ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2712/2021 от 12.05.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Семёнова Т.А.

Дело № УИД 60RS0001-01-2021-005633-60 № 33-606/2022

(№ 2-2712/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2022 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда:

в составе:

председательствующего Сладковской Е.В.

судей Адаева И.А. и Дмитриевой Ю.М.,

при секретаре Богдановой О.Е.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к территориальному отделу г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области, Комитету по социальной защите Псковской области и Администрации г. Пскова о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 30 ноября 2021 года.

Выслушав доклад судьи Сладковской Е.В., объяснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО2 об отмене решения суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 (до брака ФИО3) У.Э., (дд.мм.гг.) года рождения, в отношении которой <данные изъяты>, обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к территориальному отделу г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области, Комитету по социальной защите Псковской области и Администрации г. Пскова о признании за ней права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, также просит обязать Комитет по социальной защите Псковской области включить ее в соответствующий Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда однократно за счет средств субъекта Российской Федерации и обязать Администрацию г. Пскова предоставить ей такое жилое помещение в г. Пскове.

В обоснование заявленных требований указала, что она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потому имеет право на дополнительные гарантии, предусмотренные п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; однако, решением жилищной комиссии, оформленным протоколом (****) от (дд.мм.гг.) ей было отказано во включении в соответствующий Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из-за отсутствия права на обеспечение жилым помещением.

При этом жилищная комиссия пришла к выводу о том, что она не предоставила документов, подтверждающих ее обращение по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления до исполнения 23 лет.

Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку (дд.мм.гг.) в возрасте 22 года она обращалась в органы местного самоуправления, и постановлением Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.)(****) была признана малоимущей, а постановлением от (дд.мм.гг.)(****) принята на учет нуждающихся в жилом помещении.

Полагает, что ее жилищные права нарушены, поэтому обратилась за судебной защитой.

Представитель ответчика – Комитета по социальной защите Псковской области ФИО4 иск не признала, пояснив, что поддерживает ранее изложенную позицию Комитета о том, что отказ во включении в соответствующий Список от (дд.мм.гг.) нельзя признать незаконным, поскольку истец не предоставила комиссии документы, подтверждающие ее обращение о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от (дд.мм.гг.). В настоящее время Комитет не оспаривает тот факт, что в (дд.мм.гг.) году истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущая. Сейчас истец состоит в браке и обеспечена жилым помещением.

Представитель ответчика – территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явился, в письменных объяснениях на заявленные требования указали, что в соответствии с правовым регулирование спорных правоотношений территориальный отдела г. Пскова не является надлежащим ответчиком; просят рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель ответчика – Администрации г. Пскова также не явился в судебное заседание, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В возражениях на иск сослались на отсутствие правовых оснований для обеспечения истца жилым помещением, поскольку истец не включена в соответствующий Список, как того требует закон; финансирование для приобретения ей жилого помещения не выделено.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 30 ноября 2021 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного иска по тем основаниям, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку право по жилищному обеспечению по федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ возникло у нее в связи с наступлением такого юридического факта, как прекращение над ней опеки со стороны бабушки по достижению ею 18 лет, а также по окончании образовательного учреждения.

Также полагает, что суд необоснованно не принял во внимание уважительные причины пропуск срока постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом ссылается на ненадлежащее исполнение своих обязанностей со стороны органов опеки и попечительства, а также работников образовательных учреждений, в которых она обучалась, не принявших мер к постановке ее на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Также суд неверно интерпретировал информацию о квартире, находящейся в собственности ее семьи по адресу: <****>; где метраж жилой площади составляет 47,6 кв.м., поэтому на каждого члена семьи (<данные изъяты>) приходится по 11, 9 кв.м., что менее учетной нормы на 2,1 кв.м. (14 кв.м. – 11,9 кв.м.); то есть полагает, что имеются все основания для удовлетворения ее требований.

В заседание апелляционной инстанции не явились представители ответчиков, которые надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства; о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли; Администрация г. Пскова просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, поэтому судебная коллегия полагает, что в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ возможно рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, возражений Комитета по социальной защите Псковской области об оставлении решения без изменения, исходя из объяснений истца и ее представителя судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как не противоречащее действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектом Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.

Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением составляет менее учетной нормы, т.е. это является юридически значимым обстоятельством по такой категории дел.

Тот факт, что истец относилась к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не является спорным, поскольку ее родители были лишены в отношении нее родительских прав (мать С.И.И. – в (дд.мм.гг.) года, а отец Ф.Э.В.. – в (дд.мм.гг.) году).

Над истцом была установлена опека распоряжением Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.)(****), а опекуном назначена бабушка истца – Т.Н.В.., с которой проживала истец и была зарегистрирована с рождения по адресу: <****>, общей площадью 35,5 кв.м.

Данная квартира на основании закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 была передана в совместную собственность истице и членам ее семьи С.И.И.., С.П.Н.. и С.С.Н. по договору от (дд.мм.гг.), зарегистрированному в установленном порядке (дд.мм.гг.) в ГП ОБТИ, о чем имеется регистрационная запись (****) (доли собственников договором не определены).

Вопреки выводам суда первой инстанции, который исходил из несоответствующей действительности справки Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.)(****), истец принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма постановлением Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.)(****) составом 1 человек в связи с признанием ее малоимущей (постановление Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.)(****)).

По сообщению Администрации г. Пскова от (дд.мм.гг.) в настоящее время учетный номер истца (состав семьи 3 человека, включая <данные изъяты>Г.Е.И.., (дд.мм.гг.) года рождения, и <данные изъяты>Г.Е.И.., (дд.мм.гг.) года рождения) – (****).

В связи с изложенным нельзя признать правильным и вывод жилищной комиссии, изложенный в п.26 протокола (****) от (дд.мм.гг.), о том, что истец до исполнения ей 23 лет не обращалась в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жилым помещением.

Наличие либо отсутствие подтверждающих указанное обстоятельство документов Комитет по социальной защите Псковской области обязан был проверить; то есть в этой части доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.

Вместе с тем, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Истец на день подачи иска (4.05.2021) и на день вынесения оспариваемого решения не обладала правом на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Как усматривается из материалов дела, истец не является нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью жильем не ниже учетной нормы, равной в г. Пскове 14 кв.м., то есть к ней не могут быть применены дополнительные гарантии, изложенные в п.1 ст. 8 названного федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства было установлено и подтверждено материалами дела, не оспаривается истцом, что (дд.мм.гг.) ее супруг Г.И.В.., с которым истица состоит в браке с (дд.мм.гг.), приобрел по договору купли-продажи <данные изъяты> квартиру общей площадью 62,3 кв.м. по адресу: <****>; с использованием средства материнского капитала.

На каждого члена семьи истца (4 чел.) приходится 15,57 кв.м. (62,3:4=15,57), что является выше указанной учетной нормы по г. Пскову (постановление Псковской городской Думы от 8.07.2005 № 447).

В этой части довод апелляционной жалобы следует признать ошибочным. Расчет приходящейся на долю каждого члена семьи производится из общей площади жилого помещения согласно положениям ч.1,2 ст. 31, ч.ч. 4,5 ст. 50, п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Из изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении данного дела по существу материальный закон не нарушен, у истца отсутствует право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рамках названного федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, поэтому заявленные ею исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его вынесения в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 16 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи