету №... составляет 12 029 руб. 30 коп., а произведен возврат не в полном объеме, лишь на 10 593 руб. 40 коп. Подлежит возврату: 556 440 руб. 82 коп. = 567 034 руб. 22 коп. - 10 593 руб. 40 коп.
Требование предписания в части определения размера платы с января 2019 г. не исполнено.
В ходе проверки исполнения предписания по жилому дому №... по адрес Республики Башкортостан установлено, что ответчиком произведен возврат платы по услуге отопление по лицевому счету №...адрес Республики Башкортостан в мае 2019 г. на сумму 2 441 руб. 80 коп., в июне 2019 г. - 2 441 руб. 80 коп., в июле 2019 г. - 2 441 руб. 80 коп., в августе 2019 г. - 2 441 руб. 80 коп., всего на сумму 9 767 руб. 20 коп. (акт проверки № ЦО-19-4387-259 от дата).
Однако в ходе проведения проверки установлено, что корректировка размера платы по услуге отопление по лицевому счету №... составляет 10366 руб. 44 коп., а произведен возврат не в полном объеме размере, лишь на 9 767 руб. 20 коп. Подлежит возврату: 616 398 руб. 57 коп. = 626 165 руб. 77 коп. - 9 767 руб. 20 коп.
Требование предписания в части определения размера платы с января 2019 г. не исполнено.
Ответчиком до настоящего времени в полном размере корректировка (возврат) размера платы по услуге отопление за 2017- 2018 года по лицевым счетам жилых помещений многоквартирного адрес, 16/2, 16/3 по адрес Республики Башкортостан в нарушение в нарушение требований пункта 42(1) Правил №..., формул 3 (2), 3(4) приложения №... Правил №... не произведена, что противоречит действующему законодательству и нарушает права граждан- потребителей многоквартирного дома.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 марта 2020 г. постановлено:
исковые требования Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору к ТСЖ «ТРИО» об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать ТСЖ «ТРИО» (ИНН <***>) в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет (возврат) по всем лицевым счетам жилых помещений по адресу:
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(2) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... в размере 660 609,74 руб.,
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2018 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(4) Приложения 2 Правил №... в размере 595 701,94 руб.,
- привести определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений за коммунальную услугу «отопление» с января 2019 г. и до полного устранения нарушений в соответствии с п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Приложения 2 Правил №... путем проведения перерасчета платы и возврата излишне начисленных сумм исходя из разницы размера платы за услугу отопление между предъявленной к оплате потребителям дома с января 2019 г. и рассчитанной в соответствии с требованиями п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Правил №...,
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(2) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... в размере 613 867,80 руб.,
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2018 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(4) Приложения 2 Правил №... в размере 556 440,82 руб.,
- привести определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений за коммунальную услугу «отопление» с января 2019 г. и до полного устранения нарушений в соответствии с п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Приложения 2 Правил №... путем проведения перерасчета платы и возврата излишне начисленных сумм исходя из разницы размера платы за услугу отопление между предъявленной к оплате потребителям дома с января 2019 г. и рассчитанной в соответствии с требованиями п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Правил №...,
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2017 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(2) Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... в размере 679 463,07 руб.,
- адрес по коммунальной услуге «отопление» за 2018 год в соответствии с п. 42 (1), формулы 3(4) Приложения 2 Правил №... в размере 616 398,57 руб.,
- привести определение размера платы по лицевым счетам жилых помещений за коммунальную услугу «отопление» с января 2019 г. и до полного устранения нарушений в соответствии с п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Приложения 2 Правил №... путем проведения перерасчета платы и возврата излишне начисленных сумм исходя из разницы размера платы за услугу отопление между предъявленной к оплате потребителям дома с января 2019 г. и рассчитанной в соответствии с требованиями п. 42 (1), формул 3 и 3(6) Правил №....
В апелляционной жалобе председатель ТСЖ «ТРИО» ФИО3 ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, полагая рассмотрение настоящего дела с нарушением правил подсудности, так как требования подлежали рассмотрению Арбитражным судом Республики Башкортостан; в связи с нахождением на рассмотрении Арбитражного суда Республики Башкортостан административного дела о признании недействительными предписаний, на основании которых истец сформировал исковые требования в рамках обжалуемого дела, суд первой инстанции должен был приостановить производство по делу до разрешения указанного спора. Указывает, что требования предписаний №..., №..., №... в части перерасчета были исполнены в силу протокола очередного общего собрания собственников от дата, где было принято решение перенеси возможную переплату по отоплению за 2017 г. в счет оплаты общедомовых расходов и производить по итогам финансового года. Также третьим лицом ФИО5 не опровергнуты результаты очередного общего собрания собственников от дата По мнению подателя жалобы, истец не заявлял требования о произведении перерасчета в срок не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда. Суммарный размер удовлетворенных требований в решении превышает 400 000 000 руб.
