ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-270/2023 от 11.09.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0019-01-2023-000766-48

Дело № 2-270/2023 Дело № 33-2784/2023

Судья Михайлова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 11 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Удаловой Л.В.,

судей Кузьминой М.А., Ткачева В.Г.,

при секретаре Семеновой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нерюнгри в интересах Наумова Дениса Владимировича к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства строительства Республики Саха (Якутия) по доверенности Егоровой В.П. на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Кузьминой М.А., пояснения прокурора Оготоева К.С., судебная коллегия

установила:

прокурор города Нерюнгри в интересах Наумова Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что прокуратурой города Нерюнгри в ходе осуществления надзора за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. По результатам проверки установлено, что Наумов Д.В. включен в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений по муниципальному образованию «Нерюнгринский район». Администрацией обязательства перед Наумовым Д.В., _______ года рождения, по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по настоящее время не исполнены.

С учетом изложенного, истец просил возложить на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) обязанность предоставить Наумову Д.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в виде изолированного жилого помещения в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 кв.м, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, обязать Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) выделить финансирование на обеспечение Наумова Д.В. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм, путем выделения субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года исковое заявление прокурора города Нерюнгри в интересах Наумова Д.В. удовлетворено, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) возложена обязанность предоставить Наумову Д.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 кв.м, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, до июня 2024 года, на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) возложена обязанность обеспечить финансирование приобретения жилого помещения.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчиков Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства строительства Республики Саха (Якутия) по доверенности Егорова В.П. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части возложения на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) обязанности по финансированию предоставления жилья Наумову Д.В. с вынесением нового решения об отказе в иске в этой части. В обоснование жалобы указано, что по обращению администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) 14 октября 2022 года Министерством строительства Республики Саха (Якутия) внесены изменения в приказ №69 от 25 февраля 2022 года «Об утверждении средней стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2022 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений» подпрограммы «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы» в части увеличения стоимости квадратного метра жилья на вторичном рынке муниципального образования «Нерюнгринский район» до 92 112 рублей 50 копеек. Значение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном образовании Республики Саха (Якутия) утверждено постановлением Нерюнгринской районной администрации и может быть использовано при расчете субвенций в последующем финансовом году. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года по делу № ... об отказе в удовлетворении исковых требований Нерюнгринской районной администрации к Министерству строительства Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности обеспечить финансирование. Таким образом, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти и принимать решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, в том числе исполнения таким органом законодательства.

Представитель истца прокурор Оготоев К.С. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда без изменения.

Наумов Д.В., представители ответчиков администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», Министерства строительства Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено, ходатайств не заявлено.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке, установленном статьями 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», своевременно размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из доводов апелляционной жалобы следует, что решение суда первой инстанции представителем ответчиков обжалуется в части возложения обязанности на Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство строительства Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование приобретения истцу жилого помещения. В части возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить Наумову Д.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда не обжалуется, в этой части решение суда не является предметом проверки судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Наумов Д.В., _______ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, из единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Республике Саха (Якутия), не исключена, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является.

Наумов Д.В. обратился в администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) с заявлением о рассмотрении вопроса об обеспечении его отдельным жилым помещением на территории муниципального района «Нерюнгринский район» в 2023 году, поскольку жилым помещением не обеспечен, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что возложенная действующим законодательством обязанность реализовать право Наумова Д.В. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда ответчиком не исполняется, при этом осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-0-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании части 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Республики Саха (Якутия).

Частью 1 статьи 4 Закона республики от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Из положений статьи 6 Закона республики от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распределения жилых помещений специализированного жилищного фонда определяется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года № 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществляется за счет субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия).

В целях проверки доводов представителя Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства строительства Республики Саха (Якутия) в адрес Министерства строительства Республики Саха (Якутия) судом апелляционной инстанции направлен запрос о предоставлении сведений в обоснование доводов апелляционной жалобы.

По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу данной правовой нормы вышеприведенные требования процессуального закона распространяются и на суд апелляционной инстанции.

При этом согласно пункту 43 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Министерством строительства Республики Саха (Якутия) сообщено о том, что 24 января 2021 года Министерство и муниципальное образование «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) заключили соглашение № ... о предоставлении субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Нерюнгринский район» на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилищных помещений.

