Судья Макарова К.М. Дело № 33-3457/2020
№ 2-2715/2020
УИД-67RS0002-01-2020-002864-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2020 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,
судей - Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.
при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,
при участии истцов ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителя истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО6, представителя ответчика Администрации города Смоленска – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Администрации города Смоленска о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей»,
по апелляционной жалобе Администрации города Смоленска на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 10 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ответчика Администрации города Смоленска – ФИО7, возражения истцов ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителя истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО6,
установила:
ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, с учетом уточнений обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании незаконным и отмене постановления Администрации г.Смоленска об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от (дата) № № и возложении обязанности на ответчика признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что представили соответствующие документы, но им было необоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей».
ФИО1, ФИО2, их представитель ФИО6 в судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации г.Смоленска ФИО7 заявленные исковые требования не признала, указав, что ФИО2 не был представлен весь пакет документов, необходимый для установления ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 10 сентября 2020 г. исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Смоленска об отказе в признании семьи ФИО1 и ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от (дата) №
Возложить на Администрацию г. Смоленска обязанность поставить ФИО1 и ФИО2 с несовершеннолетними детьми ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей».
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Смоленска просит вышеуказанное решение в части признания незаконным и отмене постановления Администрации г. Смоленска от (дата) . № «Об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО2» отменить и принять в указанной части новое решение, отказав в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Администрации г. Смоленска от (дата) № Указывает на то, что постановление Администрации г.Смоленска от (дата) . № вынесено в пределах полномочий Администрации города Смоленска. Ссылается на пункт 2.6.2 Административного регламента, в соответствии с которым для предоставления муниципальной услуги заявитель должен предоставить самостоятельно, в том числе документы с прежних мест жительства, начиная с 1991 г., что истцами сделано не было. В связи с чем в соответствии с подразделом 2.8 Административного регламента, в предоставлении муниципальной услуги отказывается. Отмечает, что установление фактов проживания, а также допрос (опрос) свидетелей с целью выявления информации не входит в компетенцию и полномочия Администрации города Смоленска.
Также указывает на то, что остался не разрешенным вопрос о пропуске срока давности, который составляет три месяца для обжалования постановления Администрации города Смоленска от (дата) №, заявленный в судебном заседании.
Считает, что истцами пропущен срок для обжалования вышеназванного постановления, поскольку требование о признании незаконным постановления Администрации г. Смоленска от (дата) № заявлено 4 сентября 2020 г.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывают на то, что основанием для отказа в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» явилось непредставление указанных документов, иных оснований ответчиком приведено не было. При этом представленные истцом документы содержат данные о нуждаемости всей семьи в улучшении жилищных условий. Отмечают, что отсутствие регистрации по месту жительства в спорные периоды в данном случае не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законодательными актами РФ.
Считают, что доводы представителя ответчика о пропуске срока являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права, поскольку общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, пропущен не был, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище на 2015-2020 годы», участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 Правил).
В соответствии со статьей 4 Закона Смоленской области от 13 марта 2006 г. № 6-з «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан (далее - заявления), поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту своего жительства (при наличии многофункционального центра по месту жительства гражданина). Заявления подаются гражданами (далее также - заявитель) лично либо их представителями. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
В соответствии с муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 2 октября 2017 г. № 2642-адм, участником муниципальной программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, подавшая заявление на участие в муниципальной программе и соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Департаментом Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) решения о включении молодой семьи - участника муниципальной программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 2.6.2 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 4 сентября 2018 г. № 2352-адм, предусмотрено, что заявитель должен предоставить самостоятельно следующие документы: 1) заявление о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (в двух экземплярах) по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту; 2) документы с прежних мест жительства начиная с 1991 г., а именно: справку о составе семьи и размере занимаемой площади; справку о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданную организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; правоустанавливающие документы на жилые помещения; 3) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); 4) копию лицевого счета на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 5) справку о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданную организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; 6) правоустанавливающий документ на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение; 7) заявления о согласии на обработку персональных данных заявителя и членов его семьи по форме согласно приложению № 3 к Административному регламенту.