Представитель истца - Госкомитета, третье лицо - ФИО5 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения председателя ТСЖ «ТРИО» - ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в связи с коллективным обращением жителей жилых домов в период с дата по дата Госкомитетом проведена внеплановая выездная проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении управляющей организации ТСЖ «ТРИО».
По результатам проверки ТСЖ «ТРИО» выданы предписания №..., №..., №... с указанием устранить выявленные нарушения.
Впоследствии Госкомитетом выявлено, что до настоящего времени требования предписания не исполнены.
Удовлетворяя исковые требования Госкомитета, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не было представлено доказательств исполнения предписаний №..., №..., №... от дата Сам факт оспаривания ответчиком законности данных предписаний в арбитражном суде не свидетельствует об их незаконности и не дает ответчику право их не исполнять.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Положением о Госкомитете, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., комитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Как следует из искового заявления, Госкомитет просил суд обязать ТСЖ «ТРИО» произвести перерасчет (возврат) по лицевым счетам жилых помещений жилых домов по коммунальной услуге «отопление» за 2017 г., 2018 г. в конкретных размерах, всего по всем домам в общей сумме 3 722 481 руб. 94 коп., а не как ошибочно полагает в доводах апелляционной жалобы ответчик в размере более 400 000 000 руб. Требования о понуждении исполнить вышеуказанные предписания истцом не заявлялись.
Таким образом, в связи с выявленными нарушениями ТСЖ «ТРИО» прав граждан при предоставлении коммунальных услуг, а именно начислении и осуществлении расчетов за коммунальную услугу «отопление» проживающим в жилых домах собственникам, Госкомитет обратился в суд в пределах своих полномочий, предусмотренных законом.
Спор имеет место в связи с жилищными, а не экономическими правоотношениями, требования предъявлены в защиту прав жильцов многоквартирных домов, а не самой жилищной инспекции как юридического лица, в связи с чем, довод о подсудности спора Арбитражному суду Республики Башкортостан несостоятелен.
Сам факт оспаривания ответчиком предписаний не имел значение при рассмотрении дела, не влек возможность его приостановления, поскольку обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения дела, исходя из заявленных Госкомитетом требований, и как следствие подлежащих доказыванию со стороны ответчика, это правильное начисление платы по жилым домам за коммунальную услугу «отопление», произведение корректировок размера платы в соответствии с требованиями действующего законодательства, доказательств чему в нарушение требований статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной ответчика не было представлено.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российско Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил №... управление многоквартирным домом обеспечивается, в числе прочего организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по отоплению и корректировок, с дата регламентируется Правилами №....
Между тем ТСЖ «ТРИО» за спорные периоды не произвело корректировку платы за отопление и ее перерасчет за соответствующие указанные в иске периоды, что заявителем по существу не оспаривается.
Приведенное не опровергается доводами жалобы ответчика со ссылкой на протокол очередного общего собрания собственников помещений в МКД от дата (том 1 л.д. 115-118), в котором по вопросу №... повестки дня собственники приняли решение: возможную переплату по отоплению перенести в счет оплаты общедомовых расходов и производить по итогам финансового года, так как названное решение не освобождает ответчика от установленной законом обязанности произвести соответствующие корректировки, что в настоящем случае ТСЖ «ТРИО» не выполнено, как и не представлено доказательств направления образовавшейся переплаты в счет оплаты общедомовых расходов по итогам каждого года.
Возложение судебным решением на управляющую организацию обязанности, которую ответчик должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов последнего. При этом податель жалобы не указывает обстоятельства, свидетельствующие о возможности освобождения его от установленной законом обязанности произвести перерасчет по всем лицевым счетам жилых помещений жилых домов.
Ссылка подателя жалобы, что Госкомитетом в иске не был заявлен срок, в течение которого ТСЖ «РИТМ» обязано произвести соответствующие перерасчеты, несостоятельна, противоречит исковому заявлению Госкомитета (том 1 л.д. 8).
Резолютивная часть решения районного суда отвечает требованиям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в полном объеме определяет действия, которые должен совершить ответчик по восстановлению нарушенного права жильцов многоквартирных домов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя товарищества собственников жилья «ТРИО» ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Мухина Т.А.