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения Министерство строительства Республики Саха (Якутия) обязуется предоставить бюджету муниципального образования «Нерюнгринский район» субвенцию на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а муниципальное образование «Нерюнгринский район» обязуется принять субвенцию, использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением, и обеспечить достижение результативности предоставления субвенции – количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, согласно установленной статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также обеспечить выполнение условий соглашения.

Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) (сводной бюджетной росписи государственного бюджета) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (пункт 1.2 соглашения).

В пункте 1.3 соглашения определено, что общий размер субвенции, предоставляемый из государственного бюджета бюджету муниципального образования «Нерюнгринский район» составляет в 2022 году 67 661 366 рублей 85 копеек.

В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года № 148 утверждены:

1. Порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечения сохранности жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

2. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

4. Порядок предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда согласно приложению № 4 к настоящему постановлению.

5. Порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими согласно приложению № 5 к настоящему постановлению.

6. Порядок возмещения расходов на проведение капитального ремонта жилых помещений принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 6 к настоящему постановлению.

Приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2022 года № 69 утверждена средняя стоимость приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2022 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», в том числе муниципальному образованию «Нерюнгринский район» в размере 73 966 рублей.

Как следует из материалов дела, в 2022 году администрацией проведено 103 аукциона и котировки (в электронной форме) на право заключения муниципального контракта (договора) на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «Нерюнгринский район» жилого помещения (квартиры) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закупочные процедуры не состоялись из-за отсутствия заявок от продавцов жилых помещений, основной причиной является неконкурентоспособная стоимость одного квадратного метра, утвержденная приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2022 года № 69 в размере 73 966 рублей.

Приказом Министерства от 14 октября 2022 года № 567 внесены изменения в приказ от 25 февраля 2022 года № 69, согласно которому средняя стоимость 1 кв.м жилья на вторичном рынке в 2022 году по муниципальному образованию «Нерюнгринский район» составила 92 112 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года по делу № ... в удовлетворении требований Нерюнгринской районной администрации к Министерству строительства Республики Саха (Якутия) об обязании обеспечить финансирование увеличением средней стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2022 году в размере 103 300 рублей 05 копеек отказано, поскольку статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрен такой способ защиты права как обязание ответчика обеспечить финансированием в указанном истцом размере. Судом указано на то, что приказ Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года № 567 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2022 № 69 «Об утверждении средней стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2022 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы» об утверждении средней стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2022 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований, истцом не оспорен.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2023 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 января 2023 года оставлено без изменения. Судом апелляционной инстанции указано на то, что суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.

Средняя стоимость приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2023 году для муниципального образования «Нерюнгринский район» в размере 103 300 рублей 05 копеек установлена 23 марта 2023 года приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия) № 114 «Об утверждении средней стоимости приобретения одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2023 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия «Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем». Стоимость в указанном размере была установлена органом местного самоуправления 22 декабря 2022 года на основании постановления № 536.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Наумов Д.В. состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании приказа Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, при этом полномочия органа местного самоуправления по обеспечению Наумова Д.В. жилым помещением могут быть реализованы органом местного самоуправления исключительно при наличии достаточного финансирования из республиканского бюджета вне зависимости от способа исполнения возложенной законом обязанности (приобретение, строительство жилого помещения, осуществление капитального ремонта (реконструкции), текущего ремонта имеющихся в муниципальном жилом фонде жилых помещений), что подтверждается вышеуказанными доказательствами, в том числе обращением органа местного самоуправления с иском в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) об обеспечении необходимым финансированием для исполнения переданных государственных полномочий, исковые требования прокурора судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представителями Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства строительства Республики Саха (Якутия) не были представлены доказательства, свидетельствующие о выделении органу местного самоуправления субвенций в размере, достаточном для исполнения органом социальных обязательств для данной категории граждан в полном объеме. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции орган местного самоуправления ссылался и представлял доказательства, свидетельствующие о недостаточности соответствующего финансирования (л.д. 48-100).

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы представителя ответчиков, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено _______.