Согласно пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (часть 2 статьи 1 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 декабря 2019 г. ФИО2 обратилась в Администрацию г. Смоленска с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д. 49).
Администрацией г. Смоленска ФИО2 постановлением от (дата) № было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как непредставившей документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ, с указанием на непредставление следующих документов: справки с места жительства ФИО2 в период с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г.; справки с места жительства ФИО3 в период с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г.; справки с места жительства ФИО4 в период с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г.; справки о площади и техническом состоянии занимаемых ФИО2 в период с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г., ФИО3 в период с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г., ФИО4 в период с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г. жилых помещений, выданные организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, если право собственности не зарегистрировано в Росреестре; правоустанавливающие документы на жилые помещения, занимаемые ФИО2 в период с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г., ФИО3 в период с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г., ФИО4 в период с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г. (л.д. 85-86).
Истец довела до сведения Администрации г. Смоленска, что указанные документы не могут быть представлены в орган местного самоуправления ввиду их отсутствия у истца (л.д. 50).
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что с момента рождения, то есть с 1992 г., она была вселена и проживала до 1998 г. по адресу: ... жилое помещение принадлежало родителям матери.
В период с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г. она постоянно проживала с матерью по указанному адресу.
Несмотря на то, что она находилась в семейных и в родственных отношениях с родителями матери, в жилом помещении по адресу: ... она зарегистрирована не была.
В указанные периоды у нее другого постоянного места жительства, в том числе помещения, находящегося в собственности, не имелось.
ФИО3 в период с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г. и ФИО4 в период с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г. фактически проживали с матерью ФИО2 по адресу: ..., однако регистрации по данному адресу не имели.
Согласно показаниям свидетеля ФИО8 ее дочь ФИО2 в период с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г. без регистрации проживала по адресу: ... Квартира принадлежала ее родителям. У нее (истца) не было другого жилья, семья не была обеспечена жильем; она сама (ФИО8) также жильем обеспечена не была. У ФИО2 на праве собственности либо ином праве жилого помещения в указанные периоды не имелось.
Показаниями свидетеля ФИО9 подтверждается, что ФИО2 с мая 1992 г. проживала с мамой у бабушки с дедушкой по адресу: ... Она проживала постоянно в этой квартире лет 7, пошла в школу, затем переехала, выйдя замуж.
Указанные обстоятельства при вынесении постановления Администрации г. Смоленска об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от (дата) № не были учтены.
Разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о том, что возможность представления правоустанавливающих документов, документов о проживании, а также о площади и техническом состоянии жилья за периоды с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г., с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г., с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г. не зависит от истца, в связи с чем правомерно признал незаконным постановление Администрации г. Смоленска об отказе ФИО2 в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» от (дата) № а также верно возложил на Администрацию г. Смоленска обязанность поставить ФИО1 и ФИО2 с несовершеннолетними детьми ФИО3, ФИО4, ФИО5 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включив в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей».
Администрация г. Смоленска как орган местного самоуправления, компетентный принять решение о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, была правомочна дать оценку совокупности представленных документов с учетом заявления истца о невозможности представления документально подтвержденных данных о периодах проживания с 16 мая 1992 г. по 5 марта 1998 г., с 17 августа 2012 г. по 16 декабря 2014 г., с 2 марта 2014 г. по 16 декабря 2014 г.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 проживают совместно, представленные истцом в орган местного самоуправления документы содержат данные о нуждаемости всей семьи в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя ответчика, связанные с толкованием норм процессуального и материального права, относительно необходимости обращения истцам в порядке особого производства в связи с правильностью и обоснованностью действий Администрации г. Смоленска с учетом представления неполного пакета документов при обращении в орган местного самоуправления, как указал суд, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, направлены на переоценку доказательств и правильных по существу спора выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Указание на пропуск срока обращения в суд не имеет правового значения, так как трехмесячный срок обращения в суд не установлен положениями Гражданского процессуального кодекса РФ для разрешенного спора. В данном случае было рассмотрено гражданское дело, спор вытекал из нарушения прав истцов на получение жилья.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Смоленска от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Смоленска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: